Первая школа воспитания растущего человека — семья. Здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.
Детский сад — первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Всестороннее гармоничное развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется характер; в семье закладываются исходные жизненные позиции.
С введением ФГОС большое внимание уделяется работе с родителями. Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а также повышение культуры педагогической грамотности семьи. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.
Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назревает необходимость усилить работу по взаимодействию педагогов с родителями воспитанников ДОУ и начинать эту работу надо с раннего возраста. Для этого в 2018 году на базе нашего дошкольного учреждения 1 младшей группы был создан клуб «Школа молодых родителей», так как группу посещают большинство детей, которые в семье являются единственными.
Созданный клуб постоянно действующее объединение педагога и родителей, созданное на добровольной основе и опирающееся на принципы открытости, информированности, сотрудничества, конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания. Он открыт для дискуссий, обсуждения возникающих проблем и выработки решений, обменом опыта. Особое внимание, уделяется внедрению нетрадиционных форм работы, направленные на дифференцированный подход к семьям воспитанников. Формы, которые я использую: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские.
В рамках работы Клуба были организованы встречи с узкими специалистами, помогающие в решении конкретных проблем: логопед, заведующая детской поликлиники, психолог. Мероприятия клуба проходили один раз в месяц в соответствии с планом работы.
Неотъемлемой частью деятельности Клуба является проведение анкетирования (блиц-опросов). В ходе таких опросов выявились трудности, с которыми сталкиваются молодые родители и определяется эффективность деятельности.
Работая в этом направлении, доказана эффективность созданного Клуба.
Были выявлены результаты:
– развитие мотивации педагогов на достижение оптимального уровня конструктивных и благоприятных взаимоотношений педагога и родителей;
– внедрение полученного опыта в профессиональную деятельность ДОУ;
– рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.
План работы на 2018–2019г
Месяц |
Мероприятие |
Цель |
Участники |
сентябрь |
1. Анкетирование «Потребности родителей при сотрудничестве с ДОУ» 2. Анкетирование «О здоровье» 3. Семинар-практикум для родителей первой младшей группы «Укрепляем здоровье малыша!» |
1. Цель анкетирования «Потребности родителей при сотрудничестве с ДОУ»: выявить уровень социальных запросов, потребностей и интересов родителей с работой детского сада, и его педагогического коллектива. 2. Цель анкетирования «О здоровье»: понять степень влияния родителей на формирование у детей представлений о способах заботы и сохранения здоровья и образа жизни в семье рекомендуется проводить анкету для родителей. 3. Цель семинара — практикума: познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. |
Родители воспитанников, педагог, старшая медицинская сестра ДОУ, заведующий детской поликлиники. |
октябрь |
1. Выставка совместных работ родителей и детей «Осенние фантазии». 2. Создание семейного альбома группы «Колокольчик». |
1. Цели выставки «Осенние фантазии»: активизация совместного творчества воспитанников и их родителей. 2. Цель создания семейного альбома: расширение представлений детей об истории своей семьи, родословной, знакомство с семейными традициями. |
Родители воспитанников, педагог. |
ноябрь |
1. Анкета для родителей по выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования. 2. Мастер класс совместно с детьми «Нетрадиционное рисование в 1 младшей группе». |
1. Цель анкетирования: выявитьтворческий интерес воспитанников и степень участия родителей в изобразительной деятельности детей дома. 2. Цель мастера — класса: ознакомление родителей с нетрадиционными техниками рисования. |
Родители воспитанников, педагог, дети. |
декабрь |
1. Анкетирование «Капризы и упрямства» 2. Душевный разговор «О капризах и упрямствах» |
1. Цель анкетирования «Капризы и упрямства»: обучение родителейспособам преодоления детских капризов и упрямства. 2. Цель «душевного разговора»: обучение родителей способам преодоления детских капризов и упрямства. |
Родители воспитанников, педагог, психолог. |
январь |
1. Газета для родителей 2. День открытых дверей «Один из дней в ДОУ». |
Цель дня открытых дверей и газеты: формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей, демонстрация всех видов воспитательно-образовательной работы коллектива с детьми, установление партнёрских отношений с родителями. |
Родители воспитанников, педагог, директор дошкольного учреждения, методист. |
февраль |
1. Спортивный праздник, посвященный к празднованию дня защитника Отечества. 2. Фотовыставка «Мой любимый папочка» |
1. Цель спортивного праздника: привлечь родителей к совместной активной деятельности в группе, воспитывать нравственные, патриотические качества. 2. Цель фотовыставки: создать условия для воспитания у детей доброго отношения к своему папе; гордости за родного человека. |
Родители воспитанников, педагог, дети. |
март |
1. Анкетирование «Развитие речи» 2. Круглый стол «Развитие речи у детей 4 года жизни» 3. Фотовыставка «Моя любимая мамочка» |
1. Цель анкетирования «Развитие речи»: выяснить, какая работа проводится родителями дома по развитию речи ребенка. 2. Цель круглого стола «развитие речи у детей 4 года жизни»: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. 3. Цель фотовыставки «Моя любимая мамочка»: приобщать родителей к изготовлению стенгазеты «Мамочка любимая». |
Родители воспитанников, педагог, логопед. |
апрель |
1. Выставка «Пасхальные яички» 2. Анкетирование «Подведение итогов» |
1. Цель выставки «Пасхальные яички»: активизация совместного творчества воспитанников и их родителей. 2. Цель анкетирования |
Родители воспитанников, педагог |