В статье рассматривается понятие и сущность государственной молодёжной политики как отрасли государственного управления. Представлен обзор основных методов государственной молодёжной политики. Приводится анализ особенностей реализации молодежной политики на территории Российской Федерации. Рассмотрены ключевые проблемы в данной сфере, аргументирована необходимость их решения, предложены пути оптимизации существующей системы и способы её совершенствования.
Ключевые слова: государственная молодёжная политика, молодёжная политика, молодёжь.
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся специфичными социальными, политическими и культурными интересами, ценностными ориентациями, статусом в обществе, а также возрастными рамками. Согласно сложившейся практике, молодёжью считаются лица в возрасте от 14 до 30 лет [1, 2, 3]. При этом современные исследователи всё чаще относят к категории молодёжи лиц в возрасте до 35 лет включительно [4]. Так, авторы законопроекта «О государственной молодёжной политике», подготовленного при Совете федерации совместно с молодёжными и общественными организациями, определяют в качестве молодёжи россиян в возрасте от 14 до 35, а в отдельных случаях — до 45 лет.
Итак, молодёжь — это специфичная общественная группа, характеризуемая социальными и психологическими свойствами, определяемыми как возрастными, так и социальными особенностями. Молодёжь, являясь неотъемлемой составляющей общества, обеспечивает его динамическое развитие. Она выступает в роли связующего звена при приспособлении социума к меняющимся обстоятельствам [5, 6]. Перспективы развития любой страны тесно связаны с положением и развитием молодёжи [7]. Молодёжь максимально инициативна и мобильна, обладает значительным творческим потенциалом, восприимчивостью к инновационным изменениям и к новым технологиям, а также способна наиболее активно, по сравнению с другими социально-демографическими группами, противодействовать негативным вызовам времени. К сожалению, этот потенциал не всегда используется государством эффективно и в полной мере.
Необходимость особой государственной политики в отношении молодёжи определяется спецификой её положения в обществе. Молодёжь недостаточно понимать в традиционном смысле, исключительно в качестве будущего социума. Необходимо учитывать, что молодёжь имеет особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые [8]. Главная роль, которая отводится молодёжи со стороны государства — это сохранение и развитие культуры, ответственность за преемственность её истории, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений.
Государственная молодёжная политика в нашей стране — это особое направление деятельности государства, политических партий, общественных организаций и объединений, а также других субъектов общественных отношений, целью которого является воздействие на социализацию молодёжи, а через него — на будущее состояние общества в целом [9, 10, 11]. Молодёжная политика складывается из множества элементов, таких как социальная защита молодого поколения, образование молодёжи, воспитание патриотического духа, обеспечение жильём молодых семей, организация молодёжных мероприятий, здравоохранение. Цель государственной молодёжной политики обозначена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года следующим образом: «создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, развитие потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития страны» [12].
Изучению ключевых проблем молодёжной политики — таких как нормативно-правовое обеспечение, создание инфраструктуры, кадровые решения, анализ существующей модели молодёжной политики в стране — посвящены работы таких отечественных авторов как В. В. Ткаченко, Т. К. Ростовская, Ю. А. Зубок, Н. Л. Смакотина, О. В. Степанищенко, Б. Л. Рудник, В. В. Романова, С. Г. Кара-Мурза, П. А. Меркулова, А. А. Зеленина, М. С. Яницкий, О. А. Васильева. Исследованию современных проблем государственной молодёжной политики и поиску их решения посвящены работы Т. А. Ромма, П. П. Ловковой, Т. М. Гуриной, А. Я. Кибанова, Е. В. Богдановой, М. В. Ловчевой, Т. В. Лукьяновой, Т. А. Нигматуллиной.
Анализ современной литературы по теме молодёжной политики позволил нам выделить два стратегически важных направления молодёжной политики. Первое — это развитие субъектной позиции молодёжи, её вовлечение в формирование повестки дня в сфере политики. Вторая — сетивизация процесса разработки и реализации молодёжной политики. Сетивизация предполагает, что процесс развития данного направления нацелен на отыскание инновационных ресурсов для решения различных проблем с помощью стимулирования самоорганизации молодёжи. Данный процесс разворачивается в интегрированном с интернет-средой публичном пространстве [13].
Таким образом, успешная молодёжная политика должна, прежде всего, отвечать критерию публичности и обеспечивать интеграцию всевозможных субъектов молодёжной политики (государство, бизнес-структуры, институты гражданского общества) с целью решения актуальных проблем современной молодёжи. Эффективная молодёжная политика должна способствовать социальному развитию всех аспектов деятельности молодёжи, начиная от духовного воспитания и заканчивая сглаживанием социально-экономического неравенства.
Важность стратегических задач, которые призвана решать молодёжная политика, позволяет определить её в качестве одного из наиболее приоритетных направлений во внутренней политике государства. Кроме того, молодёжная политика, разрабатываемая и реализуемая как на государственном, так и на муниципальном уровнях, является одним из элементов государственной безопасности страны. Проблемой в данной области выступает отсутствие единой системы построения молодёжной политики, а также отсутствие универсальной методологии оценки эффективности реализации молодёжной политики на муниципальном уровне. Результаты проделанной работы не оцениваются и не придаются огласке. Таким образом, в современной российской молодёжной политике отсутствует фундаментальная научная обоснованность и универсальные методические разработки для регионов, которые учитывали бы местные особенности. Отсутствуют системность во взаимодействии молодёжной политики с другими сферами государственной политики.
В конце 2014 года Правительство России утвердило «Основы государственной молодёжной политики до 2025 года» — ключевой документ, в котором были зафиксированы ключевые понятия, цели и задачи государства в сфере работы с молодыми людьми [14, 15]. Практически во всех регионах Российской Федерации на данный момент действует законы о государственной молодёжной политике, в части из них действуют законы о государственной поддержке молодёжных организаций. Практически все кодексы Российской Федерации имеют определенные положения относительно молодёжной политики. Таким образом, с одной стороны –молодёжная политика в субъектах Российской Федерации в настоящее время имеет вполне полноценную нормативную базу, с другой — она зачастую ограничивается лишь разработкой и принятием различных законов и государственных программ. Молодёжная политика должна предполагать участие органов муниципального управления в разработке планов, прогнозов и проектов в отношении вопросов молодёжи, поскольку именно на местах решаются особенности формирования и реализации программ социального развития молодёжи с учётом особенностей территории и традиций населения.
Молодёжь, как особая категория населения в современной социально-экономической обстановке, оказывается наиболее незащищенной. Социальные и экономические проблемы порождают сложности адаптации молодёжи к рыночным условиям, что в свою очередь приводит к росту уровня безработицы и девиантных проявлений.
Поскольку в настоящее время в нашей стране практически отсутствуют механизмы встраивания молодого человека в систему социально-экономических и общественно-политических отношений, особенно актуальным является вопрос формирования и развития молодёжной политики как отрасли. Большинство представителей молодёжи не проявляют активности и инициативы, а предпочитают оставаться в позиции наблюдателей. Среди причин такого положения дел — несовершенство воспитательных и профилактических процессов на ранних стадиях воспитания человека, недостаточность трудового воспитания молодёжи, односторонняя политика социальной поддержки.
Итак, современные исследователи связывают недостаточную эффективность российской молодёжной политики, прежде всего, c отсутствием в ней системного подхода, а также с тем, что финансирование данной сферы производится по остаточному принципу. Кроме того, специалисты отмечают, что сегодня молодёжная политика так и не стала приоритетным направлением государственной политики страны [16]. Ещё одной проблемой современной российской молодёжной политики является то, что большинство постановлений и целевых программ в данной сфере носит лишь рекомендательный характер. Обозначенные проблемы требуют проведения комплекса мер, включающих совершенствование нормативно-правовой и материально-технической базы, кадрового обеспечения, повышение эффективности социальной работы с молодёжью и выстраивание гибкой системы взаимодействия между организациями, участвующими в проведении молодёжной политики.
Таким образом, молодёжная политика является частью государственной политики, направленной на реализацию потенциала молодёжи, вовлечение её в социально-экономическую и политическую жизнь общества. Социальное развитие молодёжи предполагает активную деятельность не только государственных органов власти, но и органов муниципального управления как наиболее осведомленных текущей ситуацией на территориях. Однако не всегда отдача органов муниципальной власти соответствует должному уровню. Значимость оптимизации молодёжной политики как на общегосударственном, так и на региональном уровне определяется тем, что существует необходимость формирования более чёткого курса социального развития молодёжи с целью приспособления её к изменениям в современной социально-экономической, политической и информационной среде. Молодёжная политика должна базироваться не только на выработке и принятии различных законов и государственных программ, но и на участии органов муниципального управления в разработке планов, прогнозов и проектов развития данного социального института, поскольку именно на местах решаются особенности формирования и реализации программ социального развития молодёжи с учётом особенностей территории, традиций и менталитета населения. Эффективная молодёжная политика должна способствовать социальному развитию всех аспектов деятельности молодёжи, начиная от духовного воспитания и заканчивая сокращением социально-экономического неравенства.
В заключение представим ключевые рекомендации для оптимизации государственной молодёжной политики. Во-первых, необходим учёт современного комплекса подходов к пониманию молодёжи, а также детальный анализ результатов практической реализации различных молодёжных проектов, непрерывное изучение практик работы с молодёжью в различных сферах. Во-вторых, нужно учитывать возрастные и социальные характеристики, присущие современной молодёжи, исследовать роль межпоколенных отношений, использовать актуальные социологические данные о состоянии молодёжи в регионах. В-третьих, важно определить место и роль отдельных подструктур в общей системе координат — как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, оптимизировать управленческие стратегии учреждений и отделов в сфере работы с молодёжью. В-четвертых, в сфере молодёжной политики необходимо формировать специалистов, которые были бы ориентированы на достижение целей и инновационные подходы. И, наконец, важно понимать, что ни одно из перечисленных направлений не может быть локализовано в сфере ведения какого-либо одного органа власти, поэтому работа по преодолению проблем должна предусматривать совместную скоординированную работу различных ведомств и учреждений сферы молодёжной политики, администраций муниципальных образований, института образования, общественных объединений и других структур.
Литература:
- Лисовский В. T. Советское студенчество. Социологические очерки. — М.: Мысль, 1990. — 216 с.
- Радченко А. Ф. Молодёжь и ее возрастные границы //Социология власти. — 2012. — №. 3.
- Баева Д. С. Молодёжь как особая социально-возрастная группа //Актуальные научные исследования: сборник материалов международной (заочной) науч.-практ. конф., (г. Краснодар, 7 апреля 2018 года). — Краснодар: НИЦ «Диктум», 2018. — 84 с.
- Канунников К. С. Проект федерального закона «О молодёжи и государственной молодёжной политике в Российской Федерации»: основные положения и наши предложения //Правовое государство: теория и практика. — 2012. — №. 1 (27).
- Большова Н. Н. Молодёжная политика в ЕС: роль образования в противодействии проявлениям экстремизма (пример Германии). [Электронный ресурс]. URL: https://mgimo.ru/upload/docs_6/Molodezhnaya-politika-v-EUrol-obrazovaniya-v-protivodeystvii-proyavleniy-ekstremizma.pdf (дата обращения: 31.01.2020);
- Гурдеев Н. К., Шидков Ф. Э. Молодёжь России: социологический портрет. — Москва: ЦСПиМ, 2018. — 107 с.
- Мотрич Е. Л. Проблемы и перспективы развития демографических процессов на Дальнем Востоке России // Наука. Культура. Общество. Российская академия социальных наук. — 2018. — № 4. — С. 68.
- Большова Н. Н. Молодёжная политика в ЕС: роль образования в противодействии проявлениям экстремизма (пример Германии). [Электронный ресурс]. URL: https://mgimo.ru/upload/docs_6/Molodezhnaya-politika-v-EUrol-obrazovaniya-v-protivodeystvii-proyavleniy-ekstremizma.pdf (дата обращения: 31.01.2020).
- Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.03.2020).
- Государственная молодёжная политика: история и современность: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции (21 мая 2015 г.) / Под ред. П.А Меркулова. Орел: ОФ РАНХиГС, 2015. С. 5.
- Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 15.12.2014. № 50. С. 7185.
- Андрианов В. Д. Стратегия и система сбалансированных показателей устойчивого развития экономики России до 2020 года //Экономические стратегии. — 2013. — Т. 15. — №. 7. — С. 20–35.
- Бабочкин, П. И. Социализация молодёжи: опыт, проблемы, мероприятия // Соц.-гуманит. знания. — 2019. — № 1. — С. 25.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 50, С. 7185.
- Быстрянцев С. Б., Латанов В. М., Павшин М. А. О некоторых аспектах государственного регулирования молодёжной политики. Bсторический опыт и развитие //Учёные записки Санкт-Петербургского имени ВБ Бобкова филиала Российской таможенной академии. — 2016. — №. 4 (60).
- Лупачева Н. С. Основные проблемы государственной молодёжной политики в России и пути их решения //Государственное управление. Электронный вестник. — 2018. — №. 67.