В статье авторы анализируют современные направления уголовной политики в сфере противодействия коррупционной преступности в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ключевые слова: коррупция, уголовный закон, государственные и муниципальные нужды, специальный субъект преступления
Серьезной угрозой развития личности, общества и государства в XX столетии является коррупция, создающая риск стабильности государственного строя, препятствующая социальному прогрессу, подрывающая доверие граждан к государственной власти. Однако современный механизм противодействия преступлениям коррупционной направленности нуждается в совершенствовании, что подтверждается не только внушительным количеством резонансных уголовных дел за последние несколько лет, но и единством мнений экспертного сообщества по этому поводу. В первую очередь в совершенствовании нуждаются правовые основы. Так, Национальный план противодействия коррупции на 2018–2020 гг. [1] в качестве важной задачи определил именно совершенствование мер противодействия коррупции в сфере государственных закупок.
Активизация преступной деятельности в данной сфере мотивировала законодателя на принятие крайних мер — внесение изменений в уголовный закон. Поправки коснулись регламентации уголовной ответственности за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.
Новеллы объясняются необходимостью усиления ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В этой ситуации законодатель аргументировано оправдывает необходимость использования репрессивных мер в качестве наиболее эффективного инструмента, позволяющего сдерживать нецелевое расходование государственных бюджетных и внебюджетных средств.
На фоне устоявшейся позиции о необходимости смягчения крайних мер воздействия на представителей бизнеса и создания необходимых условий для благоприятного делового климата в стране, а равно сокращение рисков предпринимательской деятельности, посредствам исключения возможностей давления на бизнес, внесенные поправки представляются крайне противоречивыми и непоследовательными.
Поводом для криминализации злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд явилась необходимость устранения противоречий в законе, существовавших на протяжении длительного периода времени. Так, в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3] содержатся формулировки о необходимости привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. В свою очередь пополнение уголовного закона новыми составами преступлений направлено на формирование нового вектора уголовной политики государства в части совершенствования механизма защиты экономического сектора государства.
Вместе с тем, проанализировав законодательство о контрактной системе в сфере закупок, возникает резонный вопрос о целесообразности нахождения данного состава преступления в главе 22 УК РФ. Поскольку в диспозиции статьи речь идет о злоупотреблении в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которое выражено в нарушении, сопровождающем осуществления закупок, определением цены государственного или муниципального контракта. Очевидно, законодатель в данной ситуации акцентирует внимание именно на сфере (государственной или муниципальной) необходимость защиты которой обусловила внесение советующих изменений. В связи с чем указанные составы преступлений целесообразно поместить в главу 30 УК РФ.
Следует отметить и тот факт, что законодатель предусматривает ответственность специального субъекта: работник контрактной службы, контрактный управляющий, член комиссии по осуществлению закупок, лицо, осуществляющее приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика. На наш взгляд подобная детализация новых составов преступлений вызвана и тем обстоятельством, что законодатель выделяет новые признаки специального субъекта, наделенного определёнными полномочиями в связи с проведение закупок для государственных и муниципальных нужд. Представляется что субъектами преступления в криминологическом понимании, становятся лица, так либо иначе совершающие преступления коррупционной направленности. Вместе с тем, следует констатировать и тот факт, что указанные составы преступлений не отнесены к преступлениям коррупционной направленности предусмотренным Указание Генпрокуратуры России № 487/11, МВД России № 1 от 12.07.2019 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» [2].
Общественная опасность рассматриваемых составов преступлений является одним из новых объектов пристального внимания и изучения правоприменителя. Таким образом, направления современной уголовной политики в сфере противодействия нарушениям закона в сфере государственного и муниципального обеспечения должны стать неотъемлемой составляющей государственной антикоррупционной политики. Криминализация круга деяний, предусмотренных ст. ст. 200.4 и 200.5 УК РФ является первым этапом ее реализации. В этой связи представляется целесообразным дополнить перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности преступлениям коррупционной направленности, причиняющими непоправимый ущерб общественным и государственным интересам, охраняемым уголовным законом.
Литература:
- Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378: О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы: [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: http:// pravo.gov.ru/ (дата обращения: 22.12.2019).
- Указание Генпрокуратуры России № 487/11, МВД России № 1 от 12.07.2019 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» // СПС Консультант Плюс
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС Консультант Плюс