Педагогическая фасилитация в условиях дистанционного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 18.05.2020

Статья просмотрена: 1120 раз

Библиографическое описание:

Чабаненко, С. В. Педагогическая фасилитация в условиях дистанционного образования / С. В. Чабаненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 656-657. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70199/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: педагог, фасилитатор, педагогическая фасилитация, дистанционное образование, студент, преподаватель, обучение.

Сегодня сфера образования, в особенности педагоги, студенты и школьники столкнулись с новым для себя форматом обучения. Возникла острая необходимость новых условий и форм взаимодействия, новых техник и приемов, способствующих более комфортному и эффективному учебному процессу в условиях дистанционного образования. Стоит также отметить, что ряд необходимых мер безопасности, изменившиеся условия жизни и резкая перестройка устоявшего режима дня погрузили участников образовательного процесса в состояние стресса.

Многие педагоги задаются вопросом, как разнообразить свои пары и уроки, как не потерять внимание обучающихся, как привычный материал донести до своих слушателей с учетом использования технологий, которые они сами только начали изучать. Студенты, в свою очередь, усердно пытаются справиться с тем объемом информации, что обрушился на них из самых лучших побуждений педагогов, с новыми формами отчетности, с тем, как заставить себя не отвлекаться на сопутствующие домашние дела и прочие раздражители. Что уж тут говорить, непростое время для всех участников дистанционного образования. Однако в сложившейся ситуации есть и потенциал, новые возможности и перспективы. На помощь педагогу в этом вопросе приходят техники фасилитации.

Определений термина «фасилитация» существует множество. Фасилитация с английского переводится как «помогать, облегчать, способствовать». В целом, это процесс, помогающий группе в выполнении поставленной задачи, решении спорной ситуации или проблемы, позволяющий максимально эффективно прийти к общему решению. Фасилитация способствует повышению динамики и плодотворности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности членов команды, активизируя ресурсы каждого из участников и раскрывая их потенциал.

Совместное решение тех или иных вопросов зачастую приводит к разногласиям и непониманию между участниками группы. У каждого свой темп работы, динамика и роль, которую он занимает. Кто-то предпочитает быть активным, много говорить и участвовать во всех обсуждениях, кому-то комфортнее отмолчаться, занять пассивную позицию, не высказывать свои мысли и идеи. В итоге группа оказывается не способной принять общее решение, выбрать эффективный путь достижения цели. Чтобы прийти к конструктивным решениям, работой группы может управлять фасилитатор. Находясь в нейтральной позиции или принимая активное участие в обсуждениях, фасилитатор сопровождает группу в ее движении, оказывает помощь в процессе нахождения решения, которое удовлетворяет каждого из участников.

Фасилитатор, в отличие от тренера, может не являться экспертом в области обсуждения группы, он не занимается обучением, а способствует удержанию цели и повестки дня, помогает выдержать временные рамки и способствует созданию среды активного общения, конструктивной дискуссии, аргументированного высказывания и участия в процессе каждого из студентов.

В науке принято разделять фасилитацию на социальную и педагогическую. Под первой понимают повышение скорости или продуктивности деятельности личности вследствие актуализации в ее сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за ее действиями [1]. Под второй — усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения и личности педагога [2].

Объединяет эти виды то, что фасилитация способствует повышению продуктивности любой деятельности, в том числе и педагогической. Различие же между ними заключается в том, что в социальной сфере это происходит посредством наблюдения за действиями субъекта, а в педагогической — за счет особого стиля общения педагога с обучающимися и влияния на них его личности.

Помимо традиционных форм и методов образования, многие учебные учреждения активно используют и другие образовательные технологии. В условиях дистанционного обучения стали еще более востребованными такие, как просмотр видеоматериала, диалоговые лекции, дискуссионные площадки, деловые игры, моделирование профессиональных ситуаций, введение тренинговых элементов.

Для простоты и комфорта восприятия информации некоторые педагоги отошли от привычного формата текстовых файлов в сторону визуализации в презентациях. Обычные лекционные форматы в большинстве своем теперь проходят на тех платформах, что зачастую использовались учениками для совместных игр и общения. Просмотр видеоматериала при помощи проектора заменяется демонстрацией экрана или ссылками на видеоролики и вебинары, доступные в интернете. Особое внимание хотелось бы уделить альтернативе использования доски с мелом, флипчартов и стикеров. В условиях дистанционного образования их преподаватели могут заменить на использование онлайн-досок, таск-трекеров и других разнообразных облачных программ для работы с группами различных размеров. Визуализация обсуждений и совместная работу группы достигается, например, при помощи бесконечной онлайн-доски, на которую можно вытягивать картинки, документы (pdf и google docs), а также делать заметки — рисовать, писать, клеить стикеры — сохраняя результаты в реальном времени. При этом преподаватель, как создатель и администратор этой доски, имеет возможность видеть уровень активности каждого из участников. Подобный формат предполагает возможность разделения на мини-группы. Каждый из учеников видит вклад другого в общую работу, может оставлять комментарии и даже голосовать за наиболее понравившиеся варианты.

Использование онлайн-досок и других схожих ресурсов распределяет нагрузку и ответственность между всеми членами группы, активизируя их заинтересованность в учебном процессе. При условии поддержания активной рабочей атмосферы и стимулирования соревновательным моментом между мини-группами или режимом совместного творчества, педагог-фасилитатор активизирует физическую и эмоциональную вовлеченность студентов. Стоит отметить, что важная роль при использовании этих технологий отводится самой фигуре педагога, его умению взаимодействовать, поддерживать и сопровождать группу.

Особая ценность применения педагогической фасилитации в условиях дистанционного образования заключается в формировании самостоятельности и ответственности студентом за себя, свои действия и получаемую им информацию. Практическая ценность приобретаемых знаний, умений и информации в дальнейшем отражается и на всем процессе обучения. Студент формирует навык оперативной фильтрации объема знаний, чувствует себя более комфортно и уверенно в обширном поле доступной цифровой среды, приобретает возможность формирования образовательного запроса или эффективного самостоятельного поиска недостающей информации.

Условия дистанционного образования не только открывают перед педагогами и учениками новую возможность, новое видение путей реализации совершенствования традиционного формата образования, но и организуют пробу различных форм индивидуального обучения, а также знакомит с некоторыми технологиями проектной деятельности. Фасилитационное педагогическое взаимодействия с обучающимися способствует созданию психологической атмосферы, которая благоприятно влияет на личностную активность, концентрацию внимания и заинтересованность в учебном процессе, а также формирует ответственности за самостоятельную работу и работу группы в целом.

Литература:

  1. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
  2. Зеер Э. Ф. Личностно ориентированные технологии профессионального образования // Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий: Тез. докл. 6-й науч.-практ. конф., 7–11 дек. 1998 г. Екатеринбург, 1998.
  3. Райс О. И. Фасилитация, как метод интерактивного обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3317
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное образование, работа группы, группа, использование онлайн-досок, общее решение, педагог, просмотр видеоматериала, студент, участник, учебный процесс.


Похожие статьи

Профессиональная готовность педагогов к правовому воспитанию в инновационном образовательном учреждении

Взаимосвязь педагогической деонтологии и оздоровительных технологий при подготовке специалистов по физическому воспитанию

Терминология «педагогические условия»

Индивидуальные траектории образования педагогических работников в системе среднего профессионального образования

Профессиональные и личные качества современного переводчика

Рефлексивное взаимодействие как необходимый компонент обучения будущих организаторов инклюзивного образования

В статье рассматривается проблема создания системы инклюзивного образования. Обоснована необходимость рефлексивного взаимодействия между субъектами этой системы.

Психолого-педагогическая подготовка будущего учителя начальной военной подготовки

В данной статье рассматривается уровень психолого-педагогической подготовки учителя начальной военной подготовки на современном этапе развития системы образования.

Адаптация личности к экстремальным ситуациям

Роль педагога в формировании организаторских качеств у учащихся педагогических колледжей

Тенденции формирования гармонично развитой личности в образовательной школе

Похожие статьи

Профессиональная готовность педагогов к правовому воспитанию в инновационном образовательном учреждении

Взаимосвязь педагогической деонтологии и оздоровительных технологий при подготовке специалистов по физическому воспитанию

Терминология «педагогические условия»

Индивидуальные траектории образования педагогических работников в системе среднего профессионального образования

Профессиональные и личные качества современного переводчика

Рефлексивное взаимодействие как необходимый компонент обучения будущих организаторов инклюзивного образования

В статье рассматривается проблема создания системы инклюзивного образования. Обоснована необходимость рефлексивного взаимодействия между субъектами этой системы.

Психолого-педагогическая подготовка будущего учителя начальной военной подготовки

В данной статье рассматривается уровень психолого-педагогической подготовки учителя начальной военной подготовки на современном этапе развития системы образования.

Адаптация личности к экстремальным ситуациям

Роль педагога в формировании организаторских качеств у учащихся педагогических колледжей

Тенденции формирования гармонично развитой личности в образовательной школе

Задать вопрос