В статье раскрывается понятие СМИ в качестве одного из формирующий аспектов психики подростка на регулярной основе. Делается вывод, что отсутствие «фильтрации» СМИ может привести к пагубным последствиям и расшатанной психике ребёнка.
Ключевые слова: СМИ, массовая информация, подросток, психика.
Влияние средств массовой информации на формирование и развитие подростков является одной из актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, поскольку их пользователи, особенно Интернет, — это молодые люди, подростки. В какой-то степени это связано с особенностями возраста.
Средства массовой информации (СМИ) — это система сообщения визуальной, словесной, звуковой информации по принципу широковещательного канала, которая охватывает массовую аудиторию и имеет периодическую форму распространения [1].
Необходимо отметить, что средства массовой информации стали существенным фактором воспитания — подростки стараются подражать распространенным образцам. В этой связи следует поддержать правомерность современных исследователей о том, что они, как получатели информации, поддаются давлению и могут легко стать жертвой мошенников. Согласно закону РФ от 27.12.1991 N 2124–1 (ред. от 25.11.2017) «О средствах массовой информации», СМИ — это периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Развитие информационных технологий — это безусловный прорыв для современного общества. Тот поток информации, который дает нам СМИ, при правильном использовании может благотворно влиять на развитие человечества. Однако люди должны научиться «фильтровать» все, что транслируют по телевидению, радио и в интернете, чтобы помочь своим детям развиваться правильно. Нужно оградить их чистые умы от того «мусора», которым полны СМИ. То, что дети видят в фильмах, новостях, видео и даже на первый взгляд, безобидных мультиках бессознательно воспринимается как норма. Сам ребенок не в состоянии дать оценку увиденной ситуации, он может лишь подражать ей, особенно если в передаче она вызвала смех или была выставлена с положительной стороны. Поэтому неконтролируемое пользование СМИ может привести к страшным последствиям.
Объект исследования- психика подростка.
Предмет исследования — влияние средств массовой информации на психику подростка.
Цель исследования — изучить влияние СМИ на психику подростка.
Задачи исследования:
– рассмотреть психологическую характеристику подросткового возраста;
– изучить последствия влияния СМИ;
– провести диагностическое исследование психики подростка;
– разработать педагого-психологические рекомендации по снижению негативного влияния СМИ на психику подростков.
Гипотеза исследования — предполагаем, что чрезмерное увлечение СМИ, в частности такими, как Интернет и телевидение приводит к негативным проявлениям психики подростка, например, таким, как агрессивность, конфликтность.
Методы исследования:
– теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования;
– практические методы: анкетирование, тестирование.
Подростковый возраст — это сложный период психологического взросления и полового созревания ребенка. Существенные изменения происходят в самосознании: появляется чувство зрелости — возникает страстное желание быть или, по крайней мере, казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток защищает многие сферы своей жизни от контроля со стороны своих родителей и часто вступает с ними в конфликт. В этот период подростку присуща острая потребность общаться со сверстниками. Есть последовательные увлечения. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, конечного, неподвижного. Важной чертой личности подростка является стремление к самоутверждению, которое выражается в независимости мнений, суждений, решений, в стремлении занять свое место в обществе и, прежде всего, среди его сверстников.
Современные российские медиа системы оказывают существенное влияние на личность подростка. Когнитивно, социально значимая, гуманистически окрашенная информация, которая нужна подросткам, часто заменяется деструктивно направленным контентом, развлечениями.
Влияние средств массовой информации на формирование и развитие подростков является одной из актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, поскольку их пользователи, особенно Интернет, — это молодые люди, подростки. В какой-то степени это связано с особенностями возраста.
Средства массовой информации (средства массовой информации) — это система передачи визуальной, устной и звуковой информации по принципу вещательного канала, которая охватывает массовую аудиторию и имеет периодическую форму распространения.
Типы СМИ включают: печатные СМИ (журналы и газеты); электронные СМИ (интернет-издания, радио, телевидение) [2]. На основе анализа влияния СМИ на развитие личности подростков в психолого-педагогической литературе выявлены положительные и отрицательные стороны СМИ в образовательном плане. Средства массовой информации и другие институты социализации влияют на молодое поколение, изменяя его сознание, ценностные ориентации, потребности и интересы.
В экспериментальном исследовании приняли участие 15 учащихся 10 класса (6 мальчиков и 5 девочек).
Для исследования уровня устойчивости психики подростков были использованы следующие методики:
– методика многошкаловой опросной методики В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ);
– анкета, разработанная автором, с целью выявления предпочтений в СМИ.
В результате эмпирического исследования, было выявлено, что в целом в группе испытуемых, доминируют низкий и средний уровни сформированности осознанной саморегуляции и, соответственно, неоформленность у большинства из них индивидуальных стилей СР. Среди испытуемых большой процент, показавших низкий уровень осознанной саморегуляции. Полученные данные указывают на необходимость специальной психолого-педагогической работы, направленной на развитие процессов осознанной саморегуляции у старшеклассников.
В результате анкетирования, были сделаны следующие выводы, коллектив испытуемых отличается конфликтностью, агрессивностью, по результатам анкетирования было выявлено, что испытуемые много времени проводят за просмотром фильмов (боевиков, триллеров), много времени проводят а Интернете за онлайн играми, которые отличаются жестокостью и агрессивностью, следовательно, гипотеза нашего исследования подтверждается, чрезмерное увлечение СМИ негативно влияет на психику подростка.
Предполагаем, что с подростками необходимо проводить ряд психологических мероприятий, направленных на стабилизацию психики.
Средства массовой информации выступают как информационное оружие, воздействуя на умы людей, являясь, можно сказать, пока еще не запрещенным видом оружия массового поражения, разрушающим душевное здоровье.
Таким образом, проведённое исследование выявило что СМИ способны оказывать негативное влияние на психику и эмоциональную сферу школьников, а именно вызывать агрессивность в настроении детей, формировать враждебный настрой к окружающей действительности.
Литература:
- Чернобровкина П. В. Влияние СМИ на формирования личности подростка // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(40).
- Березкина О., Обозов Н., Харрис Р. Психология массовых коммуникаций // О. Березкина, Н. Обозов, Р.Харрис. — М.: Прайм-Еврознак- 2016.-c.4–76