В статье рассматривается вопрос педагогического воздействия мультипликационных фильмов на детей младшего школьного возраста. Представлены способы и условия использования мультипликации в качестве средства духовно-нравственного воспитания младших школьников. Предложена подборка мультфильмов для проведения занятий.
Ключевые слова: дети, мультфильмы, духовно-нравственное воспитание, поведение, влияние.
В современном информационном обществе нам приходится иметь дело с большими потоками информации, которые, несомненно, влияют на нас определенным образом. В зависимости от возраста дети отдают предпочтение различным видам медиа. Самой незащищенной категорией перед лицом телеиндустрии становятся дети. Так, в дошкольном и младшем школьном возрасте пресса почти не востребована, так как дети только учатся читать. Особое место в репертуаре детей занимают мультипликационные фильмы [8].
Мультфильмы (от лат. multiplication — умножение) — «область киноискусства, представленная фильмами, которые создаются путем покадровой съемки последовательных фаз движения рисованных, живописных (графическая мультипликация) или объемно-кукольных (объемная мультипликация) образов» [6, с. 153]. Подразумеваются под мультфильмами не только созданные таким способом фильмы, но и другие фильмы, созданные путем анимации, компьютерной графики и т. д. [5, с.3–6].
Мультфильмы имеют уникальный педагогический потенциал: в необычной, ненавязчивой, наглядной и красочной форме способны раскрывать такие важные и сложные понятия, как дружба, верность, добро и зло, взаимовыручка, соучастие, сочувствие. Но могут нести в себе и отрицательное влияние [4, с. 71–72].
При просмотре мультфильмов срабатывают следующие механизмы формирования поведения:
– заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта;
– внушение — воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок;
– подражание — следование примеру, образцу.
Реализация разнообразных способов использования мультипликации для духовного развития детей возможно через создание условий:
– обоснованность выбора мультипликационного материала. Предлагаемые произведения должны быть связаны с возрастными особенностями, интересами детей, изучаемым материалом и т. д.;
– методологически и методически грамотное руководство педагога работой с мультфильмом. Работа с мультфильмом не может быть сведена к его просмотру. Она должна содержать активное осмысление духовных категорий, отраженных в мультипликационном произведении;
– обеспечение адекватности восприятия мультфильма и оценка действий персонажей. Педагогу важно контролировать процесс осмысления духовных категорий, чтобы избежать неверного понимания спорных моментов, чрезмерного упрощения ценностей и т. д.;
– личность самого педагога, отвечающая самым высоким духовно-нравственным требованиям. Для эффективности работы крайне важно, чтобы сам педагог являлся носителем духовных ценностей;
– готовность педагога (теоретическая, практическая, психологическая) к доверительному общению с детьми и к использованию мультфильма для духовного развития детей;
– побуждение детей к принятию самостоятельных решений, к самостоятельному нравственному выбору; прогнозирование результатов детских поступков [1, с.31–34].
Для смягчения пагубного воздействия СМИ А. С. Фомиченко [7, с. 69–71] предлагает два основных подхода: 1) критическое видение, т. е. воспитание у зрителей осознания асоциальной и вредоносной природы агрессивного поведения и помощь им в создании ненасильственных альтернатив разрешения конфликтных ситуаций; 2) инициативы СМИ, т. е. применения медиа-изображений с целью освещения пагубного воздействия насилия.
Напомним, что возрастная классификация информационной продукции — совокупность норм, регулирующих доступ к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, в Российской Федерации была ведена с 1 сентября 2012 г., после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [2, с. 87–92].
Существуют разнообразные способы использования мультипликации в качестве средства духовно-нравственного воспитания младших школьников. Как отмечает И. Гундорова [3], педагог может предложить детям игру-инсценировку по просмотренному мультфильму, в процессе которой ребенок постепенно входит в содержательный мир фильма и усваивает его художественную логику, оценивает поступки персонажей, что вызывает обычно наибольшие затруднения, т. к. у детей данного возраста преобладает ситуативное восприятие событий без проникновения в их причинно-следственные связи.
Для более глубокого освоения нравственно-эстетического мира мультфильма, знакомства со спецификой художественной выразительности в разных видах искусства можно предложить детям для сравнения книги, иллюстрации к ней с мультфильмом, созданным на основе этой книги. Кроме того, по результатам просмотренного мультфильма детям может быть предложена изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность детей на основе просмотренного мультфильма должна быть направлена не на копирование работы художника, а на выражение эмоций, отношения к героям мультфильма, на осмысление выразительных средств, с помощью которых создан характер героя, выражена авторская позиция. Также необходимо обсуждение личностных и коммуникативных особенностей персонажей мультфильма; творческая работа по мотивам мультфильма.
Основной формой работы являются подгрупповые занятия. Временные рамки занятия определяются 30–35 мин. Все занятия предполагается проводить в специально оборудованном помещении. На занятиях предполагается использовать такие мультфильмы как: «Приключения Хомы», «Смешарики» серия 1, «Он попался», «Ну, погоди!» 8 выпуск, «Месть кота Леопольда», «Веселые Мишки» серия «Лень», «Эй, ты», «Возвращение Капитошки», «Маша и Медведь», «Малыш и Карлсон», «Варежка», «Бременские музыканты» и др., а также фрагменты мультфильмов. В качестве «наглядных» образцов, носителей полярных эталонов и поступков для детей могут быть представлены герои мультфильмов, которые в большинстве своём содержат в себе противоположные качества и проявления поведения, легко распознаваемые и разделяемые даже младшим школьником. Например, Фунтик и госпожа Белладонна, Баба-Яга и Аленушка, Золушка и мачеха, Иван и царский стременной из мультфильма «Конек-Горбунок», заяц и волк, старик и старуха из «Сказки о золотой рыбке». Например, просмотр мультфильма «Снежная королева» позволяет сформировать целый ряд важных духовно-нравственных представлений. В частности, о значении добрых отношений между членами семьи, взаимопомощи в семье, о необходимости оказывать поддержку попавшим в беду, о том, что перед лицом опасности семье нужно сплачиваться и вместе преодолевать препятствия и т. д.
Ребёнку доступнее и проще сравнить себя с мультипликационным персонажем, чем ориентироваться на абстрактные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Шаханская А. Ю. [8, с. 286–289] замечает, что положительное влияние на детей данной категории может оказывать работа с мультипликационными фильмами по сюжетам сказок. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что «классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок. Там, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать ее» [9, c. 147].
В процессе просмотра мультфильмов, организации игры на основе сюжетной линии мультипликационных произведений, следования определённой роли в этой игре ребёнок получает и накапливает информацию о правилах отношений, соответствующих той или иной роли. Так, у младшего школьника постепенно зарождается идеальный образ должного и на его основе формируется механизм подчинения данному образу. В свою очередь, личное неприятие, возникающее в процессе сопоставления ребёнком себя с отрицательным эталоном, присущем поведению того или иного персонажа, ухудшает представления о самом себе и ведёт к перестройке отрицательного поведения. В содержание мультфильма «упаковываются» учебные задания, которые подаются в форме игр, упражнений, этюдов.
Безусловно, современная мультипликация имеет неоднозначное влияние на ребенка. С одной стороны, современные мультфильмы носят все более развлекательный характер, некоторые из них даже сложно назвать детскими, так как они могут содержать в себе и грубую лексику, и сцены насилия, и модели асоциального поведения, что может негативно влиять на детей младшего школьного возраста. В этом случае, особенно в отсутствии пояснений и комментариев взрослых, нравственно-эстетическое пространство мультфильмов, через которое ребенок усваивает нормы поведения, может стать для него опасным. С другой стороны, мультипликационное кино как вид искусства обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями. Перед родителями и педагогами стоит важная задача не только отобрать положительные в плане формы и содержания мультфильмы, но и в полной мере использовать в работе с детьми их педагогический потенциал.
Литература:
- Брызгалова И. Л. Особенности использования мультипликации при коррекции и развитии эмоциональной сферы у детей с задержкой развития // Детская и подростковая реабилитация. — 2010. — № 2.
- Гигиенические требования к просмотру телевизионных передач, мультфильмов: в соответствии с нормативами СанПиН 2.4.1.2660–10 // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2012. — № 12.
- Гундорова И. Телевидение и нравственность. Возможен ли союз. Наши дети [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=20060121. — Загл. с экрана.
- Заянкаускас О. И. Психологическое влияние мультфильмов на развитие личности ребенка // Международный журнал экспериментального образования. — 2010. — № 4.
- Лалетина А. Ф. Культурообразующее значение мультипликации // Лингвокультурология. — 2009. — № 3.
- Педагогический энциклопедический словарь — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
- Фомиченко А. С. Агрессия: актуальные проблемы исследования // Социогуманитарный вестник. — 2009. — № 1(3).
- Шаханская А. Ю. Влияние мультипликационных фильмов на развитие детей младшего школьного возраста // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — № 22 (313). — С. 286–289.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М., 1999. — 360 с.