Модель комплексного применения мер при подготовке высокомотивированных детей к качественному участию в интеллектуальных мероприятиях (на примере российской научно-социальной программы «Шаг в будущее» в Сургуте) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 17.05.2020

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Гришина, А. В. Модель комплексного применения мер при подготовке высокомотивированных детей к качественному участию в интеллектуальных мероприятиях (на примере российской научно-социальной программы «Шаг в будущее» в Сургуте) / А. В. Гришина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 572-576. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70261/ (дата обращения: 19.04.2025).



В статье обоснована значимость комплексного применения мер при подготовке высокомотивированных детей к участию в интеллектуальных конкурсах. Также рассмотрен вопрос моделирования системы подготовки высокомотивированных учащихся к мероприятиям Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» в условиях сетевого взаимодействия учреждений общего и высшего образования.

Ключевые слова: одарённые дети, нормативно-правовые документы, комплекс мер по подготовке одаренных детей к участию в интеллектуальных конкурсах.

Keywords: gifted children, normative legal documents, a set of measures to prepare gifted children to participate in intellectual competitions.

Развитие одарённых детей — это одна из приоритетных задач общества на сегодняшний день. Педагоги решают множество вопросов, основной из которых — содействие формированию личности ребенка. Работа с одаренными детьми — задача, требующая целого комплекса мер. В раннем возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.

Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться в школьном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, о развитии которой и пойдет речь.

Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты

[1, c. 71]:

– высокоразвитая любознательность, пытливость;

– способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;

– высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);

– раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;

– развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;

– способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;

– оригинальность суждений, высокая обучаемость;

– стремление к полной самостоятельности.

Федеральными стандартами расставлены акценты на деятельностный подход в образовательном процессе, то есть способности уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть свободным в выборе, нести полную ответственность за него, максимально использовать свои способности. Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

– отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;

– функционально — целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;

– ориентация школы на «уравнивание» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие.

В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:

– принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

– принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

– принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

– принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

– принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.

У одарённых детей проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности — это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Метод проектов, относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование этого метода в урочной и во внеурочной деятельности пробуждает познавательный интерес учащихся, развивает творческие способности. С учётом интересов и уровней развития одаренных детей им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершить ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем, качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Педагог в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы.

Воспитание и обучение высокомотивированного ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал — это первоочередная задача, которую педагог со своим учеником должны поставить перед собой. Более того, вводя одаренного ребенка в предмет исследования, педагогу необходимо привить ребенку следующие навыки:

– самостоятельный поиск и усвоение новых знаний;

– самостоятельно принимать решения по научным вопросам и проблемам;

– предлагать качественно новые идеи в решении научных вопросов и проблем.

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и непрерывный процесс, требующий личностного роста, актуальных знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также постоянного взаимодействия с психологами, консультантами, администрацией и обязательно с родителями.

В муниципальной системе образования города Сургута функционирует современная модель выявления, сопровождения и поддержки интеллектуально-одаренных детей, которая выстроена по принципу непрерывности и на всех уровнях в течение учебного года.

На уровне муниципалитета реализация мер поддержки одаренных и талантливых детей регламентируется нормативно-правовыми документами:

– приказом департамента образования Администрации города от 16.04.2013 № 02–11–172/13 «Об утверждении Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в системе образования в городе Сургуте»;

– приказом департамента образования от 30.12.2014 № 02–11–884/14 «О порядке комплектования обучающимися центров дополнительного образования (специализированных структурных подразделений), созданных в муниципальных образовательных учреждениях в целях выявления и поддержки лиц, добившихся успехов в учебной и исследовательской деятельности»;

– приказом департамента образования Администрации города от 19.10.2017 № 12–27–862/17 «Об утверждении тактического плана мероприятий по развитию муниципальной системы образования города Сургута на 2017/2018 учебный год и среднесрочную перспективу»;

– приказом департамента образования Администрации города от 14.11.2016 № 12–27–783/16 «Об утверждении муниципальной сети центров по работе с интеллектуально одаренными детьми на базе образовательных организации»;

– распоряжением Администрации города от 09.06.2016 № 1012 «Об утверждении перечня муниципальных общеобразовательных учреждений, имеющих структурное подразделение без образования юридического лица в виде центра дополнительного образования детей».

В муниципальной системе образования в 2012 году на базе муниципального автономного учреждения «Информационно-методический центр» создан отдел по поддержке и развитию инициатив для обучающихся, одной из функций которого является сопровождение учащихся образовательных учреждений в участии в интеллектуальных мероприятиях.

Конкурсные мероприятия, направленные на выявление и развитие интеллектуальных способностей проектной деятельности являются также и стимулирующими научную активность учащегося.

Одним из примеров является Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее» (далее — программа «Шаг в будущее»).

Сургут принимает участие в Российской научно-социальной программе «Шаг в будущее» с 1997 года. Координационный центр по Сургутскому району, созданный на базе Сургутского государственного университета под руководством Еськова В. М., доктора физико-математических наук, профессора, академика РАЕН, МАИ, стал организатором конгрессов по Северо-Западу Сибири, в которых активно и успешно принимают участие сургутские школьники

Координатором мероприятий программы «Шаг в будущее» в г. Сургуте в 1998 году выступил Комитет по образованию и науке администрации города Сургута, при активной поддержке Сургутского государственного университета, Сургутского государственного педагогического института, Негосударственного института мировой экономики и бизнеса «Планета», а также Сургутского филиала ИПК и РРО Ханты-Мансийского автономного округа.

В 1999 году программа «Шаг в будущее» была включена в Программу развития муниципальной системы образования и науки в городе Сургуте на 1999–2003 годы, утвержденную решением городской Думы. Программа удачно встраивалась в Концепцию развития муниципальной системы образования в части решения задач формирования интеллектуальной элиты города, способной заметно повысить качество образования и научной квалификации последовательно на всех уровнях (школа — образовательная организация высшего образования). Целевое финансирование позволило представлять школьников на окружном, российском и международном уровнях. Распоряжением Главы города был утвержден состав научно-методического Совета по реализации программы, в состав которого вошли представители образовательных организаций высшего образования и градообразующих предприятий.

С ноября 2005 года Координационным территориальным центром становится муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр развития образования» (с 2012 года — «Информационно-методический центр»). В официальном реестре программы — номер 048.

С 2013 года на основании приказа департамента образования Администрации города от 16.04.2013 № 02–11–172/13 «Об утверждении комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в системе образования в городе Сургуте», программа «Шаг в будущее» определена тактическим направлением развития муниципальной системы образования по поддержке и развитию интеллектуально одаренных детей.

Ежегодно приказом департамента образования Администрации города утверждается положение об организации городской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», состав организационного комитета конференции. Конференция включена в «Календарный план мероприятий для учащихся, воспитанников и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных департаменту образования» на текущий год.

За 21 год реализации программы в муниципальной системе образования удалось увеличить ежегодное число участников мероприятий программы до 600 человек (на начальном этапе реализации — не более 100 человек в год). Более 5000 молодых сургутских исследователей представили свои работы на городской конференции «Шаг в будущее», треть из них стали победителями и призерами и получили право представлять город Сургут на окружной конференции и всероссийском форуме «Шаг в будущее».

С 2018 года в план работы по реализации мероприятий программы «Шаг в будущее» включены мероприятия для разных возрастных категорий:

– для обучающихся 8–11 классов — городская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» (апрель);

– для обучающихся 8–11 классов — обеспечение участия в окружной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (ноябрь);

– для обучающихся 2–7 классов — городское соревнование юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор» (январь-февраль);

– для обучающихся 8–11 классов — обеспечение участия во Всероссийском форуме-выставке научной молодежи «Шаг в будущее» (март);

– для обучающихся 4–7 классов — обеспечение участия в российском соревновании юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор» (апрель);

– встреча Главы города с победителями и призерами Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее», их родителями и научными руководителями (апрель);

– для обучающихся 7–10 классов — обеспечение участия в российской научной школе-семинаре «Академия юных» (июнь);

Стабильно высокие результаты участия школьников в различных этапах программы «Шаг в будущее» свидетельствуют о наличии эффективной системы сопровождения учащихся по данному направлению.

Модель комплекс мер по повышению качества участия обучающихся города Сургута в мероприятиях программы «Шаг в будущее» осуществляется в течение всего учебного года на 3-х уровнях: индивидуальном (самостоятельная работа), школьном (наставничество, научные сообщества на базе школы), муниципальном (организация индивидуальных консультаций с педагогами учреждений высшего образования, экскурсии на предприятия, мастер-классы, организация предзащиты научно-исследовательских работ с целью получения обучающимися рекомендации по дальнейшей работе над исследованием).

Стоит отметить, что проведение муниципального уровня конференции «Шаг в будущее» осуществляется по аналогии со Всероссийским форумом научной молодежи «Шаг в будущее» (далее — форум) в двух форматах (публичной защиты и стендовой защиты научно-исследовательских работ), что также обеспечивает эффективную подготовку обучающихся города Сургута к форуму.

Ежегодный рост числа участников муниципального уровня конференции «Шаг в будущее» обеспечивает не только расширение формы проведения и работу новых дополнительных секций, но и проведение конференции на нескольких площадках. Деление конференции на площадки происходит по направлениям.

Также в городе Сургуте реализуется система поощрения победителей и призеров мероприятий программы «Шаг в будущее»: торжественные церемонии награждения, Встреча Главы города с победителями и призерами Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее», их родителями и научными руководителями, размещение фото обучающихся, добившихся максимального результата в научно-исследовательской деятельности на Доске почета города.

У победителей и призеров мероприятий программы «Шаг в будущее» также имеется возможность реализации своих проектов. Так, в 7-ми городах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры успешно реализуется комплекс программного обеспечения для прогнозирования актированных дней, разработанный призером Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее» в 2017 году: сайт aktirovka.ru и приложение для операционных систем Android и iOS.

Важнейшим аспектом подготовки учащихся к качественному участию в мероприятиях программы «Шаг в будущее» и других интеллектуальных конкурсах является взаимодействие учреждений высшего и среднего образования.

Таким образом в течение всего учебного года в процессе реализации и подготовки осуществляется тесное сотрудничество с БУ ВО ХМАО‑Югры «Сургутский государственный университет» и БУ ВО ХМАО‑Югры «Сургутский государственный педагогический университет».

При подготовке учащихся к участию в мероприятиях программы «Шаг в будущее» регионального и федерального уровней ежегодно проводятся индивидуальные консультации с консультантами из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования.

Также учащиеся активно посещают занятия по подготовке высокомотивированных детей к участию в интеллектуальных конкурсах на базе Регионального модельного центра дополнительного образования (БУ ВО ХМАО‑Югры «Сургутский государственный университет»).

Популярность мероприятий программы «Шаг в будущее» среди обучающихся, престиж программы, расширение возможностей для участников — заслуга организационного комитета программы и его председателя Александра Олеговича Карпова.

Участие в мероприятиях программы «Шаг в будущее» предоставляет обучающимся города Сургута возможность не только продемонстрировать свои знания и реализовать научный потенциал, но и посетить мероприятия (мастер-классы, семинары, экскурсии, лекции) на уникальных площадках, а также перспективу дальнейшего поступления без дополнительного отбора в престижные ведущие образовательные организации высшего образования страны. Также стоит отметить важность сотрудничества участников с партнерами программы и обмена опытом не только с участниками из различных регионов, но и участниками зарубежных делегаций.

Литература:

  1. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М.: «Просвещение», 1984.
  2. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. — М.: Арманов-центр, 2010.
  3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6–8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л. П. Дуганова
Основные термины (генерируются автоматически): будущее, Шаг, Сургут, ребенок, Всероссийский форум, высшее образование, муниципальная система образования, научная молодежь, мероприятие программы, Югра.


Ключевые слова

одарённые дети, нормативно-правовые документы, комплекс мер по подготовке одаренных детей к участию в интеллектуальных конкурсах

Похожие статьи

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Использование технологий личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

Описаны рекомендации по использованию технологии личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных УУД обучающихся третьего класса на уроках литературного чтения. Сделан акцент на целесообразности использования дифференцированных уров...

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Программно-методическое обеспечение в воспитании гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности

В статье представлены особенности внедрения программно-целевого подхода в процессе воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности. Авторский проект «Одиннадцать ступеней к успеху» направлен на организацию внеклассн...

Анализ существующих цифровых образовательных ресурсов и авторских программ по направлению «Информационная безопасность» для дополнительного образования школьников Орловской области (на примере регионального центра «Созвездие Орла»

В статье приводится анализ авторской программы по информационной безопасности, реализуемой в рамках дополнительного образования на базе регионального центра Орловской области «Созвездие Орла». Кроме того, авторы знакомят читателя с основными направле...

Формирование эффективной системы взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с использованием информационных инструментов

В данной статье проведен анализ инновационных форм и способов взаимодействия педагогов, с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями, с использованием информационных интерактивных технологий, анализ популярных способов для органи...

Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема развития познавательных интересов младших школьников средствами современных информационно-коммуникационных технологий. Представлены результаты программы развития познавательных интересов, апробированной в третьем кла...

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1 как механизма развития личности и обеспечения ее успешной социализации

В статье рассматривается актуальность проектирования образовательной среды в условиях центров помощи детям. Описывается концепция создания развивающей образовательной среды на базе ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1.

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования детей 11–12 лет

В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования ...

Похожие статьи

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Использование технологий личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

Описаны рекомендации по использованию технологии личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных УУД обучающихся третьего класса на уроках литературного чтения. Сделан акцент на целесообразности использования дифференцированных уров...

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Программно-методическое обеспечение в воспитании гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности

В статье представлены особенности внедрения программно-целевого подхода в процессе воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности. Авторский проект «Одиннадцать ступеней к успеху» направлен на организацию внеклассн...

Анализ существующих цифровых образовательных ресурсов и авторских программ по направлению «Информационная безопасность» для дополнительного образования школьников Орловской области (на примере регионального центра «Созвездие Орла»

В статье приводится анализ авторской программы по информационной безопасности, реализуемой в рамках дополнительного образования на базе регионального центра Орловской области «Созвездие Орла». Кроме того, авторы знакомят читателя с основными направле...

Формирование эффективной системы взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с использованием информационных инструментов

В данной статье проведен анализ инновационных форм и способов взаимодействия педагогов, с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями, с использованием информационных интерактивных технологий, анализ популярных способов для органи...

Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема развития познавательных интересов младших школьников средствами современных информационно-коммуникационных технологий. Представлены результаты программы развития познавательных интересов, апробированной в третьем кла...

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1 как механизма развития личности и обеспечения ее успешной социализации

В статье рассматривается актуальность проектирования образовательной среды в условиях центров помощи детям. Описывается концепция создания развивающей образовательной среды на базе ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1.

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования детей 11–12 лет

В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования ...

Задать вопрос