О значении и видах психологических приемов допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 17.05.2020

Статья просмотрена: 1338 раз

Библиографическое описание:

Мордюк, А. В. О значении и видах психологических приемов допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших / А. В. Мордюк, М. М. Сидоркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70177/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются ключевые особенности применения сотрудниками следственных органов психологических приемов, используемых при допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, а также анализируются проблемные аспекты использования данных приемов на практике.

Ключевые слова: несовершеннолетний, допрос, психологические приемы, тактика допроса, несовершеннолетний свидетель, несовершеннолетний потерпевший, следователь.

The article discusses the key features of the use of psychological techniques used by investigative officers during the interrogation of minor witnesses and victims, as well as analyzes the problematic aspects of using these techniques in practice.

Key words: minors, interrogation, psychological techniques, tactics of interrogation of a minor witness, juvenile victim, the investigator.

По данным статистики, опубликованной Министерством внутренних дел Российской Федерации, примерно 4 % всех раскрытых в стране преступлений, совершенных на протяжении 2019 года, были совершены несовершеннолетними, либо несовершеннолетние в данных преступлениях выступали в качестве свидетелей или потерпевших. Всего за прошедший год было выявлено 43 533 таких преступления [1]. С каждым годом это число увеличивается, что обуславливает повышенный интерес и изучение экспертами в области подростковой психологии и педагогики более детального портрета несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства, а также разработку специалистами в области криминалистики психологических приемов, направленных на установление контакта с несовершеннолетними при производстве допроса.

В настоящее время допрос является одним из самых распространенных следственных действий, в ходе которого выясняется подавляющая часть обстоятельств, имеющих значение для конкретного уголовного дела. Кроме того, полученная в ходе допроса разнообразная криминалистически значимая доказательственная и оперативно-розыскная информация зачастую служит основанием для производства других следственных действий.

Поскольку несовершеннолетний является особой процессуальной фигурой, перед проведением допроса следователю необходимо тщательно к нему подготовиться.

При подготовке к допросу несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего, работнику следственного органа, необходимо:

– детально изучить личность несовершеннолетнего, а именно, узнать его возраст, круг общения, отношения между ним и окружающими, круг интересов, сведения об образовании, атмосферу в семье, жизненные планы и стремления;

– выбрать время и место проведения допроса; определить круг лиц, участие которых также необходимо в данном следственном действии;

– составить план проведения допроса.

Также на этапе подготовки важно приготовить технические средства для фиксации хода допроса, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 191 УПК РФ, допрос с участием несовершеннолетних обязательно фиксируется с применением аудио-, видеозаписи или киносъемки, а зафиксированные материалы, могут быть использованы в судебном заседании без повторного вызова несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего [2].

Заключительным этапом при подготовке к допросу несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего является составление плана. В плане формулируются вопросы, а также фиксируется их последовательность. При формулировке вопросов учитываются возрастные и психологические особенности несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего. Задаваемые вопросы должны быть понятны подростку и соответствовать уровню его интеллектуального развития, не должны быть двусмысленными и допускающими иного толкования, а также в вопросе должна быть исключена информация, которая может быть использована несовершеннолетним при ответе.

Непосредственно перед началом следственного действия с участием несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего, следователю необходимо продумать и подобрать тактику своего проведения на допросе, а также выбрать психологические приемы, направленные на установление контакта с несовершеннолетним, создания благоприятной атмосферы, способствующей получению более полных и правдивых сведений [3].

Все тактические приемы, используемые в следственной практике, можно разделить на:

– установление психологического контакта с несовершеннолетним; актуализацию его памяти;

– разоблачение лжи; устранения искажений при добросовестном заблуждении.

Для установления контакта с несовершеннолетним свидетелем и потерпевшим, работнику следственного органа, необходимо создать доброжелательную обстановку путем общения на отвлеченные темы, например, о круге интересов несовершеннолетнего. Во время общения возможно использование «молодежных» слов и выражений, а обращаться к несовершеннолетнему свидетелю и потерпевшему лучше всего по имени. При свободном рассказе несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего о себе, необходимо его внимательно слушать и кивком головы поощрять его слова. Ни в кое случае нельзя прерывать допрашиваемого или делать какие-то замечания по ходу рассказа [4].

Одной из сложнейших задач, стоящих перед следователем во время допроса, является подбор психологических приемов, направленных на актуализацию памяти несовершеннолетнего, поскольку помимо получения полных и правдивых показаний, необходимо избежать повторного «травмирования» подростка тяжелыми и неприятными воспоминаниями произошедшего преступления, тем самым опять приводя в его в стрессовое состояние.

Психологические приемы, направленные на актуализацию памяти допрашиваемого несовершеннолетнего, включают в себя:

  1. Постановку напоминающих, уточняющих, детализирующих вопросов. Вопросы об обстоятельствах совершенного преступления задаются в логической либо хронологической последовательности.
  2. Демонстрацию вещественных доказательств. Во время демонстрации определенного вещественного доказательства, в памяти несовершеннолетнего могут всплыть забытые ранее обстоятельства, связанные с ним.
  3. Демонстрация материализованной информации. Например: демонстрация фоторобота.
  4. Оглашение показаний ранее допрошенных лиц о событиях расследуемого преступления.

Кроме того, на практике нередко случаются случаи добросовестного заблуждения и искажения истины допрашиваемыми несовершеннолетними. Для устранения добросовестного заблуждения и искажения истины допрашиваемым, получения полных и достоверных показаний следователь должен применять следующие приемы, помогающие несовершеннолетнему свидетелю и потерпевшему восстановить в памяти то или иное событие, факт, детали:

  1. Постановка вопроса о факте, который связан с исследуемым или сопутствовал ему.
  2. Предложение последовательно рассказать о своих делах и поступках за определенный промежуток времени, к которому относится исследуемое обстоятельство.
  3. Предъявление доказательств и документов, связанных с исследуемым обстоятельством, в т. ч. непосредственно о забытом факте.

Нередки и случаи нежелания несовершеннолетнего допрашиваемого давать правдивые показания по существу задаваемых вопросов. В таких случаях имеет место дача подростком заведомо ложных показаний. Причинами такого поведения допрашиваемых могут быть: боязнь мести со стороны подозреваемого или обвиняемого, либо связанных с ним лиц; желание смягчить вину подозреваемого, обвиняемого по причине дружественных или родственных отношений; нежелание в последующем быть вызванным в суд, выступать в качестве свидетеля, участвовать в ином следственном действии и т. д.

В подобных ситуациях для получения полных и правдивых показаний от несовершеннолетнего допрашиваемого свидетеля или потерпевшего следователю надлежит использовать следующие тактические приемы допроса:

  1. Допущение легенды. Если несовершеннолетний свидетель или потерпевший в ходе проведения допроса начинает давать ложные показания, следователь делает вид, что верит всему, что говорит допрашиваемый. Дальнейшая задача следователя задать как можно больше уточняющих вопросов, застать допрашиваемого врасплох, тем самым показав ему несостоятельность даваемых им объяснений.
  2. Вызов. Во время применения данного психологического приема, следователь намеренно акцентирует своем внимание на слабо доказанных или на уже установленных обстоятельствах дела, которые допрашиваемый может легко опровергнуть. После того как допрашиваемый вступил в диалог, то есть принял так называемы вызов, следователь задает вопросы, на которые допрашиваемый ранее не хотел отвечать.
  3. Внезапность. Во время проведения следственного действия, следователь внезапно задает вопрос или предоставляет информацию, о которой допрашиваемый несовершеннолетний свидетель или потерпевший ранее не знал.
  4. Последовательность. Суть приема «последовательность» заключается не только в последовательном предъявлении доказательств, но и в постепенном переходе от выяснения обстоятельств, безразличных допрашиваемому, к выяснению обстоятельств, которые его непосредственно затрагивают.
  5. Отвлечение внимания. Этот прием, иногда называемый «зашифрованным» или «косвенным» допросом. Главный вопрос следователь растворяет в числе других, не имеющих в данном случае существенного значения. Так отвлекается внимание допрашиваемого от основного факта, который важно установить следователю. В такой обстановке несовершеннолетний становится менее осторожен в изложении обстоятельств, относящихся к главному вопросу, и вопреки своим желаниям дает по нему правильные и обстоятельные показания.
  6. Создание состояния напряжения. Такое состояние следователь создает, путем напряжения эмоциональной сферы допрашиваемого несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего, напоминанием об отвратительности совершенного преступления, разъяснением недостойности его поведения на допросе и т. д. Все это может способствовать переходу допрашиваемого к правдивым показаниям.
  7. Повторность. Прием рассчитан на то, что в случае дачи ложных показаний, несовершеннолетний не сможет в точности повторить их дважды и др. [5].

В случае грамотного применения тактических и психологических приемов допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, следователь может получить наиболее полные и достоверные показания, а также защитить несформированную психику подростка от дополнительного травмирования повторным воспоминанием случившегося.

Несмотря на большое количество тактических и психологических приемов допроса несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего существует проблема, заключающаяся в отсутствии у следователей, проводящих допрос, элементарных знаний психологии несовершеннолетних, а также умений избрать нужную линию поведения, исходя из психического развития и психоэмоционального состояния подростка. Многие следователи недооценивают изучение тактических и психологических приемов допроса несовершеннолетних, а также игнорируют возможность общения с педагогом и психологом перед его проведением. Для решения данной проблемы каждому следователю помимо знаний криминалистики необходимы знания педагогики, общей, детской и подростковой психологии, умения правильно выбрать линию поведения, чтобы успешно выполнить поставленную задачу.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Рос. газ. — 2001. — 22 декабря.
  2. Авдеев В. А. Проблемы квалификации и расследования преступлений. / В. А. Авдеев. — Хабаровск: Изд-во МВД, 2017. — 170 с.
  3. Аксенова Л. Ю. Тактические приемы производства допроса. / Л. Ю. Аксенова // Сибирское юридическое обозрение. — 2019. — С. 6
  4. Алексеева С. О. Особенности тактики допроса несовершеннолетних. / С. О. Алексеева // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2019. — № 4. С. 5.
  5. Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/offenses_map
Основные термины (генерируются автоматически): несовершеннолетний свидетель, потерпевший, следователь, прием, следственное действие, добросовестное заблуждение, допрос, показание, психологический прием допроса, установление контакта.


Ключевые слова

несовершеннолетний, следователь, допрос, тактика допроса, несовершеннолетний потерпевший, психологические приемы, несовершеннолетний свидетель

Похожие статьи

Проблемные аспекты проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого

В данной статье рассматриваются некоторые организационные, тактические и процессуальные особенности допроса несовершеннолетнего. Анализируются проблемы, возникающие в ходе допроса, указываются ошибки, допускаемые следователями, и предлагаются возможн...

Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства

В статье автор раскрывает и проводит анализ особенностей тактики допроса несовершеннолетних подозреваемых на примере российской и зарубежной доктрины. Рассматриваются особенности психического состояния допрашиваемого лица и приемы для выстраивания до...

Специфика проведения допроса несовершеннолетних, обвиняемых в совершении преступления

В статье рассматриваются актуальные проблемы, с которыми сталкивается следователь в ходе расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Особое внимание уделяется особенностям и процессуальным нарушениям, допускаемым сле...

Актуальные проблемы производства допроса и очной ставки с участием несовершеннолетних

Статья освещает проблематику производства допроса и очной ставки с участием несовершеннолетних, проводимых в ходе расследования уголовных дел о преступлениях. Особое внимание сконцентрировано на тех процессуальных аспектах, которые допускают сами сле...

Особенности тактики допроса подозреваемого и обвиняемого в конфликтной ситуации

В статье анализируются особенности тактики допроса подозреваемого и обвиняемого при возникновении конфликтной ситуации, рассматриваются приемы эмоционального и логического воздействия на указанных участников уголовного судопроизводства, а также приме...

Психология допроса свидетелей и потерпевших

Статья посвящена рассмотрению психологических особенностей допроса свидетелей и потерпевших. Рассмотрены особенности проведения допроса свидетелей и потерпевших, психологические аспекты подготовки к допросу. Выявлены общие черты показаний свидетелей ...

К вопросу о методике расследования преступлений

В статье анализируются понятие и исходные положения методики расследования преступлений, ее значение в практической деятельности. Рассматриваются отдельные аспекты структуры методики расследования преступлений.

Некоторые особенности допроса потерпевшей при изнасиловании

Данная статья посвящена особенностям проведения допроса потерпевшей при изнасиловании. В исследовании отражены некоторые нюансы, позволяющие провести допрос наиболее результативно. Рассмотрена обоснованность применения методов психологического воздей...

Проблемы участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего потерпевшего

Статья раскрывает общие положения участия педагога (психолога) в допросе и раскрывает особенности стадий процессуального действия. Характеризуется процесс допроса и возможность исключения риска лжи.

О роли педагога в уголовном процессе

В данной статье рассматривается вопрос о значении педагога при проведении расследования с участием несовершеннолетнего. Получение наиболее полных и достоверных показаний от несовершеннолетнего лица возможно лишь при обеспечении грамотного педагогичес...

Похожие статьи

Проблемные аспекты проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого

В данной статье рассматриваются некоторые организационные, тактические и процессуальные особенности допроса несовершеннолетнего. Анализируются проблемы, возникающие в ходе допроса, указываются ошибки, допускаемые следователями, и предлагаются возможн...

Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства

В статье автор раскрывает и проводит анализ особенностей тактики допроса несовершеннолетних подозреваемых на примере российской и зарубежной доктрины. Рассматриваются особенности психического состояния допрашиваемого лица и приемы для выстраивания до...

Специфика проведения допроса несовершеннолетних, обвиняемых в совершении преступления

В статье рассматриваются актуальные проблемы, с которыми сталкивается следователь в ходе расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Особое внимание уделяется особенностям и процессуальным нарушениям, допускаемым сле...

Актуальные проблемы производства допроса и очной ставки с участием несовершеннолетних

Статья освещает проблематику производства допроса и очной ставки с участием несовершеннолетних, проводимых в ходе расследования уголовных дел о преступлениях. Особое внимание сконцентрировано на тех процессуальных аспектах, которые допускают сами сле...

Особенности тактики допроса подозреваемого и обвиняемого в конфликтной ситуации

В статье анализируются особенности тактики допроса подозреваемого и обвиняемого при возникновении конфликтной ситуации, рассматриваются приемы эмоционального и логического воздействия на указанных участников уголовного судопроизводства, а также приме...

Психология допроса свидетелей и потерпевших

Статья посвящена рассмотрению психологических особенностей допроса свидетелей и потерпевших. Рассмотрены особенности проведения допроса свидетелей и потерпевших, психологические аспекты подготовки к допросу. Выявлены общие черты показаний свидетелей ...

К вопросу о методике расследования преступлений

В статье анализируются понятие и исходные положения методики расследования преступлений, ее значение в практической деятельности. Рассматриваются отдельные аспекты структуры методики расследования преступлений.

Некоторые особенности допроса потерпевшей при изнасиловании

Данная статья посвящена особенностям проведения допроса потерпевшей при изнасиловании. В исследовании отражены некоторые нюансы, позволяющие провести допрос наиболее результативно. Рассмотрена обоснованность применения методов психологического воздей...

Проблемы участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего потерпевшего

Статья раскрывает общие положения участия педагога (психолога) в допросе и раскрывает особенности стадий процессуального действия. Характеризуется процесс допроса и возможность исключения риска лжи.

О роли педагога в уголовном процессе

В данной статье рассматривается вопрос о значении педагога при проведении расследования с участием несовершеннолетнего. Получение наиболее полных и достоверных показаний от несовершеннолетнего лица возможно лишь при обеспечении грамотного педагогичес...

Задать вопрос