В данной статье рассматриваются особенности развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены результаты исследования уровня сформированности словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, словарь синонимов, дети старшего дошкольного возраста.
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи (ОНР). У детей дошкольного возраста с ОНР отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения или недоразвитие. Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в расхождении объёма активного и пассивного словаря, несформированности семантической стороны речи, неточном употреблении слов [3].
Особое место в лексической системе занимают синонимы, представляющие собой основные типы парадигматических отношений. Употребление синонимов придает точности и яркости речи. Большинство авторов (Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова [4], В. А. Гончарова [1] и др.) отмечают значительные трудности у детей с ОНР при употреблении синонимов.
На основе методик изучения уровня словарного запаса детей О. Е. Грибовой, Т. П. Бессоновой [2], М. А. Поваляевой [5], И. А. Смирновой [6] была разработана методика для исследования синонимии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Данная методика включает 3 блока. Первый блок — выявление объема активного (пассивного) предметного словаря. Второй блок — исследование объема активного (пассивного) словарного запаса. Упражнения по ходу теста имели усложненные элементы для наиболее точного оценивания умений детей. Третий блок — исследование синонимии, который включал в себя в качестве материала существительные, прилагательные и глаголы.
Исследование экспериментальной и контрольной групп осуществлялось с 24.02. по 20.03.2020 года в дошкольном учреждении образования «Ясли-сад № 551 г. Минска».
В эксперименте участвовало 20 детей, имеющих в логопедическом заключении «Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития)» при различных речевых нарушениях (экспериментальная группа) и 20 детей с нормальным речевым развитием (НРР) (контрольная группа). Возраст детей составлял 5–7 лет. У всех детей были сохранны слух, зрение, интеллект, все дети были достаточно контактны.
Целью данного исследования являлось изучение особенностей развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития).
При выполнении 1 блока заданий, направленного на выявление объема активного (пассивного) предметного словаря, у детей старшего дошкольного возраста отмечались наименьшие трудности (по сравнению с последующими сериями), свидетельствующие о достаточном объеме активного (пассивного) предметного словаря. Данные результаты можно объяснить тем, что уже младшем дошкольном возрасте происходит активное накопление предметного словаря на коррекционных занятиях.
Оценивая неверно выполненные задания блока, можно определить типологию ошибок непосредственно для первого блока:
- Смешение слов путем объединения их в одно родовое понятие («чайник» — «сахарница»).
- Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков: смешение слов по признаку функционального назначения («тарелка» — «миска», «блюдце» — «тарелка»); замены слов по внешнему сходству («редиска» — «свекла», «калитка» — «дверца», «кресло» — «диван»); замены слов, обозначающих предметы, объединенных общностью ситуации («витрина» — «магазин»); смешения слов, обозначающих часть и целое («локоть» — «рука», «колено» — «нога», «ладонь» — «рука»); использование словосочетаний в процессе поиска слова («половник» — чтобы суп мешать, «торшер» — чтобы светить, «клумба» — копают землю).
На основании данных, полученных при проведении 2 блока заданий, было определено: у детей старшего дошкольного возраста с ОНР существуют отличия от их сверстников с НРР в словаре прилагательных и глаголов.
Подводя итог по заданиям можно отметить, что словарь прилагательных детей с ОНР имеет следующие особенности: значительно ниже уровень сформированности словаря прилагательных в сравнении с детьми с НРР; преимущественно используются качественные прилагательные (злая, добрая, большая, маленькая, белая, черная, смелый, умный и др.); в связи с трудностью актуализации слова подключают жесты и мимику; поиск нужного слова, подбор наиболее часто употребляемого признака предмета; в большинстве случаев старшие дошкольники с ОНР подбирали по одному слову-признаку; наблюдались трудности согласования существительного с прилагательным (красный машина, злой собака и др.).
Словарь глаголов детей старшего дошкольного возраста с ОНР отличается следующими особенностями: нередко, правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи их смешивают; многие дети не могли подобрать глагол и заменяли его описанием функционального значения предмета (для того, чтобы летать; для того, чтобы перевозить); при обозначении действий животных пытались передать внешние признаки животных, изображали его или просто отказывались от выполнения; особые трудности были у детей при подборе глаголов «лает», «воет», «рычит», «ржёт»; поиск нужного слова, подбор наиболее часто употребляемого действия предмета; в большинстве случаев старшие дошкольники подбирали по одному-два слова-действия.
Также отмечалось, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР лучше ориентируются в характеристиках предметов, когда имеют возможность видеть предмет, а не только слышать его название.
Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что объем активного словаря ограничен. Большую часть лексического строя речи составляет номинативный словарь, за ним следует глагольный. И хуже всего развит атрибутивный словарь.
Выполнение 3 блока заданий позволило выявить уровень сформированности семантической структуры слова, закономерности формирования синонимических связей, специфические особенности их развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР и НРР выявлены как общие, так и специфические закономерности в усвоении синонимии.
Специфические особенности, характерные для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, заключаются в следующем: в трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов; в недоразвитии мыслительных операций сравнения и обобщения, в недостаточной активности процесса поиска слов, большем количестве затрачиваемого времени; в несформированности семантических полей внутри лексической системы языка, ограниченности объёма словаря всех знаменательных частей речи.
К специфическим ошибкам у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при исследовании словаря синонимов можно отнести такие виды ошибок: использование семантических близких слов другой части речи (плакать — грустный; веселый — веселиться), называние форм исходного слова или родственных слов (нежный — нежно); повторение слова-стимула (забавный — забавный, зной — зной); употребляют слова, противоположные по значению, иногда повторение исходного слова с частицей не (веселый — грустный; смеяться — не смеяться; плакать — не плакать); употребление семантически близких слов, часто ситуативно сходных (бежать — идти быстро; зной — лето); преобладающим проявлением затруднения был отказ от ответов.
Исходя из этого, можно сделать следующие выводы: на успешность выполнения третьего блока заданий повлиял ограниченный словарный запас детей старшего дошкольного возраста; у детей наблюдаются трудности в организации семантических полей: не возникают ассоциации по типу синонимов.
Необходимо отметить, что у детей с НРР неверные ответы в большей степени носили ошибочный характер, тогда как у детей с ОНР специфические ошибки были представлены достаточно широко.
Анализ имеющихся данных показал, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР имеются специфические ошибки при выполнении заданий, направленных на установление уровня сформированности словаря синонимов, имеют стойкий характер и являются компонентом структуры речевого нарушения.
Таким образом, проведенное исследование детей старшего дошкольного возраста с ОНР свидетельствует о том, что у данной категории детей в значительной мере уровень сформированности словаря синонимов снижен по сравнению со сверстниками с НРР.
Литература:
- Гончарова, В. А. Специфика овладения антонимией и синонимией детьми с нарушенным речевым развитием / В. А. Гончарова // Шк. логопед. — 2006. — № 1. — С. 3–10.
- Грибова, О. Е., Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас и грамматический строй: учеб. пособие / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. — М.: Аркти, 1999. — Ч. 2. — 64 с.
- Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие / И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 224 с.
- Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя речи) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб.: Союз, 1999. — 160 с.
- Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. — 7-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 448 с.
- Смирнова, И. А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи / И. А. Смирнова. — СПб.: Детство — Пресс, 2010. — 48 с.