Книга С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций» многое значит в изучении и анализе глобальных международных отношений, а также позволяет прогнозировать возникновение противоречий и конфликтов в мире. Поводом для создания этого научного труда стали мировые события, вследствие которых стало возрастать американское влияние на международной арене, ослабевали позиции постсоветского пространства, и началась активизация Китая.
Актуальность данной работы заключается в том, что в мировых процессах существуют противоречия между сообществами, которые носят культурно-религиозный характер, и наблюдается увеличение риска цивилизационных столкновений. В современном мире молодые цивилизации теряют устойчивость в условиях нестабильности мировых отношений. Уже несколько десятилетий книга этого автора является предметом изучения разными геополитическими научными школами. В особенности, к теориям Хантингтона следует отнести новый метод исследования международных систем на основании культурно-религиозных цивилизационных ценностей.
Термин «цивилизация» широко применяется для определения развития человеческого общества. Понятие «цивилизация» в своих научных трудах использовали еще Вольтер, Тюрго и Кондорсе. Хантингтон определяет цивилизацию как «культурную общность наивысшего ранга, самый широкий уровень культурной идентичности людей». А также выделяет ее объективные критерии: язык, история, религия, обычаи, институты и самый главный критерий — самоидентичность людей. Интерпретация Хантингтона носит субъективный характер, так как будучи американским ученым он рассматривает современные геополитические проблемы через призму возможных угроз для гегемонии США, поэтому в его концепции интересы отдельной страны преобладают.
Труд «Столкновение цивилизаций» основан на «теории локальных цивилизаций» Арнольда Тойнби, который рассматривал пять цивилизаций: западную, индуистскую, православно-славянскую, конфуцианскую, японскую, исламскую, латиноамериканскую и африканскую. Хантингтон добавляет три новые — японскую, африканскую и латиноамериканскую. Его деление носит культурно-географический характер, так как «…для людей важна не политическая идеология или экономические интересы. Вера и семья, кровь и убеждение — это то, с чем люди себя идентифицируют, за что они будут бороться и умирать».
Помимо цивилизационного подхода, Хантингтон и Тойнби отводят важную роль религии. По мнению Хантингтона «религия является главной характеристикой цивилизации», на основе которой вырабатываются культурные ценности. Усиление различий между цивилизациями, увеличение разногласий между ними и углубление враждебности — следствие активного взаимодействия между разными цивилизациями. По Хантингтону, этому способствует и то, что национальные государства теряют свою роль. Но при этом, усиливается роль религии, которая «разделяет людей еще более резко, чем этническая
Ученый считает, что стремление Запада навязать другим свои представления и ценности является одним из источников международных конфликтов. Стремление западных стран насадить демократию и права человека другим государствам лишь создает условия для новых конфликтов на международной арене. Такие конфликты могут перерасти в глобальную мировую войну, причем Хантингтон считает наиболее вероятным источником исламский мир.
Демографический рост в исламских странах порождает политическую напряженность, что приведет к конфликтам вдоль границ исламской цивилизации. Также опасность исламской цивилизации возрастает из-за отсутствия центрального государства. В итоге, отдельные государства постоянно конкурируют между собой, создавая почву для конфликтов. Поэтому Хантингтон связывает ислам с большим конфликтным потенциалом.
Еще одной из угроз для западной цивилизации является демографический спад на фоне увеличения миграционных протоков. Так, в Европе треть мигрантов — выходцы из мусульманских стран. Такая ситуация развивает культурную деградацию Запада.
Стоит отметить, что идеологии XX-го (социализм, анархизм, марксизм, коммунизм, социал-демократию, консерватизм, национализм, фашизм) теряют свою роль. В процессе ухода политических идеологий, на их место приходят религиозные и культурно-исторические: «Внутрицивилизационное столкновение политических идей, порожденное Западом, сейчас вытесняется межцивилизационным столкновением культур и религий».
Так, попытка влияния западной цивилизации на другие сообщества и противостояние других цивилизаций будут формировать отношения на международной арене в будущем. Западную цивилизацию ждет множество ударов со стороны других цивилизаций. Дополнительную угрозу создают «переселенцы», разрушительно влияющие изнутри.
Помимо всего прочего, Самуэль Хантингтон в своей концепции отмечает влияние России и Украины на современный миропорядок. Следует отметить, что Хантингтон подчеркивает роль православной. Он наделяет Россию статусом особой цивилизации, так как она — «продукт, идущий от Киевской Руси и Московского княжества, особой культуры, имеющей византийские корни и сложившейся под воздействием монгольского господства. Это влияние сформировало общество и культуру, не похожую на культуру Западной Европы».
После того как коммунизм исчерпал себя, разрыв между Россией и Западом вновь увеличился. Россия выстраивает свой государственный блок, с православным ядром и исламскими государствами (Азербайджаном, Арменией и Грузией) на окраине. Хантингтон отмечает, что в отличии от СССР, Россия «является крупной державой с региональными... интересами», а не мировыми.
Хантингтон отводит важное место для Украины в русско-православной цивилизации. Он предположил о развитии одного из трех возможных сценариев развития российско-украинских отношений: «государственное объединение двух родственных народов; раздел Украины вдоль исторически сложившейся границы на Восточную и Западную; Россия и Украина образуют ядро православной цивилизации, так же как Франция и Германия образуют ядро европейской цивилизации», выделяя последний наиболее вероятным.
Дискуссия о возможности третьей мировой войны не утихает ни одно десятилетие. По мнению Хантингтона, все войны — это следствие конфликта цивилизаций. Он вводит понятие «линии разлома» между цивилизациями. Раньше точки конфликтов располагались на политико-идеологических границах. В современном же мире они находятся на «линии культурных разломов». Особую опасность представляют конфликты вдоль линий разлома между цивилизациями. Поэтому Хантингтон говорит, что следующая мировая война будет войной между цивилизациями. Американский политолог считает главным межцивилизационным конфликтом конфликт между западной цивилизацией и остальным миром, обозначив это термином «центральная ось мировой политики». Автор также говорит, что войны нового тысячелетия будут основаны на культурно-идеологических различиях.
Таким образом, в двадцатом веке отношения между обществами перешли от доминирования одной цивилизации над другими, к этапу индивидуальных и разнонаправленных взаимоотношений между всеми цивилизациями. Геополитическая картина мира стала меняться и характерные особенности предыдущих межцивилизационных отношений начали исчезать.
Работа Хантингтона направлена на то, чтобы заострить внимание на нарастающих проблемах не между странами, а между цивилизациями. В его труде не утверждается то, что нации-государства исчезнут, но каждая цивилизация станет политически единой и целостной, а конфликты и борьба между различными группами внутри цивилизаций прекратятся. Сегодня доказательством тому служат конфликты происходят или нарастают на сломе цивилизаций. Противостояние между Западной и исламской цивилизацией нарастали столетиями и превратились в противостояние в конце XX века, с пиком могущества западной цивилизации и обретением независимости мусульманских стран.
В «Столкновении цивилизаций» Хантингтона можно выделить несколько основных тезисов:
– противоречия между цивилизациями важны и реальны; цивилизационное самосознание возрастает;
– конфликт между цивилизациями придёт на смену идеологическим и другим формам конфликтов в качестве преобладающей формы глобального конфликта;
– международные отношения, исторически являвшиеся игрой в рамках западной цивилизации, будут всё больше превращаться в игру, где незападные цивилизации станут выступать как активные действующие лица.
Труд Хантингтона оставил значительный след в политологии и социологии. А сам автор ушёл из жизни, убеждённым, что: «Цивилизационный подход в значительной мере объясняет и упорядочивает «цветущую и жужжащую неразбериху» мира после холодной войны, и поэтому привлек столь большое внимание и стал причиной оживленных споров во всем мире.
Литература:
- Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. — М.: Рольф, 2001–640 с., ISBN 5–7836–0413–5, тир. 5000 экз.
- Тойнби А. Дж., Хантингтон С. Ф. Вызовы и ответы. Как гибнут цивилизации — М.: Алгоритм, 2016–288 с. — ISBN 978–5–906817–86–0
- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. — 1994. — № 1. — с.33–48.
- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Самюэль Хантингтон: пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. — М.: АСТ, 2005. — 603. — (Philosophy).