Формирование коллектива подростков занимает ведущее место в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы. Анализ научных подходов (А. В. Беляев, Т. В. Болотова, А. С. Макаренко, Л. И. Новикова, В. А. Сухомлинский, Т. Н. Савенко, В. А. Сластенин, О. И. Петрич и др.) позволяет рассматривать подростковый коллектив как объект гражданско-патриотического воспитания. В подростковом коллективе формируются гражданско-патриотическое сознание, субъектные позиции и гражданско-патриотические качества отдельных членов коллектива, которые с помощью механизмов целенаправленной совместной деятельности и конструктивного межличностного взаимодействия интегрируются в гражданственность и патриотизм всего коллектива.
Гражданско-патриотическое воспитание оказывает существенное влияние такие характеристики подросткового коллектива, как: морально-психологический климат; взаимная ответственность; уровень групповой сплоченности; коллективная направленность на достижение высоких результатов учебно-воспитательной деятельности.
Особое значение для формирования коллектива подростков имеет методическое обеспечение гражданско-патриотического воспитания на основе применения современных технологий, форм и методов, а также распространения инновационного педагогического опыта.
Одним из приоритетных направлений формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы является организация социально-психологического тренинга. Как отмечают авторы (Л. Ф. Анн, А. Г. Грецов, С. И. Макшанов, Е. В. Сидоренко и др.), социально-психологический тренинг ускоряет процесс овладения навыками эффективного социального поведения, полноценного взаимодействия с другими людьми, способствует более полному самопознанию и самоопределению личности.
Опираясь на работы С. И. Макшанова, необходимо отметить, что умелое использование элементов социально-психологического тренинга в системе гражданско-патриотического воспитания подростков имеет ряд достоинств:
- Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем.
- В группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни.
- Возможность получения обратной связи от подростков со сходными проблемами.
- Возникающие в результате групповой работы эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания подростков.
- Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания [1].
Активная работа в данном направлении проводится в Муниципальном казённом образовательном учреждении «Смаглеевская средняя общеобразовательная школа» (Воронежская область, Кантемировский район, с. Смаглеевка).
В рамках реализации программы гражданско-патриотического воспитания «Патриоты России» в Смаглеевской СОШ был разработан тренинговый комплекс «Познай себя: взгляд в будущее», ориентированный на подростков 15–17 лет. Применяется в 9–10 классах.
Цель тренингового комплекса: создание условий для формирования гражданско-патриотических качеств подростков.
Основные задачи тренингового комплекса:
формирование адекватной самооценки подростков;
формирование в подростковом коллективе умений и навыков социального взаимодействия и конструктивных межличностных отношений;
формирование у подростков образа желаемого будущего, гражданско-патриотической Я-концепции, социальной ответственности, гражданско-патриотической субъектности.
Тренинговый комплекс «Познай себя: взгляд в будущее» состоит из трёх последовательных блоков, каждый из которых, являясь частью комплекса, в то же время, сохраняет относительную самостоятельность и содержательную завершенность.
Направленность тренинговых процедур блока № 1 «Какой Я» — формирование адекватной самооценки. Блок № 2 «Я и другие» обеспечивает формирование в подростковом коллективе умений и навыков социального взаимодействия и конструктивных межличностных отношений. Тренинговые занятия в блоке № 3 «Я и моё будущее» направлены на формирование у подростков образа желаемого будущего, гражданско-патриотической Я-концепции, социальной ответственности, гражданско-патриотической субъектности.
Одним из ведущих аспектов тренингового комплекса «Познай себя: взгляд в будущее» является применение технологий социально-моделирующей игры во всех его структурных блоках. Так, например, тренинговые занятия в структуре блока № 1 подкрепляются социально-моделирующей игрой «Открываю себя», позволяющей увидеть подростку уровень развития себя как личности, провести самоанализ своих конструктивных и деструктивных качеств.
В блок № 2 включена социально-моделирующая игра «Сам себе Взрослый» (на основе трансактного анализа Э. Берна), которая позволяет подростку, используя простейшие коммуникативные приёмы и техники строить конструктивные модели межличностного взаимодействия и общения в коллективе, управлять межличностными конфликтами.
В блоке № 3 используется социально-моделирующая игра «Поступки желаемого будущего», которая способствовала формированию ценностно-смысловой сферы личности подростков как гражданина и патриота. В структуру блока № 3 также включены практические упражнения: «Я хочу быть — Я могу быть — Я должен быть»; «Мой девиз гражданина и патриота»; «Мы — Россияне». Данные упражнения направлены на формирование гражданско-патриотической Я-концепции и развитие гражданско-патриотической субъектности подростков.
Необходимо отметить, что тренинговый комплекс «Познай себя: взгляд в будущее» является также эффективным средством формирования коллектива подростков. С целью оценки влияния тренинговых занятий на динамику развития классного коллектива в Смаглеевской СОШ было проведено исследование. В качестве диагностического инструментария использовалась Методика самооценки коллектива [2]. Данная методика предназначена для изучения уровня социально-психологического развития коллектива по следующим параметрам: ответственность; коллективизм; сплоченность; контактность (личные взаимоотношения); открытость (отношение к новичкам и представителям других коллективов); организованность и информированность.
В качестве экспериментальной группы был взят 9-й класс, который был протестирован перед началом проведения тренинговых занятий по Методике самооценки коллектива. После проведения тренинговых занятий проводилось повторное тестирование этого же класса (уже 10-го класса) по вышеуказанной методике. Результаты анализа динамики развития классного коллектива до и после занятий в структуре тренингового комплекса «Познай себя: взгляд в будущее» представлены на рисунке 1.
Результаты анализа, приведённые на рисунке 1, свидетельствуют о положительной динамике формирования подросткового коллектива с помощью тренинговых занятий в системе гражданско-патриотического воспитания по таким параметрам, как: ответственность; коллективизм; сплоченность; контактность; открытость; организованность; информированность.
Рис. 1. Результаты анализа динамики развития классного коллектива до и после занятий в структуре тренингового комплекса «Познай себя: взгляд в будущее»
Таким образом, социально-психологический тренинг в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы способствует формированию коллектива подростков через обучающее, коррекционное и развивающее воздействие на его членов.
Литература:
- Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: монография / С. И. Макшанов. — СПб.: Образование, 1997. — 238 с.
- Методические рекомендации по изучению социально-психологического климата в коллективах / Сост. О. Ю. Голубева, О. Ю. Шаповалова. — М.: ЦЭПП МЧС России, 2011. — С. 65–68.