В статье авторы рассматривают отношение сотрудников и работников реагирующих подразделений МЧС России к инновационным технологиям и анализируют несколько образцов инновационной техники и оборудования, поставленных на вооружение в подразделениях МЧС России, выделяя при этом достоинства и недостатки конкретных разработок, на основе проведенных исследований.
Ключевые слова: инновационная техника и оборудование, МЧС России, пожарная техника, АЦ-СПК-1,0–40 NATISK, КИС УСС.
В рамках реализации программ переоснащения в период до 2027 года реагирующие подразделения МЧС России получат свыше 2,5 тысяч единиц пожарно-спасательной техники, 2 тысяч единиц робототехнических комплексов, 38 тысяч единиц имущества для обеспечения ведения аварийно-спасательных работ, 120 единиц плавсредств и 37 единиц авиационной техники, что позволит на качественно новом уровне обеспечить защиту жизни и здоровья граждан Российской Федерации. Достижение указанной цели должно стать ключевым ориентиром для развития МЧС России на ближайшие годы [1].
Из графика, представленного на рисунке 1 видно, что финансирование МЧС России как главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС) ежегодно растет, что соответствует программе переоснащения реагирующих подразделений министерства [2].
Рис. 1. Бюджетные ассигнования по госпрограммам МЧС России в разрезе ГРБС, млн. руб.
Ввиду того, что речь идет не просто об обновлении основных фондов технических средств, но и, о модернизации пожарной техники и оборудования, появляется потребность в проведении НИОКР, направленных на исследование основных проблем и вызовов в области обеспечения безопасности населения и территорий, а также, на повышение эффективности (а главное — безопасности) работы подразделений пожарной охраны, поисково-спасательных и других формирований, участвующих в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
В основном, производителями инновационных продуктов для МЧС России являются коммерческие организации, имеющие в своем распоряжении определенные производственные мощности и выпускающие в режиме конвейера технику или оборудование, на базе моделей которых происходит модернизация, инновирование или производство специализированных серий продуктов, предназначенных для функционирования различных специальных служб.
Авторский коллектив провел социальный опрос, посвященный исследованию личного отношения сотрудников и работников реагирующих подразделений МЧС России к внедряемым инновационным продуктам для практического использования.
В целом, опрошенные представители МЧС России показали положительное отношение к инновационным технологиям в профессиональной деятельности, если они:
действительно помогают эффективнее выполнять задачи по предназначению,
не препятствуют выполнению задач по предназначению.
Большая доля респондентов отмечает, что внедренные инновационные технологии помогают решить определенные практические проблемы (рис. 2). Но, также присутствуют обширные группы ответов, свидетельствующих о не используемости внедренных инноваций и о том, что они не помогают решить определенные практические проблемы.
Рис. 2. Эффективность использования инноваций
Действительно, существует ряд барьеров, возникающих на этапах разработки, внедрения и использования инновационной техники. Ввиду этого, каждый отдельный образец может обладать достаточно большим перечнем как положительных, так и отрицательных свойств. Рассмотрим на примерах инноваций, используемых в подразделениях МЧС России.
Например, автоцистерна АЦ-СПК-1,0–40 NATISK на шасси ГАЗон Next, выпущенный с конвейера ЗПА «Спецавтотехника» является достаточно интересным решением создания мобильной АЦ для работы в городских условиях. В таблице 1 приведены достоинства и недостатки данного образца инновационной техники, обобщенные по данным проведенного опроса.
Таблица 1
Достоинства инедостатки АЦ-СПК-1,0–40 NATISK на шасси ГАЗон Next
Достоинства |
Недостатки |
возможность подачи по вертикальной напорной линии на высоту 250 м |
неудобная узкая кабина боевого расчета, не вмещающая номинальное количество пожарных в боевой одежде |
легкость напорных рукавов с пеной |
кабина боевого расчета учитывает возможность работы подразделения только с ДАСВ |
возможность тушения вертикальных горящих поверхностей |
кабина боевого расчета имеет только одну дверь, что замедляет процесс сбора и выезда по тревоге и развертывания СиС |
хорошая маневренность в городских условиях за счет малых габаритов |
недостаточность комплектации ПТВиО, предназначенного для работы на ДТП |
комплектация самоспасателями для спасения пострадавших из НДС |
малый объем ОВ, дорогостоящая заправка ПО |
Стоит отметить, что многие недостатки, выделяемые респондентами, связаны именно с недостаточным уровнем взаимодействия инженеров и конструкторов на этапе разработки с непосредственными потенциальными пользователями.
Еще одной, достаточно интересной инновационной разработкой, внедренной в подразделениях города Москвы, являетсякомплексная информационная система мониторинга и управления силами и средствами (КИС УСС). Система предназначена для автоматизации процессов деятельности при реагировании на происшествия и ЧС в целях снижения материальных убытков от происшествий и ЧС в г. Москве. Среди бесспорных достоинств системы можно выделить: повышение эффективности взаимодействия пожарно-спасательных подразделений города Москвы и других экстренных оперативных служб города Москвы при комплексном реагировании и мониторинг сквозного процесса реагирования всех привлечённых к реагированию на происшествия и ЧС экстренных оперативных служб города Москвы.
Среди текущих недостатков (и предложений), выделяемых пользователями системы, являются:
необходимость повышения точности геолокации ПГ,
отсутствует заполнение раздела «справочная информация»,
желательно дополнение системы модулем карточек тушения пожара на объекты,
отсутствие синхронизации с ГЛОНАСС для возможности координации расстановки СиС во время следования подразделения к месту вызова,
отсутствие диверсификации информации на профессиональные блоки (например, какие конкретно подразделния МЧС уже работают: ГИМС, ПСФ, др.).
В данном случае, недостатки могут служить не только прямой критикой инновационной разработки, а также, способствовать раскрытию потенциала технологии при дальнейшем ее совершенствовании.
Литература:
- Переоснащение//МЧС России.– [Электронный ресурс]. — URL https://www.mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/tehnika/pereosnashchenie-mchs (Дата обращения: 14.05.2020).
- Программная структура расходов федерального бюджета.– [Электронный ресурс]. — URL https://programs.gov.ru/ (Дата обращения: 14.05.2020).