Развитие банковской деятельности создаёт необходимость развитого правового регулирования. При данном росте количества кредитных организаций и их важности в жизни общества, современная банковская сфера недостаточно развита, а вопрос правового регулирования стоит особенно остро, так как количество нормативно-правовых документов мало, а некоторые уже сильно устарели.
Ключевые слова: правовое регулирование, кредитные организации, банки, банковская деятельность, банковские операции, развитие, контроль.
Появление большого количества кредитных организаций, связанное с развитием социально-экономических преобразований начала 90-х годов XX в., создало востребованность развития правового регулирования деятельности Банка России, кредитных организаций, а также представительств иностранных банков. Создание на базе Государственного банка СССР Центрального банка Российской Федерации было важным шагом на пути формирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации, а основные действующие базовые законы, это Федеральный закон от 2 декабря 1990 N 395–1 (ред. от 27.12.2019) «О банках и банковской деятельности» [2] и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 N 86-ФЗ [3], регламентируют функционирование банковской системы в целом.
Роль кредитных организаций, а прежде всего банков, в жизни общества стала очень велика. Расчёты по поручению физических лиц проводятся ежедневно — банк пополняет счёт на услуги сотовой связи, Интернета, штрафы, налоги, госпошлину, коммунальные платежи. Поручения юридических лиц банки также выполняют ежедневно — оплата аренды, покупка товаров, перечисление зарплаты сотрудников. Многие сферы нашей жизнедеятельности зависят от деятельности банков, например, без кассового обслуживания не осуществляется торговля, необходимость в открытие расчётного счёта для образования организации, без купли-продажи иностранной валюты вы не рассчитаетесь за границей. Спрос на банковские услуги высок.
Существующие проблемы всей банковской сферы отмечаются учёными- правоведами, практикующими в сфере банковского права юристами и банкирами, которые предлагают свои методы решения. Но самое главное, что Правительством РФ предпринимаются шаги по решению стоящих проблем, тем самым развивая правовое регулирования банков [4–8].
Правовое регулирование банковской деятельности сегодня проводится при гибкой денежно-кредитной политике страны, результаты которой проявляются в понижении процентных ставок, увеличению денежного обращения, понижению темпов инфляции и положительном росте динамики экономики.
Реформы, предпринятые на сегодняшний день, вносят необходимые изменения в сфере. Провели усложнение финансовых взаимоотношений кредитных организаций с клиентами. Ужесточение требования к регистрации в качестве кредитной организации и ликвидировали множественности кредитных организаций. Такие изменения создают необходимые условия для финансовой стабильности банков и для проведения прозрачной денежно-кредитной политики [9].
Изменения в Стратегии развития банковского сектора Российской федерации поставили перед банком России новые задачи, которые требуют качественных изменений в деятельности банков [10]. Антироссийские санкции и их воздействие на банковскую деятельность существенно повлияли на экономическую и финансовую сторону государства. Эффективность правового регулирования банковской деятельности неразрывно связанна с развитием всего банковского сектора.
Непосредственной основой административно-правового регулирования банковской деятельности в рыночных условиях является действие экономических законов, определяющих развитие банковского сектора. Посредством инструментов денежно-кредитной политики Банк России определяет источники и объем финансовых ресурсов кредитных организаций, а также их целевое назначение; обеспечивает оптимизацию осуществления банковской деятельности в соответствии программой социально-экономического развития страны; стимулирует экономическими методами более эффективное использование денежных средств. К примеру, «большинство центральных банков стран с развитой и развивающейся экономикой рассматривают валютную интервенции, как необходимую меру стабилизации высокой волатильности обменного курса» [11].
Кредитные организации зависят от Банка России, необходима слаженная деятельность механизма правового регулирования. В то же время кредитные организации не пассивно отражают движение финансовых ресурсов, а по принципу обратной связи оказывают активное воздействие на управленческую деятельность Банка России, стимулируют рост эффективности административного регулирования. Успешность осуществления административно-правового регулирования банковской деятельности напрямую зависит от выполнения кредитными организациями количественных и качественных показателей банковского сектора. Правовое регулирование банковской деятельности как единого целого представляется важной особенностью современных условий рыночной экономики.
Стабильность банковской системы влияет на процессы развития экономики, поэтому прогрессивность и эффективность нормативных актов Банка России являются важными условиями. Необходимы меры для исключения угрозы экономической безопасности, а также улучшение условий охраны существующей банковской системы. Достижения современных информационных технологий позволяют эффективно модернизировать банковскую деятельность, что позволяет повышать уровень конкуренции, транспарентности и рыночной дисциплины.
Литература:
1. Конституция РФ принята всенародным голосованиям 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993.- 25 дек.
2. Федеральный закон от 2 декабря 1990 N 395–1 (ред. от 27.12.2019) «О банках и банковской деятельности».
3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 N 86-ФЗ.
4. Горбунова О. Н. Финансовое право: учебник. М., 2002
5. Попов И. С. Правовой механизм государственного регулирования банковской деятельности: дис. … канд. юрид. наук. М., 2000.
6. Чекушина Т. В. Правовые основы взаимодействия Центрального банка Российской Федерации с федеральными органами государственной власти: автореф. дис. …канд. юрид. наук. Саратов, 2005.
7. Крохина Ю. А. Финансовое право России. М., 2004.
8. Гейвандов Я. А. Государственное регулирование банковской деятельности в Российской Федерации: теоретический и организационно-правовой анализ: дис. … д-ра юрид. наук. СПб. 1997.
9. Horváth R., Vaško D. Central bank transparency and financial stability // Journal of Financial Stability. 2016. Vol. 22. P. 45–56.
10. О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года: заявление Правительства РФ и ЦБР от 5 апр. 2011 г. № № 1472п-П13; 01–001/1280 // Вестник Банка России. 2011. № 21.
11. Eichler S., Littke H. C. N. Central bank transparency and the volatility of exchange rates// Journal of International Money and Finance. 2018. Vol. 89. P. 23–49.
12. Kroszner R. S., Laeven L., Klingebiel D. Banking deregulation and innovation // Journal of Financial Economics. 2013. Vol. 109, Is. 3. P. 759–774.
13. С. А. Набиев Совершенствование административно-правового регулирования банковской деятельности в современной России // Вестник ПАГС. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-administrativno-pravovogo-regulirovaniya-bankovskoy-deyatelnosti-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 17.05.2020).