Первым нормативным актом, регулирующим деятельность юридических лиц на территории Российского Федерации (ранее Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) был принятый в РСФСР закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990г. № 445–1.
Первоначально закон был опубликован в издании «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 27.12.1990г. № 30 и для того времени был, безусловно, новеллой в юридическом праве.
Статьи закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990г. № 445–1 постепенно отменялись, в связи с введением новых нормативных актов, но Статья 34. «Государственная регистрация предприятия» просуществовала дольше всех.
В соответствии со статья 34. «Государственная регистрация предприятия», государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно — правовой формы, осуществляется районным, городским, районным в городе Советом народных депутатов по месту учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РСФСР для включения в Государственный реестр. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности незарегистрированного предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет. За регистрацию предприятия взимается государственная пошлина в размере, устанавливаемом законодательством РСФСР, и направляется в местный бюджет. Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы:
− заявление учредителя;
− устав предприятия;
− решение о создании предприятия или договор учредителей;
− свидетельство об уплате государственной пошлины».
Перечень документов необходимых для регистрации юридического лица не изменился по состоянию на 2020 год. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительный документ юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;
в.1) документ, подтверждающий присвоение выпуску (выпускам) акций регистрационного номера, в случае если создаваемым юридическим лицом является акционерное общество. Форма указанного документа и требования к его содержанию устанавливаются Банком России;
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
С целью регистрации юридических лиц была создана Московская регистрационная палата, в соответствии с Решением Президиума Московского городского Совета народных депутатов от 25 июля 1991 года N 134–2 «О создании Московской регистрационной палаты». Палата была учреждена Московским городским Советом народных депутатов (далее по тексту Моссовет) и правительством Москвы. Палата осуществляет свою деятельность на основе бюджетного и самофинансирования, открывает расчетные и иные, включая валютные, счета в банках. Московская регистрационная палата имела право, закрепленное законодателем оказывать сопутствующие услуги по регистрации новых и перерегистрация действующих предприятий на территории Москвы, выдаче регистрационных свидетельств и регулирования порядка регистрации на территории Москвы за дополнительную плату, в том числе в валюте. определение и регулирование порядка взимания регистрационных сборов и платежей на территории Москвы; лицензирование прав использования московской и столичной символики, наименований и атрибутов в фирменных наименованиях, товарных знаках, эмблемах, бланках и иной фирменной символике предприятий; определение процедур регистрации на территории Москвы.
Московская регистрационная палата просуществовала до 2005 года, закон о регистрации юридических лиц, по которому полномочия по регистрации юридических лиц были переданы Федеральной налоговой службе Российской Федерации, не могли принять более 5 лет. Постановлением Правительства Москвы № 65-ПП от 8 февраля 2005 года «О ликвидации Московской регистрационной палаты» регистрационная палата была ликвидирована.
Возникновение юридического лица регламентируется в первую очередь Гражданским кодексом Российской Федерации 1994 года, часть I, имеющим отсылочные нормы в части создания и регистрации юридических лиц. В соответствии с частью 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В соответствии с частью 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Новеллой для российского права является положение о создании наследственного фонда как это принято в странах с высоким налогом на наследство, статья 123.20–1 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 259-ФЗ. В случае создания наследственного фонда решение об учреждении наследственного фонда принимается гражданином при составлении им завещания и должно содержать сведения об учреждении наследственного фонда после смерти этого гражданина, об утверждении этим гражданином устава наследственного фонда и условий управления наследственным фондом, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества наследственного фонда, лицах, назначаемых в состав органов данного фонда, или о порядке определения таких лиц. После смерти гражданина нотариус, ведущий наследственное дело, направляет в уполномоченный государственный орган заявление о государственной регистрации наследственного фонда с указанием имени или наименования лица (лиц), осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа фонда. Анализируя данную норму, можно предположить, что планируется введение налога на наследство.
Возникновение юридического лица в Российской Федерации — процесс, имеющий национальные особенности, связанные с множеством факторов. Обратите внимание на деятельность Московской регистрационной палаты, которая в том числе работала на условиях самофинансирования и имела право открывать валютные счета. Данное право было закреплено законодательно и не изменилось за все время существования Палаты.
Сегодняшние проблемы с поддельными фирмами-однодневками результат недостаточно проработанной нормативной базы при возникновении юридических лиц. Данная проблема носит международный характер, поскольку связана с уклонением от уплаты налогов, отмыванием денежных средств и получением незаконных доходов.