В статье рассматривается деятельность методической службы дошкольного образовательного учреждения и ее роль в профессиональном развитии педагога. Анализируются формы работы методической службы, предлагаются наиболее эффективные решения для ее продуктивной работы.
Ключевые слова: методическая служба, педагог дошкольного образования, педагогическая лаборатория, дошкольные образовательные учреждения.
В современном обществе значительно возросли требования к качеству образовательного процесса и профессионализму педагогического работника дошкольного образовательного учреждения. Это вывело учреждения на новый вектор развития, в котором процесс повышения квалификации педагогов нацелен на систематическое развитие профессиональной компетенции.
Педагоги должны уметь стремительно находить конструктивные решения при возникновении проблем педагогической практики и реализации задач инновационного развития педагогической деятельности. Важным аспектом при этом становится изменение форм, содержания и повышения профессионального уровня педагогического работника дошкольного образовательного учреждения. Все эти факторы, нацеленные на конкурентоспособную работу учреждения, будут продуктивны при формировании эффективной модели организации методической службы [3].
Методическая служба дошкольного образовательного учреждения ставит перед собой цель — повышение профессионального мастерства всех педагогических работников.
Нами выделены следующие основные требования и направления, которым следует придерживаться руководителям методической службы:
– наличие практико-ориентированного характера;
– систематическое повышение квалификации педагогическими работниками;
– проведение научных исследований в области дошкольной педагогики и внедрение результатов исследований и инновационного педагогического опыта;
– обеспечение индивидуально-дифференцированный подхода,
– способствование освоению знаний и закреплению профессиональных умений педагогическими работниками;
– анализ результативности повышения роста профессиональной компетенции педагогов и корректировка стратегии развития;
– обеспечение системного и комплексного подхода к повышению профессионального мастерства педагогов.
Одной из первых задач в работе методической службы будет подробное изучение личности педагогического работника, его деятельности. При изучении следует учесть реальные возможности человека и его потенциал профессионального развития [1]. Не секрет, что в последнее время дошкольные образовательные учреждения нашей страны принимают на работу специалистов без педагогического образования, окончивших лишь трех- или четырехмесячные курсы профессиональной переподготовки. Из-за этого очень важно незамедлительно взять на учет данных педагогов, поддержать их, назначить наставника, который поможет разобраться начинающему педагогу в тонкостях его профессии. Возможным из вариантов оценки профессиональной компетенции педагогов может быть выполнение диагностического задания.
Следующей задачей, поставленной для руководителей методической службы учреждения, будет формулирование методической темы для дальнейшего изучения. Эта тема пройдет лейтмотивом через весь учебный год. Далее следует детальная разработка плана работы также на учебный год. В основу этого плана будет положено решение задач отраженных в программе развития дошкольного образовательного учреждения.
Планируя работу методической службы учреждения, следует использовать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы с педагогами, а также различные степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные).
Рассмотрим коллективные и групповые формы: теоретические семинары, семинары-практикумы, коллективные просмотры педагогической деятельности, открытые занятия.
Семинары, проходящие в форме групповых занятий способны значительно повысить теоретический уровень знаний педагогов по какой-либо теме воспитательно-образовательной работы. Предварительно тематика каждого семинара выбирается в зависимости от поставленной проблемы, которую нужно изучить и решить. Семинар может состоять из нескольких занятий, их количество также регламентирует план работы методической службы. На заключительном занятии семинара подводится итог, разрабатываются рекомендации решения поставленной проблемы. В отдельных случаях возможно продление изучения темы семинара для разработки более эффективного решения.
Такая форма как семинары-практикумы может использоваться для повышения практической подготовки педагога. Педагогический работник будет совершенствовать свои навыки, необходимые для успешного решения педагогических задач. Данные семинары отличаются практической наработкой профессиональных компетенций. Отметим, что итогом семинара-практикума будет демонстрация педагогического продукта [2].
Для демонстрации своего педагогического опыта и повышения опыта коллег опытные педагогические работники могут использовать в своей работе коллективные просмотры педагогической деятельности. Они показывают наиболее эффективные формы и методы своей педагогической работы, которые отшлифовывали в течение нескольких лет. Для просмотра может быть предложена не только непосредственно образовательная деятельность, но и различные режимные моменты или виды деятельности. Коллективные просмотры могут проводиться 1 раз в квартал.
Открытые занятия, как правило, проводятся перед аттестацией, для демонстрации профессионального уровня педагогического работника. По итогу коллективного просмотра и открытого занятия проводится обсуждение со всеми присутствующими.
При возникновении актуальных проблем может использоваться мозговой штурм, он прекрасно стимулирует творческую активность. Для объединения коллектива и принятия решения по возможной проблеме используется дискуссия. Весь педагогический коллектив может принять в ней участие, стремиться к конструктивному профессиональному решению поставленной проблемы. Использование деловых игр имеет профессиональную значимость, так как именно в деловых играх отрабатываются профессиональные компетенции педагогов [4].
Руководители методической службы могут проводить индивидуальные формы методической работы. Одной из таких форм можно назвать индивидуальное консультирование (беседа).
Использование формы беседы целесообразно, если руководителям методической службы нужно уточнить мнение педагога на тот или иной вопрос, связанный с воспитательно-образовательным процессом или выявления уровня самооценки педагога.
Важным элементом методической работы является самообразование педагогического работника. Первой ступенью для этого служит разработка локальных актов (положение, формы отчетности и др.). Каждый педагог выбирает для себя наиболее интересное направление для изучения в рамках единой поставленной методической цели. На методическом совете согласовывается план тем по самообразованию педагогов, который утверждается заведующим. В течение года педагог изучает свою тему, разрабатывает авторские педагогические продукты. В конце учебного года педагоги знакомят своих коллег с результатами изучения тем.
Наиболее эффективной формой методической работы, по нашему мнению, является педагогическая лаборатория. Лаборатории создаются для разработки, апробации и внедрении различных инноваций: методик и технологий воспитательно-образовательного процесса, образовательных программ, учебно-методических пособий, посвященных той или иной психолого-педагогической проблеме, дидактических материалов для занятий.
Рамки лаборатории позволяют творчески реализоваться каждому педагогу. Педагог выбирает для изучения наиболее комфортное для своего профессионального роста направление. И в своем индивидуальном графике и темпе движется по траектории изучения исследуемого материала.
Сотрудничество между педагогами в лаборатории является ее отличительной особенностью. Педагоги самостоятельно распределяются на творческие группы, в которых изучаются поставленные проблемы. Распределение может происходить при единстве взглядов на проблему или психологической совместимости и взаимной симпатии. Из-за общего интереса к проблеме педагоги могут учиться друг у друга, оказывать помощь, а главное, что при единой цели они могут создавать новые педагогические продукты. Качественная работа и слаженность в команде основывается на распределении функциональных обязанностей ее членов. Некоторые педагоги могут вносить на обсуждение свои идеи, а другие разработать технологию или алгоритм ее реализации. Такой подход ускоряет работу над описанием идей и их технологизацией. Отметим, что в лаборатории постоянно происходит и обмен передовым педагогическим опытом в различных формах.
В лаборатории кроме творческих групп может также работать группа по оценке качества педагогических продуктов, разрабатываемых в рамках лаборатории. Как правило, группа по оценке качества состоит из небольшого количества педагогов, обладающих высоким уровнем профессионализма и имеющих большой опыт в инновационной деятельности. Приоритетной задачей группы является выявление и разработка способов решения проблем возникающих в ходе создания лабораторией инновационного продукта.
Современный педагог дошкольного образования должен отличаться своим повышенным интересом к научной деятельности, применять критический анализ мышления и быть исследователем, обладать высоким уровнем педагогического мастерства, находиться в постоянном поиске новых методических и технологических разработок, обладать высоким интеллектом и педагогической интуицией, а также отличаться разумным использованием передового педагогического опыта.
Таким образом, грамотно выстроенная методическая работа, направленная на эффективное педагогическое общение в дошкольном образовательном учреждении, способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и повышению качества воспитательно-образовательного процесса.
Литература:
- Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. — Москва: Сфера, 2005. — 96 с.
- Волобуева Л. М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ / Управление ДОУ. № 6, 2006. − 70–78 с.
3. Кочетова Н. А. Справочник старшего воспитателя / Н. А. Кочетова, Т. В. Комардина, С. В. Шапошникова, Н. Н.Гладышева. — Волгоград: Учитель,2015. — 301 с.
- Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. — 3-е изд., стер. — Москва: Академия, 2013. — 208 с.