В статье рассматривается влияние коммуникативной компетентности взрослых на развитие социальной коммуникации детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольное образование, коммуникативная компетентность, социальная коммуникация, дошкольный возраст, образовательный процесс, поведенческий компонент.
В условиях изменяющейся социальной реальности процесс формирования механизма коммуникативной компетентности личности претерпевает изменения.
С. В. Никитина, Н. Г. Петрова, Л. В. Свирская [1] выделяют пять ключевых компетентностей, которыми может овладеть воспитанник учреждения дошкольного образования: социальную, коммуникативную, деятельностную, здоровьесберегающую и информационную.
Коммуникативная компетентность большинством авторов признаётся ведущей. Ведь именно в процессе взаимодействия с другими людьми происходит становление личности ребенка. Умение общаться с другими людьми, чётко выражать свои мысли, ставить себя на место другого, различать эмоциональные проявления сверстников и взрослых необходимы ребёнку для успешной социализации. Поэтому работа по формированию коммуникативной компетенции является приоритетной в учреждениях дошкольного образования. Но, несмотря на важность развития данной компетентности, реальная ситуация в учреждениях дошкольного образования свидетельствует о том, что работа по целенаправленному формированию коммуникативных компетенций у воспитанников далеко не всегда ведётся системно и в полном объёме.
У детей часто возникают конфликтные ситуации, они не могут договориться о правилах игры, поделиться игрушками, проявляют агрессию. Возникновение трудностей в социальной коммуникации препятствует нормальному общению детей, а также создают препятствия для образовательного процесса в целом.
Традиционно авторы выделяют следующую структуру коммуникативной компетентности: мотивационно-личностный, когнитивный, поведенческий компоненты.
Мотивационно-личностный компонент представляет собой потребность в общении. Именно в процессе общения раскрываются личностные особенности каждого человека и таким образом определяют его направленность и содержание.
Когнитивный компонент представляет собой знания о взаимоотношениях людей. Это могут быть знания и представления о поведении в обществе, о мире эмоций, которые могут выразить те или иные чувства, об личностных особенностях и их влиянии на дальнейшее взаимодействие.
Поведенческий компонент представлен коммуникативными умениями, способами деятельности и опытом. Данный компонент объединяет в себе предыдущие и демонстрирует их реализацию в условиях реальной жизни. Т. е. всё то, что ребёнок знает и усвоил, его поведение в различных ситуациях в зависимости от складывающихся условий, применение на практике норм и правил.
Рассматривая коммуникативную компетентность, авторы выделяют также такие понятия как:
– коммуникативные знания (представлены знаниями о средствах и способах взаимодействия: возможности речи и невербальных средств общения для того, чтобы передать сведения, осуществить взаимодействие),
– коммуникативные умения (включают в себя умение понимать окружающих людей, умение выражать свои мысли, умение говорить так, чтобы быть правильно и однозначно понятыми партнерами по беседе.),
– коммуникативные способности (способность ребенка понимать другого человека: правильно определять его чувства, настроение, то, что партнер по общению хочет донести вербально и через мимику, жесты, позы).
Игровая деятельность преобладает в дошкольном возрасте, она мотивирует детей контактировать, а также является эффективным способом построения совместного делового партнерства и свободного общения (Л. В. Артёмова, Е. О. Смирнова, С. Г. Якобсон). В игре дети учатся взаимодействовать, решать возникающие проблемные ситуации мирным путём, учатся договариваться, вместе идти к общей цели.
Для развития коммуникативной компетентности с детьми необходимо проводить комплексную работу по развитию социальной коммуникации.
Она включает в себя:
– организацию специальных занятий,
– обсуждение проблемных ситуаций, поиск компромиссных решений,
– проведение коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в коммуникативной сфере,
– изучение педагогами передового опыта по данной теме и внедрение в свою деятельность,
– работа с семьёй (индивидуальная и групповая) и др.
Главная цель реализации учебной программы дошкольного образования в Республике Беларусь является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями [2]. Ставятся задачи обеспечения разностороннего развития личности ребенка, формирования гуманного отношения к себе и окружающему миру, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, приобщения к общечеловеческим ценностям, развития речи.
Е. В. Позолотина [3] говорит о важности определения коммуникативной компетентности педагога. Ведь низкий уровень компетентности воспитателя будет оказывать значительное влияние на образовательный процесс, коммуникацию с воспитанниками, педагогами учреждения образования, семьями детей. Взрослый подаёт пример, учит детей эффективному взаимодействию, от него во многом зависит благоприятный микроклимат в группе. Следовательно, вопрос повышения квалификации педагога по проблеме успешной социальной коммуникации необходимо держать под особым контролем.
Также нельзя забывать об организации развивающей среды, которая является отражением уровня профессиональности педагога. При организации обстановки необходимо учитывать возрастные особенности воспитанников, специфику предметно-игровой среды и различные варианты ее использования, особенности организации взаимодействия с учётом имеющегося инвентаря.
Педагоги также осуществляют работу с семьями воспитанников. Проведение просветительских мероприятий по вопросам развития социальной коммуникации дошкольников (родительские собрания, круглые столы, дискуссионные клубы и т. д.) выводят на более высокий уровень показатели коммуникативной компетентности взрослых и, как следствие, создают благоприятную основу для развития социальной коммуникации у детей.
При работе с семьёй необходимо использовать социально-коммуникативные технологии, которые показывают свою эффективность при соблюдении условий:
– позитивная взаимосвязь — понимание общей цели всеми участниками, важность участия каждого члена,
– непосредственное взаимодействие, предполагающее тесный контакт всех единомышленников,
– индивидуальная ответственность каждого.
Наиболее эффективные социально-коммуникативные технологии в работе с родителями — «Дерево решений», «Деловая игра», «Дискуссия», «Дебаты», «Аквариум», «Карусель». Данные технологии позволяют максимально привлечь родителей для совместной работы, обеспечивают возможность каждого поделиться своим опытом и мыслями, создают атмосферу сотрудничества, помогают моделировать различные ситуации и находить компромиссное решение.
Таким образом, можно говорить о том, что для успешного развития коммуникативной компетентности воспитанников необходим комплексный подход в работе семьи и учреждения дошкольного образования. Совместные слаженные действия, высокий уровень подготовки специалистов, создание благоприятной развивающей среды будет способствовать повышению уровня социальной коммуникации у дошкольников.
Литература:
- Никитина С. В. Оценка результативности и качества дошкольного образования.Научно-методические рекомендации и информационные материалы /Никитина С. В., Петрова Н. Г., Свирская Л. В. // М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. — 216 с.
- Учебная программа дошкольного образования / МО РБ // Минск: Аверсэв, 2019. — 480 с.
- Позолотина Е. В. К проблеме оценивания коммуникативной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения / Е. В. Позолотина // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 9. — С. 90–94.