Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 25.05.2020

Статья просмотрена: 487 раз

Библиографическое описание:

Соловьев, Д. А. Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов / Д. А. Соловьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 742-744. — URL: https://moluch.ru/archive/311/69289/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы

Ключевые слова: эмпатия, психологический тренинг, групповое взаимодействие, участник группы

Профессиональная деятельность любого педагога относится к категории «человек — человек». Такая деятельность насыщена постоянными межличностными взаимодействиями. В ходе этих взаимодействий часто возникают конфликтные и проблемные ситуации, которые требуют скорейшего решения. Решение этих ситуаций невозможно без способности понимать личностные черты, эмоции, чувства, которые испытывает другой человек в данный момент времени. Данное качество в психологии называется эмпатия. Наличие эмпатических способностей предполагает умение анализировать свои чувства, осознавать переживания других людей. Поэтому для любого педагога очень важно развивать в себе эти способности. Помочь ему в этом может психологический тренинг.

Психологический тренинг — метод преднамеренных изменений человека или группы, которые направлены на его профессиональное и личностное развитие в процессе группового взаимодействия [1]. В процессе взаимодействия происходит приобретение, анализ и переоценка собственного опыта человеком.

В ходе тренинга происходит преднамеренное изменение его участников. Многие авторы выделяют различные факторы, которые помогают развитию того или иного феномена в ходе группового взаимодействия [2;3]. Был проведен их анализ и выделены основные факторы, обеспечивающие развитие участников группы.

  1. Участник как член группы. Именно в группе человек имеет возможность почувствовать, что он не один и его проблемы не уникальны.
  2. Атмосфера взаимного доверия и заинтересованности. Эмоциональная поддержка членов группы снимает напряжение, придает уверенности её участникам. Такая поддержка активизирует человека, повышает его самооценку.
  3. Возможность эмоционального реагирования. Участники имеют возможность свободно выражать свои эмоции. Это позволяет снять эмоциональное напряжение. Всё это позволяет раскрыть личностные проблемы участников.
  4. Проигрывание различных жизненных ситуаций. Основным плюсом любого психологического тренинга является возможность повысить свой уровень компетентности и приобрести навыки межличностного взаимодействия в игровой форме. Благодаря этому происходит анализ, переоценка своего жизненного опыта, а также приобретение нового.
  5. Возможность дать обратную связь. Участнику дается возможность высказаться о результатах проведенной работы, учесть её плюсы и минусы.
  6. Возможность оценить свой уровень организаторских способностей, коммуникабельности. Возможность изменить их.

Занятие в психологическом тренинге делится на три части: разминка, основное занятие и рефлексия.

Разминка состоит из упражнений, которые помогают активизировать участников группы, создать уютную и доброжелательную атмосферу. Разминка позволяет подготовить участников группы к основным упражнениям.

Основное занятие включает в себя различные задания и упражнения, которые помогают участникам понять, усвоить для себя главную тему занятия. Такими упражнениями могут быть: деловые и ролевые игры, дискуссии по теме занятия. Деловые и ролевые игры включают в себя различные ситуации, с которыми педагог сталкивается в учебном процессе. Такие игры дают возможность примерить на себя роль своей будущей профессии, даёт возможность попробовать решить проблемную ситуацию в этой роли. Дискуссия создает условия для выражения, всеми участниками, своих мыслей, путей решений, по обсуждаемой теме. Дискуссия является возможностью влиять на установки участников в процессе группового взаимодействия [4].

Занятие заканчивается рефлексией. Участники делятся своими эмоциями, мнениями, чувствами, впечатлениями о проведенном занятии. Кроме того, есть возможность высказаться о плюсах и минусах проведенного занятия. Это позволит усовершенствовать последующие занятия.

Итак, сделаем выводы. Эмпатия является важным качеством для любого педагога. Помочь в развитии данного качества может психологический тренинг. В ходе тренинга происходит преднамеренное изменение участников группы. В ходе группового взаимодействия участники получают жизненный опыт, имеют возможность повысить свой уровень компетентности.

Всё это говорит о том, что психологический тренинг является эффективным средством для изменения его участников. А это значит, что развитие такого феномена как эмпатия у участников группы, с помощью психологического тренинга, является возможным и эффективным средством.

Литература:

  1. Психогимнастика в тренинге / под редакцией Н. Ю. Хрящевой. — СПб.: Речь, Институт тренинга, 2000.
  2. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1997.
  3. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. — СПб: Питер Ком, 1999.
  4. Кипнис М. Ш. Энциклопедия игр и упражнений для любого тренинга. — М.: АСТ, 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): психологический тренинг, групповое взаимодействие, возможность, участник группы, участник, жизненный опыт, основное занятие, уровень компетентности, ходя тренинга, эффективное средство.


Похожие статьи

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий

В данной статье авторы рассматривают вопрос необходимости профилактики профессиональной деформации педагогов, описывают виды профессиональной деформации. Также в статье исследуется и апробируется модель методической системы по профилактике профессион...

Проблема социализации учащихся-мигрантов в педагогическом процессе

В статье рассматривается проблема взаимодействия учащихся разных национальностей, их социализация. Обсуждаются факторы, влияющие на процесс социализации и способы оптимизации процесса взаимодействия учащихся разных национальностей.

Психологический тренинг как средство развития взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому

В статье рассматриваются проблемы психологических особенностей старшеклассников, обучающихся на дому, применение программы психологического тренинга по развитию коммуникативных навыков как эффективной формы развития межличностного взаимодействия.

Необходимость эмпатии в работе психолога

В статье рассмотрена сущность общения и способность к эмпатии, ее структура. Роль эмпатии и эмоционального отклика психолога-консультанта как необходимые компоненты эффективной работы психолога.

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...

Особенности групповых решений в деловых играх

В статье авторы обсуждают процесс принятия групповых решений и пытаются оценить меру эмоционально-личностного восприятия информации в ходе этого процесса у участников разных типов.

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Похожие статьи

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий

В данной статье авторы рассматривают вопрос необходимости профилактики профессиональной деформации педагогов, описывают виды профессиональной деформации. Также в статье исследуется и апробируется модель методической системы по профилактике профессион...

Проблема социализации учащихся-мигрантов в педагогическом процессе

В статье рассматривается проблема взаимодействия учащихся разных национальностей, их социализация. Обсуждаются факторы, влияющие на процесс социализации и способы оптимизации процесса взаимодействия учащихся разных национальностей.

Психологический тренинг как средство развития взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому

В статье рассматриваются проблемы психологических особенностей старшеклассников, обучающихся на дому, применение программы психологического тренинга по развитию коммуникативных навыков как эффективной формы развития межличностного взаимодействия.

Необходимость эмпатии в работе психолога

В статье рассмотрена сущность общения и способность к эмпатии, ее структура. Роль эмпатии и эмоционального отклика психолога-консультанта как необходимые компоненты эффективной работы психолога.

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...

Особенности групповых решений в деловых играх

В статье авторы обсуждают процесс принятия групповых решений и пытаются оценить меру эмоционально-личностного восприятия информации в ходе этого процесса у участников разных типов.

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Задать вопрос