Вопросы социального партнерства дошкольной организации и семьи всё чаще привлекает внимание исследователей, поскольку в современных условиях взаимодействие семьи и дошкольной организации требует кардинального пересмотра сформировавшихся отношений, новых путей построения взаимоотношений по типу социального партнерства.
Для благополучного развития ребенка дошкольного возраста взаимодействие семьи и дошкольной организации имеет большое значение, поскольку это позволяет объединить усилия педагогов и родителей в решении задач обучения и воспитания детей.
В современных условиях всё чаще взаимодействие дошкольной организации и семьи рассматривают при помощи такого термина, как «партнерство» или «социальное партнерство». Социальное партнерство предполагает активное взаимодействие всех участников в решении общих задач. При этом координирующая и организующая роль во взаимодействии партнеров принадлежит педагогам дошкольной организации, поскольку они обладают соответствующей компетентностью в данном вопросе.
По мнению Т. В. Цветковой, социальное партнерство может быть рассмотрено, как особый тип совместной деятельности родителей и педагогов, для которого характерны отношения доверия, общие цели и ценности, добровольность и долговременность отношений, признание взаимной ответственности сторон за результаты развития субъектов образования [4, с. 20].
В работах Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой отмечается, что целью разнообразной совместной деятельности организуемые в триаде «педагоги — родители — дети» являться удовлетворение базовых потребностей не только детей, но и родителей и педагогов [1, с. 13].
Вопросы обновления содержания взаимодействия с семьёй в современных условиях обозначены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В соответствии с ключевыми задачами которого пересматривается само содержание взаимоотношений между дошкольной организации и семьей, определяются новые цели и задачи партнерства. Родители в современных условиях становятся активными участниками организуемой в детском саду образовательной деятельности. Кроме того, дошкольная организация создаёт условия для повышения уровня компетентности родителей, уровня их педагогической культуры.
При этом достаточно острым является вопрос, связанный с формальным общением родителей и педагогов, а также вопрос, связанный с недостаточной компетентностью педагогов в организации работы с родителями. К числу причин, обуславливающих трудности организации работы с семьей Н. М. Сертакова относит такие причины, как низкий уровень психолого-педагогической культуры, как родителей, так и педагогов; недостаточное понимание значения дошкольного периода детства в развитии ребенка; низкий уровень сформированности педагогической рефлексии; недостаточное понимание педагогами роли семьи в воспитании и позиции родителей, как социальных заказчиков [3, с. 24].
Ещё одной причиной является недостаточно продуктивное информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в условиях дошкольной организации. Перечисленные причины, а также другие факторы, влияющие на организацию социального партнерства семьи и дошкольной организации, обуславливают необходимость поиска новых путей совершенствования качества работы с родителями. На первый план при этом выступают формы и методы работы с родителями.
На пути установления отношений партнерства важной задачей является прежде всего изучение семей воспитанников, анализ затруднений, которые испытывают родители, постоянное построение диалога с родителями с целью достижения взаимопонимания. Безусловно, процесс построения социального партнерства не является одномоментным и требует определенной продолжительности работы, в которой условно можно выделить определенные этапы.
Первым этапом может выступать информационный этап. На этом этапе для педагогов важным является прежде всего сбор информации о семьях воспитанников, о педагогических взглядах родителей, их установках, ценностях, изучение родительских запросов. Для родителей важно на этом этапе получить наиболее полную, точную и конкретную информацию, как выстраивается образовательный процесс, какую роль играют родители в процессе обучения и воспитания детей, каким образом может проистекает взаимодействие родителей и педагогов. Восполнение своеобразного информационного пробела у педагогов и родителей позволит сократить дистанцию и будет способствовать установлению взаимопонимания. Кроме того, на этом этапе обозначая роль родителей в обучении и воспитании детей можно стимулировать родителей к тому, чтобы сформировать у них потребность в получении новых знаний, повышении уровня своей педагогической компетентности, обогащении опыта совместной деятельности.
Следующим этапом является этап планирования. На этом этапе, опираясь на имеющуюся информацию, цели, задачи, педагоги совместно с родителями планируют предстоящую работу, определяют роль всех участников данной деятельности в совместной работе.
Заключительным этапом является оценка достигнутых результатов и планирование дальнейшей работы. Для того, чтобы отношения партнёрства складывались более продуктивно, во взаимодействии родителей и педагогов должно присутствовать общение, построенное на обсуждении совместных значимых вопросов, актуальных как для родителей, так и для детей. Это обсуждение должно проходить в такой форме, которая будет позволять родителям чувствовать себя равноценными участниками образовательного процесса, осознавать своею роль в обучении и воспитании детей.
Одной из форм работы, позволяющей выстраивать социальное партнерство дошкольной организации и семьи, является такая нетрадиционная форма, как семейный клуб. Е. Н. Ренева указывает, что как форма работы клуб отличается от других форм прежде всего тем, что при данной форме отношения между участниками клуба выстраиваются с позиции равенства и предполагают свободу выражения мнений, конструктивность общения и продуктивность общения, когда оно строится в результате нахождения значимых точек соприкосновения [2].
В клубе не присутствует назидательно-поучительная форма общения, которая часто отталкивает родителей и затрудняет формирование социального партнерства. Клуб представляет собой добровольную форму участия. В этой форме объединяются родители, на основе интереса к той или иной проблеме. Именно поэтому состав участников клуба может варьироваться от одного заседания к другому.
Организация семейного клуба как формы социального партнерства предполагает определение участниками цели и задач клуба, а также тематики мероприятий. При составлении плана мероприятий важно обсудить, какие вопросы в большей степени волнуют родителей, проанализировать, какие специалисты могут принять участие в заседаниях клуба для того, чтобы дать родителям дополнительную информацию, способствовать формированию необходимых умений и навыков.
В основе деятельности клуба лежит Положение о семейном клубе, в котором отражены основные аспекты организации деятельности и определены роли участников семейного клуба, которые позволят сделать работу более продуктивной. Важнейшей особенностью организации деятельности семейного клуба является то, что родители принимают в нём активное участие, как и педагоги. Соответственно, это формирует у родителей определенную ответственность за подготовку к каждому мероприятию, повышает уровень требования родителей к себе, формирует стремление дополнительно изучать разнообразную информацию, повышать уровень своих знаний и умений. Использование семейного клуба, как формы социального партнерства детского сада и семьи является еще недостаточно практически разработанной, в тоже время данная форма приобретает всё большую популярность, что указывает на её продуктивность.
Таким образом, на пути построения социального партнерства детского сада и семьи необходимо стремиться к тому, чтобы взаимодействие было не формальным, а содержательным, заинтересованным. Раскрытие потенциала родителей, повышение их активности в совместной деятельности достигается в диалоге, совместном обсуждении и решении значимых вопросов. Формой организации взаимодействия с родителями, отвечающей этим требованиям, является Семейный клуб.
Литература:
- Веракса Н. Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-синтез, 2014. –С. 13.
- Ренёва Е. Н., Быкова С. С. Семейный клуб как форма организации социального партнёрства дошкольной образовательной организации и семьи // Концепт. 2016. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynyy-klub-kak-forma-organizatsii-sotsialnogo-partnyorstva-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-i-semi (дата обращения: 16.05.2020).
- Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: методическое пособие. — М.: Детство-Пресс, 2013. — 78 с.
- Социальное партнерство детского сада с родителями: сб. материалов / сост. Т. В. Цветкова. — М.: Сфера, 2013. — 127 с.