В данной статье автором проведен анализ профилактических методов совершения несовершеннолетними общественно — опасных деяний в Российской Федерации, на основе изученных нормативно — правовых актов в этой области выработаны предложения по совершенствованию механизмов профилактики ювенальной преступности.
Ключевые слова: несовершеннолетние, преступность, профилактика, органы системы профилактики, социальные службы.
Преступность несовершеннолетних считается одним их самых негативных социальных явлений в государстве. Она не только имеет высокую деструктивность и подпитку для взрослой преступности, но и считается одной из самых латентных видов общественно — опасного поведения. Следовательно, для стабильного развития общественных институтов необходима разработка мер по профилактике совершения преступлений лицами в возрасте от 14 до 17 лет. С этой целью во многих странах действует широкий спектр организационно — правовых мер по сдерживанию криминальной активности неполовозрелых, которая показывает свою эффективность. В России на данный момент подобные механизмы только начинают свою апробацию, существуют реальные проблемы их практической реализации. Всё это требует внедрения инноваций в существующую российскую систему.
Российская модель предупреждения ювенальной преступности начала своё формирование ещё в царское время, однако, наибольшее развитие получила именно в советский период, когда были учреждены первые комиссии по делам несовершеннолетних, детские комнаты милиции, институт общественных воспитателей, воспитательно — трудовые лагеря и др. На данный момент существующая форма противодействия криминальной активности несовершеннолетних в России претерпела некоторые изменения, взяв за основу как опыт прошлых лет, так и опыт зарубежных стран. Однако, деятельность органов государственной власти, как и нормативно-правовая база, направлены на профилактику правонарушений и безнадзорности среди лиц до 18 лет. В частности, деятельность субъектов системы профилактики обеспечивает Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» (далее — Закон о системе профилактики), который основными задачами, наряду с другими, ставит предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому [1, ст. 2].
Важно понимать, что профилактика подразумевает создание таких условий и механизмов, которые бы не допускали совершения преступлений. Но преступность, как социальное явление, искоренить невозможно. Поэтому разработка мер по профилактике преступной активности должна быть рассчитана не на ликвидацию, а на минимизацию условий и факторов, которые бы способствовали её росту. В ст. 4 Закона о системе профилактики даётся перечень органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Во главе данной системы стоят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые рассматривают в индивидуальном порядке дела о правонарушениях неполовозрелых, координируют деятельность субъектов профилактики (перечень не является исчерпывающим) [2, c. 101].
При этом, главной проблемой действующей системы профилактики правонарушений несовершеннолетних является её реагирование на уже зафиксированные факты асоциального поведения лиц, совершивших общественно — опасные деяния. В настоящее время наиболее эффективно выполняют свои обязанности подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, служба опеки и попечительства и центры досуговой деятельности. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по мнению некоторых специалистов не до конца урегулирована, имеет спорные вопросы. Во-первых, состав этих коллегиальных органов остается под вопросом (какая должна быть специализация, образование, общее количество её членов, как происходит кадровый подбор и др.). Во-вторых, издаваемые данным органом акты не носят императивный характер и носят де факто больше рекомендательный характер для несовершеннолетних. В-третьих, комиссии не производят каждодневный мониторинг ситуации на подконтрольной территории, что снижает эффективность координации субъектов профилактики.
Также стоит отметить, что в последнее время органы системы профилактики все больше нацелены на вмешательство во внутрисемейные дела. Эффективность таких мероприятий ставится под сомнение, поскольку у граждан появляется недоверие к органам государственной власти, и они попросту отказываются «идти на встречу». Работа с семьями и несовершеннолетними, не заинтересованными в совместных мероприятиях, не представляется возможной, что говорит о малоэффективности существующих методов превентивного воздействия. Как утверждают Мещерякова Т., Чурилов С., российское государство идёт по пути становления ювенальной юстиции, которая уже приобретает свои очертания [4, с. 163]. Главным вопросом, которым задаются специалисты в области криминологии и уголовного права, считается целесообразность и эффективность такой системы в условиях современных российских реалий.
Для грамотной работы правоохранительных и других органов, занимающихся профилактикой ювенальной преступности первостепенно важно установить причины возникновения такого социально — негативного явления [3, с. 103]. Фундаментальное значение в становлении личности несовершеннолетнего преступника играет его микросреда (повседневное окружение, времяпрепровождение). Наибольший эффект может оказать индивидуальная работа с детьми и подростками, проводимая различными социальными службами. Такая модель показала свою эффективность в Швеции, где большую роль играет социальный работник, наделенный большими полномочиями.
Результативность работы социальных служб обусловлена тем, что: 1) гражданам легче работать с представителями таких субъектов профилактики (больше доверия к человеку простому, нежели правоохранительным органам); 2) работникам социальных организаций легче проводить мониторинг ситуации подконтрольных территорий, так как не ограничена их численность; 3) такие специалисты являются связующим звеном между несовершеннолетним и другими профилактическими структурами. При этом важен сбор и обработка получаемой социальными службами информации о возможных детях, находящихся в социально — опасном положении и имеющих склонность к отрицательному поведению. Целесообразно тщательно проводить подбор кадров специализированных социальных служб, уделяя внимание их квалификации и образованию.
Для тех несовершеннолетних, которые уже совершили преступления и понесшие наказание следует организовать грамотную социальную реабилитацию. Она должна подразумевать не только работу психологической направленности, но правовое, нравственное воспитание, помощь в трудоустройстве, получении образования и досуга (комплексное ведение кадров). Поэтому важно не только создание правовой базы, но и создание инфраструктуры для этих целей, грамотный подбор персонала.
Подводя итог, необходимо указать на низкую эффективность российской системы предупреждения ювенальной преступности из-за отсутствия эффективных механизмов превентивного воздействия на каждого отдельного ребенка. Российская модель рассчитана, фактически, на реагирование на уже совершенные факты криминальной активности, но не на устранение фактов их появления. Правоохранительная система попросту перегружена и не справляется со всеми обязанностями, а государство всё больше стремится ко вмешательству в личную жизнь семей. Для решения сложившейся проблемы предлагается взять за основу шведскую модель профилактики детской преступности, создав специализированные социальные учреждения, наделенные широкими полномочиями. Каждый из специалистов социальных служб должен стать своеобразным «другом семьи и несовершеннолетних», который сможет помочь в решении их проблем, не используя методы императивного характера.
Литература:
- Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». М.: Ось — 89. 2019. 64 с.
- Беженцев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М.: МПСУ. 2012. 296 с.
- Кара И. С. Некоторые вопросы совершенствования профилактики преступности несовершеннолетних в России // В сборнике: Право: история, теория, практика Сборник статей и материалов. 2018. С. 102–110.
- Мещерякова Т., Чурилов С. и др. Криминология и предупреждение преступлений: преступность несовершеннолетних 2-е изд. Учебное пособие для СПО. М.: Литрес. 2019. 220 с.