Теоретические аспекты проведения дискуссии как метода проблемного обучения японскому языку в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 17.05.2020

Статья просмотрена: 196 раз

Библиографическое описание:

Лысикова, А. А. Теоретические аспекты проведения дискуссии как метода проблемного обучения японскому языку в вузе / А. А. Лысикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 589-592. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70192/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются теоретические аспекты проведения дискуссии как метода проблемного обучения японскому языку студентов ВУЗа. Автор акцентирует внимание на том, что дискуссия как метод проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению под руководством преподавателя посредством обсуждения темы, направленной на формирование навыков решения сложных задач у студентов, развития критического мышления, навыков ведения диалога. Автором рассматриваются различные стили проведения дискуссии. Выделены некоторые методические особенности организации дискуссии при обучении японскому языку в ВУЗе.

Ключевые слова: проблемное обучение, дискуссия, метод, диалог, культурные традиции.

Возможность мыслить нестандартно, оригинально в учебном процессе, шанс высказать свою точку зрения или предположения и продемонстрировать компетентность в вопросе, мотивирует студентов и дает им большую уверенность в себе и своих силах. Навык решения проблем (problem-solving) состоит из способности достигать решения. Решение проблемы может включать в себя как математические операции, так и умение систематизировать материал, и может быть мерилом сформированности навыков критического и творческого мышления индивида [4, с. 41]. Проблемное обучение — это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы [5, с. 265].

Как отмечает Е. А. Гончарова, актуальность проблемного обучения заключается в предоставлении обучаемым возможности самостоятельной работы, соответствующей их индивидуальным интересам и способностям [1, с. 94]. Проблемный подход в изучении иностранных языков предполагает задачи, связанные с реальной жизнью, и воспроизведение ситуаций, с которыми обучаемый может столкнуться в профессиональном контексте. Решаемые проблемы в моделируемой ситуации должны быть интересны студентам, более того, они должны соотноситься с интеллектуальной готовностью студентов обсуждать и решать их.

Использование проблемного подхода в обучении иностранному языку предполагает моделирование такого контекста, который помещает студентов в ситуацию выбора. Для успешного выбора из ряда альтернатив студенты могут прибегать к полученным ранее знаниям, а также к поиску информации, они могут обращаться к личному опыту, чувствам и эмоциональным переживаниям. Все это будет мотивировать их мыслить самостоятельно, приходить к выводам, выражать свое мнение и не бояться давать собственную оценку фактам. Традиционно называют четыре основных шага в решении проблемы: 1) определение проблемы; 2) создание альтернатив; 3) оценка и выбор альтернатив; 4) реализация решений. Данный алгоритм может лежать в основе таких методов, как метод кейсов, метод проектов, метод дискуссии [6, с. 62].

Метод дискуссий как один из методов проблемного обучения находит все большее применение на занятиях по иностранному языку, в том числе при профессионально-ориентированном обучении, главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания студентов из разных областей при решении какой-то проблемы, дает возможность применить языковые знания и навыки на практике, генерируя при этом новые идеи [3, с. 56].

У А. А. Ивина дается следующее определение: дискуссия — это «спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы убеждения» [2, с. 11]. М. Кларин, С. Мельникова, Л. Яворовская относят ее к форме организации обучения, делая акцент на том, что дискуссия связана с организационными требованиями, например, о правильности размещения обучающихся [3, с. 14]. В. Оконь рассматривает дискуссию как возможность приобретения новых знаний, а также как возможность закрепить и выработать специальные умения и навыки [4, с. 41]. А. Савченко считает, что дискуссия подразумевает под собой координирование коммуникативно-речевой деятельности, тем самым относя ее к вербальным методам обучения [2, с. 56]. Б. Бадмаев рассматривает дискуссии как интерактивные методы, ставя их в один ряд с беседой, круглым столом, деловой игрой, мозговым штурмом, так как дискуссии базируются на психологии человеческих отношений в их взаимодействии [5, с. 44]. Согласно М. Н. Пряхину, дискуссия — это достижение группой общего мнения, снятия противоречий внутри коллектива [10, с. 2].

По определению М. В. Кларина, дискуссия «представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины (точнее, истин), причем все участники — каждый по-своему участвуют в организации этого обмена» [5, с. 42]. По мнению М. А. Ковальчук, под дискуссией подразумевается публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе [6, с. 61].

Итак, на основе анализа определений понятия «дискуссия» следует определить содержание данного понятия. Дискуссия представляет собой обсуждение какого-либо вопроса (темы, ситуации) группой участников с целью выражения своих позиций, мыслей, аргументации и достижения взаимовыгодного решения. С одной стороны, дискуссию можно трактовать как спор или полемику в рамках заявленной тематики, с другой, — специфика и лингвистические, культурологические, языковые особенности ее проведения на иностранном языке приводят к недопонимаю оппонентами друг друга.

По мнению Н. В. Языковой, в процессе овладения культурой изучаемого языка, обучающийся зачастую впервые в жизни проникает в смыслы отдельных явлений родной культуры, приходит к пониманию, осмыслению и принятию национальных ценностей родной культуры, что фактически является способом социализации личности, формирования ее культурно-национальной идентичности [12, с. 279].

Целесообразно рассмотреть наиболее распространенные формы дискуссии.

1) Дебаты — специфическая форма ведения диспута представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп) на основе выступлений участников. Примером этого обсуждения являются парламентские дебаты. Здесь уместно выбрать некоторые социальные и экономические аспекты жизни общества.

2) Круглый стол, в ходе которого участники, которых как правило более двух, обмениваются своими мнениями о проблеме, вынесенной на обсуждение.

3) Форум, то есть обсуждение, в ходе которого группа вступает в обмен мнениями с аудиторией (классом, группой).

4) Симпозиум, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

5) Форма аквариума, при котором после непродолжительного группового обмена мнениями по одному представителю от команды участвуют в публичной дискуссии.

6) Форма ведения дискуссии «От атома к молекуле» (Atom—Moleküle-Diskussion) подразумевает ведение дискуссии в парах, потом по 4 человека, потом по 8, по 16 и т. д., в зависимости от размера группы. Две конечные группы собирают воедино все имевшиеся аргументы и представляют свой результат в трех предложениях [6, с. 62].

Говоря об особенностях ведения дискуссии на японском языке, следует выделить следующие моменты, которые выделяются в том числе и в языковых средствах:

– терпимость и уважение к собеседнику;

– отсутствие привычки перебивать.

К методическим особенностям организации дискуссии при обучении японскому языку в ВУЗе следует отнести следующие.

  1. Подготовительный этап. Целесообразно выбрать тему с социокультурным контекстом, включающим отражения культурных и языковых традиций японского языка [6, с. 63]. Студенты предварительно изучают тему дискуссии, прорабатывают тексты по теме, прослушивают аудио и видеоматериалы, продумывают аргументы, знакомятся с речевыми клише, заполняют пробелы в тексте, подбирают подходящие ответы к заданным вопросам. Далее вынести простой вопрос по теме для обсуждения в рамках обозначенной общей проблематики. Со стороны преподавателя необходимо подготовить заранее вопросы-ситуации для более глубокого понимания темы и снижения языкового барьера [4, с. 41]. Для большей уверенности обучающихся рекомендуется также отработать технику выступления перед аудиторией в реальном режиме, во время обсуждения интересующей темы в группе, в виде обмена мнениями и идеями [11, с. 127].
  2. Отношение японцев к той или иной теме следует проработать заранее — это важно учитывать студентам при рассмотрении возможных выдвигаемых тезисов и их защите. Значительно улучшить качество аргументов и отсылка на точку зрения общественного деятеля, личности по данному вопросу, или позиция СМИ. Когда ведется дискуссия, особенно при участии самих японцев, опираясь на информацию об их отношении к поставленной теме, обучающиеся способны вести корректный диалог, не затрагивая острых моментов поставленного вопроса.
  3. При проведении круглого стола участники высказывают свое мнение по цепочке: первый студент формулирует свой аргумент, следующий студент сообщает о согласии или несогласии с мнением товарища, и высказывает свою точку зрения. У следующих студентов уже есть выбор, мнений становится больше [9, с. 351].
  4. При проведении дебатов участники делятся на две группы, где каждый участник по очереди обозначает свою позиции, которая должна быть отлична друг от друга. Затем участники обосновывают свою правоту, после чего задают друг другу вопросы для прояснения ситуации и с целью сглаживания противоречий, или же для утверждения одной из позиции как единственно верной.
  5. В процессе выступления студенты внимательно слушают выступления участников, делают пометки и обязательно озвучивают свое мнение об исследуемой проблеме. Указанные выше формы проведения дискуссии дают возможность студентам потренироваться в высказывании своего мнения на языке. Важно акцентировать внимание на аргументировании своих тезисов.
  6. Важными являются видеозапись дискуссии и последующий анализ ошибок. Заключительный этап дискуссии подразумевает под собой подведение итогов обсуждаемой темы, определение тезисов, сторонников и оппонентов, поиск отличительных черт стиля дискуссии и сравнение со стилем проведения дискуссии у японцев. Он может сопровождаться тезисным повторением всех основных идей, обсужденных в ходе дискуссии, а также озвучивание главных выводов, к которым пришли участники в процессе обсуждения. Кроме того, можно творчески подойти к данному этапу и нарисовать плакат, коллаж, схему или презентацию с итогами обсуждения [7, с. 151].

Литература:

  1. Гончарова Е. А. Проблемное обучение в преподавании профессионально-ориентированного иностранного языка / Е. А. Гончарова // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики: ежегодный научно-теоретический и прикладной журнал. — Пятигорск: ПГЛУ, 2016. — С. 93–97.
  2. Ивин А. А. Теория аргументации: Учебное пособие / А. А. Ивин. — М.: Гардарики, 2000. — 416 с.
  3. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических процессах / М. В. Кларин. — М.: Арена, 1994. — 216 с.
  4. Коваленко А. С. Вопрос-ситуация как средство развития разговорного навыка при изучении японского языка / А. С. Коваленко // Вестник Московской международной академии. — 2016–2017. — № 2. — С. 38–45.
  5. Кудрявцев Т. В. Создание проблемных ситуаций — средство активизации учащихся / Т. В. Кудрявцев // Профессионально-техническое обучение. — 2015. — 315 с.
  6. Лашина Е. Н. Дискуссия как метод обучения иностранному языку в неязыковом вузе / Е. Н. Лапшина // Педагогическое мастерство: материалы VIII международной научной конференции (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 61–63.
  7. Мизгулина М. Н. Аудиовизуальный способ передачи социокультурного контекста при обучении школьников японскому языку / М. Н. Мизгулина // Японский язык в ВУЗе: актуальные проблемы преподавания. — № 20. — 2020. — С. 145–155.
  8. Морозова И. Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов / И. Г. Морозова // Иностранные языки. Теория и практика, 2010. — № 1. — С. 25–35
  9. Павлова Ю. В. Использование технологии «критическое мышление» при работе с публицистическим текстом в обучении иностранному языку / Ю. В. Павлова // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XI международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 года). В 2-х частях. Ч. 1; отв. редактор Н. В. Уварина. Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s. r.o., 2015. — С. 351- 353.
  10. Пряхин М. Н. Практикум по курсу “Журналистское мастерство”. Тема: “Телевизионная дискуссия”. — Москва: УДН, 1989. — 34 с.
  11. Сулейманова О. А., Водяницкая А. А., Беклемешева Н. Н., Яременко В. И. Пути развития навыков устной коммуникации у студентов / О. А. Сулейманова, А. А. Водяницкая и др. // Теоретическая и прикладная лингвистика. — 2019. — № 4. — С. 125–132.
  12. Языкова Н. В. Актуальные проблемы реализации межкультурного подхода в иноязычном образовании и пути их решения / // Язык-культура, мышление-познание. Интегративные исследования. — 2018. — № 4. — С. 275–282.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, дискуссия, мнение, студент, японский язык, иностранный язык, круглый стол, решение проблемы, участник, проблемный подход.


Ключевые слова

дискуссия, диалог, метод, проблемное обучение, культурные традиции

Похожие статьи

Оптимизация академической дискуссии на занятиях по иностранному языку

В статье анализируется вопрос организации академической дискуссии на практическом занятии по иностранному языку. Автор рассматривает особенности формирования навыков, необходимых для проблемного обсуждения. Также в статье обобщаются типичные сложност...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Метод учебного проекта в курсе преподавания обществознания как психолого-педагогический механизм формирования толерантности у студентов среднего профессионального образования

Формирование толерантности — неотъемлемая составляющая часть целей обществоведческого образования, направленных на социализацию студентов, их духовное становление, освоение ими культуры общества. Изучение обществознания позволяет учащимся часто на ос...

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

От межкультурной коммуникации к межкультурному обучению

Начиная с уточнения понятия межкультурной коммуникации, данная статья определяет связанную с ней терминологию и представляет исследования некоторых авторов, которые с теоретической точки зрения разработали необходимость включить межкультурное обучени...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Круглый стол как средство формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков

Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...

Исследование эффективных подходов к формированию межкультурной коммуникации в преподавании русского языка как иностранного

В данной статье рассматриваются эффективные подходы к формированию межкультурной коммуникации в процессе преподавания русского языка как иностранного. Актуальность темы обусловлена растущей потребностью в высококвалифицированных специалистах, способн...

К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ

В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.

Тематическая презентация как средство обучения устной речи в неязыковом вузе

В статье рассматриваются возможности использования тематической презентации как средства обучения устной речи. Представлены основные требования и этапы работы над презентацией. Произведен анализ ошибок, допускаемых студентами при создании презентации...

Похожие статьи

Оптимизация академической дискуссии на занятиях по иностранному языку

В статье анализируется вопрос организации академической дискуссии на практическом занятии по иностранному языку. Автор рассматривает особенности формирования навыков, необходимых для проблемного обсуждения. Также в статье обобщаются типичные сложност...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Метод учебного проекта в курсе преподавания обществознания как психолого-педагогический механизм формирования толерантности у студентов среднего профессионального образования

Формирование толерантности — неотъемлемая составляющая часть целей обществоведческого образования, направленных на социализацию студентов, их духовное становление, освоение ими культуры общества. Изучение обществознания позволяет учащимся часто на ос...

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

От межкультурной коммуникации к межкультурному обучению

Начиная с уточнения понятия межкультурной коммуникации, данная статья определяет связанную с ней терминологию и представляет исследования некоторых авторов, которые с теоретической точки зрения разработали необходимость включить межкультурное обучени...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Круглый стол как средство формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков

Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...

Исследование эффективных подходов к формированию межкультурной коммуникации в преподавании русского языка как иностранного

В данной статье рассматриваются эффективные подходы к формированию межкультурной коммуникации в процессе преподавания русского языка как иностранного. Актуальность темы обусловлена растущей потребностью в высококвалифицированных специалистах, способн...

К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ

В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.

Тематическая презентация как средство обучения устной речи в неязыковом вузе

В статье рассматриваются возможности использования тематической презентации как средства обучения устной речи. Представлены основные требования и этапы работы над презентацией. Произведен анализ ошибок, допускаемых студентами при создании презентации...

Задать вопрос