В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы
Ключевые слова: эмпатия, психологический тренинг, групповое взаимодействие, участник группы
Профессиональная деятельность любого педагога относится к категории «человек — человек». Такая деятельность насыщена постоянными межличностными взаимодействиями. В ходе этих взаимодействий часто возникают конфликтные и проблемные ситуации, которые требуют скорейшего решения. Решение этих ситуаций невозможно без способности понимать личностные черты, эмоции, чувства, которые испытывает другой человек в данный момент времени. Данное качество в психологии называется эмпатия. Наличие эмпатических способностей предполагает умение анализировать свои чувства, осознавать переживания других людей. Поэтому для любого педагога очень важно развивать в себе эти способности. Помочь ему в этом может психологический тренинг.
Психологический тренинг — метод преднамеренных изменений человека или группы, которые направлены на его профессиональное и личностное развитие в процессе группового взаимодействия [1]. В процессе взаимодействия происходит приобретение, анализ и переоценка собственного опыта человеком.
В ходе тренинга происходит преднамеренное изменение его участников. Многие авторы выделяют различные факторы, которые помогают развитию того или иного феномена в ходе группового взаимодействия [2;3]. Был проведен их анализ и выделены основные факторы, обеспечивающие развитие участников группы.
- Участник как член группы. Именно в группе человек имеет возможность почувствовать, что он не один и его проблемы не уникальны.
- Атмосфера взаимного доверия и заинтересованности. Эмоциональная поддержка членов группы снимает напряжение, придает уверенности её участникам. Такая поддержка активизирует человека, повышает его самооценку.
- Возможность эмоционального реагирования. Участники имеют возможность свободно выражать свои эмоции. Это позволяет снять эмоциональное напряжение. Всё это позволяет раскрыть личностные проблемы участников.
- Проигрывание различных жизненных ситуаций. Основным плюсом любого психологического тренинга является возможность повысить свой уровень компетентности и приобрести навыки межличностного взаимодействия в игровой форме. Благодаря этому происходит анализ, переоценка своего жизненного опыта, а также приобретение нового.
- Возможность дать обратную связь. Участнику дается возможность высказаться о результатах проведенной работы, учесть её плюсы и минусы.
- Возможность оценить свой уровень организаторских способностей, коммуникабельности. Возможность изменить их.
Занятие в психологическом тренинге делится на три части: разминка, основное занятие и рефлексия.
Разминка состоит из упражнений, которые помогают активизировать участников группы, создать уютную и доброжелательную атмосферу. Разминка позволяет подготовить участников группы к основным упражнениям.
Основное занятие включает в себя различные задания и упражнения, которые помогают участникам понять, усвоить для себя главную тему занятия. Такими упражнениями могут быть: деловые и ролевые игры, дискуссии по теме занятия. Деловые и ролевые игры включают в себя различные ситуации, с которыми педагог сталкивается в учебном процессе. Такие игры дают возможность примерить на себя роль своей будущей профессии, даёт возможность попробовать решить проблемную ситуацию в этой роли. Дискуссия создает условия для выражения, всеми участниками, своих мыслей, путей решений, по обсуждаемой теме. Дискуссия является возможностью влиять на установки участников в процессе группового взаимодействия [4].
Занятие заканчивается рефлексией. Участники делятся своими эмоциями, мнениями, чувствами, впечатлениями о проведенном занятии. Кроме того, есть возможность высказаться о плюсах и минусах проведенного занятия. Это позволит усовершенствовать последующие занятия.
Итак, сделаем выводы. Эмпатия является важным качеством для любого педагога. Помочь в развитии данного качества может психологический тренинг. В ходе тренинга происходит преднамеренное изменение участников группы. В ходе группового взаимодействия участники получают жизненный опыт, имеют возможность повысить свой уровень компетентности.
Всё это говорит о том, что психологический тренинг является эффективным средством для изменения его участников. А это значит, что развитие такого феномена как эмпатия у участников группы, с помощью психологического тренинга, является возможным и эффективным средством.
Литература:
- Психогимнастика в тренинге / под редакцией Н. Ю. Хрящевой. — СПб.: Речь, Институт тренинга, 2000.
- Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1997.
- Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. — СПб: Питер Ком, 1999.
- Кипнис М. Ш. Энциклопедия игр и упражнений для любого тренинга. — М.: АСТ, 2018.