В данной статье представлены результаты исследования сформированности графомоторных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией, описаны приемы работы по формированию графо-моторных навыков и эффективность их использования.
Ключевые слова: графо-моторный навык, дизартрия, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст.
В системе подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению в школе важную роль играет достаточно сформированные графомоторные навыки. Особенное внимание в системе овладения навыками письма требуют дети со стертой дизартрией, характеризующиеся низким уровнем графо-моторных навыков. Недостаточность сформированности данных навыков приводит к тому, что дети с существенными трудностями овладевают письмом, рисованием, лепкой, что способствует появлению негативного отношения к обучению в школе и может привести к социальной дезадаптации ребенка в коллективе сверстников. В связи с чем, особенную важность представляет поиск эффективных форм и методов работы по формированию графомоторных навыков детей с ОНР (дизартрией) уже в период дошкольного детства.
Несмотря на широкое освещение рассматриваемой проблемы в трудах исследователей, тем не менее, на сегодняшний день возрастает роль новых, инновационных, подходов к организации коррекции и развития графо-моторных навыков у воспитанников с ОНР и недостаточным числом имеющихся исследований по использованию в деятельности логопедов нетрадиционных форм и методов работы: использования пескотерапии, су-джок-терапии, биоэнергопластики, работы с нетрадиционным материалом (прищепками, резинками рингл-динг, ватными шариками) и т. п.
Н. Г. Агаркова [1] дает следующее определение понятию «графический навык» — это автоматизированный способ перекодирования дифференцировки звуков речи в соответствующие буквы, затем в начертание их на бумаге и одновременно осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов). Автор считает, что графический навык включает все содержание графики, как раздела лингвистики, который в свою очередь вбирает в себя начертание печатных знаков букв.
По мнению М. М. Безруких графо-моторный навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна [2].
Формирование графо-моторных навыков зависит от таких компонентов, как хорошо развитая общая и мелкая моторика, серийная организация движений, зрительно-пространственные представления и зрительная память.
Е. М. Мастюкова и М. В. Ипполитова отмечают, что при дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы [4]. О. В. Якунина отмечает, что нарушения графо-моторных навыков у дошкольников с дизартрией отмечаются не только на занятиях, но и в досуговой, игровой деятельности [7].
Мы провели практическое исследование по представленной теме на базе Структурного подразделения МАОУ Горьковской СОШ. Целью первого этапа стало изучить сформированность графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. В исследовании принимали участие две группы по 6 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) с общим недоразвитием речи, обусловленным стертой дизартрией.
Диагностическая работа по оценке у старших дошкольников графо-моторных навыков осуществлялась с использованием комплекса диагностических заданий следующих авторов З. Е. Агранович (2003) Н. В. Нищевой (2014), О. В. Елецкой (2015), Н. Ю. Горбачевской (2015), Т. А. Павловой (2008). Обследование включало такие направления, как исследование оптико-кинестетической и динамической организации движений (Н. В. Нищева), исследование двигательной программы при графическом предъявлении образца, ее автоматизации (Н. В. Нищева), исследование реципрокной координации движений (Н. В. Нищева), методика «Домик» (О. В. Елецкая, Горбачевская Н. Ю.), исследование оптико-пространственного гнозиса (Т. А. Павлова).
Исследование позволило сделать вывод, что у воспитанников со стертой дизартрией отмечаются элементы проявлений несформированности программирования и контроля за собственной деятельностью, проявляющиеся в трудностях выполнения усложненных адаптированных вариантов проб на динамический праксис, в виде ошибок при переносе усвоенной программы на другую руку, устраняемых только в случае привлечении к ним внимания со стороны педагога. Парциальная несформированность межполушарных взаимодействий у обследованных детей проявляется замедленным выполнением проб на реципрокную координацию, сопровождающимся единичными импульсивными ошибками и синкинетичными движениями. Дети невнимательны, не умеют правильно расположить рисунок на листе бумаги, с трудом ориентируются на образец при перерисовывании по памяти. Воспитанники испытывают сложности с удерживанием карандаша или ручки, быстро устают, не могут регулировать нажим. В целом, воспитанники характеризуются недостаточным уровнем сформированности графомоторных навыков. Исследуемые навыки у дошкольников двух групп отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации, в связи с чем дети неправильно определяют пространственное положение предметов, затрудняются с навыками соизмерения, соотнесения размеров в рисунках и т. п.
Таким образом, исследование показало, что сформированность графо-моторных навыков у воспитанников со стертой дизартрией не достигает возрастной нормы, несомненно, дети нуждаются в существенной логопедической помощи.
По результатам проведенного констатирующего этапа исследования был разработан комплекс логопедических коррекционно-формирующих мероприятий. Цель формирующего этапа исследования: формирование графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (стертой дизартрией). В коррекционно-формирующей работе участие принимали дошкольники экспериментальной группы. Воспитанники контрольной группы обучались по традиционной логопедической программе.
В процессе формирующей работы были учтены результаты констатирующего этапа. Развитие графо-моторных навыков осуществлялось посредством упражнений в групповой и индивидуальной работе с дошкольниками со стертой дизартрией. Активно использовались мультимедийные технологии с использованием ноутбука и планшета. Работа велась по следующим направлениям:
- Развитие координации движений, мелкой моторики, мускульной памяти, тактильных ощущений.
- Формирование пространственно-временной ориентировки на листе бумаги.
- Развитие зрительно-пространственной координации, запоминание и дифференцировка зрительного образа печатных букв и различных предметов.
- Развитие графо-моторного навыка в индивидуальной работе (дифференцированный подход).
После проведения формирующей программы с детьми двух групп вновь была проведена диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. Результаты показывают, что проведенная формирующая работа существенно улучшила результаты воспитанников экспериментальной группы. Полностью снизилось число воспитанников с оценкой «ниже среднего». Также увеличилось число участников с результатами «выше среднего. 17 % дошкольников показали высокий результат. В контрольной группе также произошли положительные изменения в результатах, но они не столь значительны: сократилось число дошкольников с уровнем «ниже среднего» с 17 % до 0 %. Соответственно, можно сделать вывод, что комплекс упражнений, направленный на развитие графомоторных навыков по разработанной нами программе, показал свою эффективность.
В качестве ярких моментов, которые были отмечены в процессе констатирующего этапа можно отметить, что воспитанники характеризовались рассеянностью, низкой концентрацией внимания, неустойчивостью и трудностью его переключения. После участия в коррекционно-формирующей программе дети стали лучше концентрироваться и распределять внимание, в особенности, в заданиях, требующих концентрацию на одновременно двух действующих раздражителей.
Результаты также наглядно свидетельствуют о том, что по всем заданиям средние баллы участников экспериментальной группы значительно улучшились.
Дети стали лучше ориентироваться в левых и правых частях как собственного тела, так и людей, находящихся напротив. Успешнее воспитанники стали ориентироваться в пространстве, значительно улучшилась лексика: дети стали использовать больше слов, означающих направление, расстояние, форму, использовать больше предлогов.
Письменные работы (рисунки) стали выполняться более аккуратно, на контрольном этапе практически не выявлено небрежных работ. Дети стали осуществлять самоконтроль деятельности, более критично относиться к собственным ошибкам, стали внимательнее к чужим работам, анализу своих работ в сравнении с работами сверстников. Несомненно, результаты дошкольников со стертой дизартрией экспериментальной группы контрольном этапе не достигают возрастной нормы, но это связано с недостаточным количеством времени формирующей работы. В связи с этим, коррекционно-формирующая работа должна быть продолжена в дальнейшем.
Литература:
- Агаркова, Н. Г. Графический навык. Каллиграфический навык / Н. Г. Агаркова //Начальная школа. 1994. № 7. С.85
- Безруких, М. М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Академия. 2002. 416 с.
- Елецкая О. В. Методика коррекции дизорфографии у школьников: учебно-методическое пособие / О. В. Елецкая. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2015. 176 с.
- Мастюкова, Е. М. Дизартрия / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. М.: Просвещение. 1977. 250 с.
- Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т. А. Павлова. М.: Школьная пресса. 2008. 187 с.
- Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / И. Н. Садовникова. М.: АРКТИ. 2005. 400 с.
- Якунина, О. В. Уровень развития общей и мелкой моторики как фактор формирования графомоторных навыков младших школьников // О. В. Якунина// Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 2. С. 194–198.