Наиболее актуальным вопросом в формировании греко-римской и вольной борьбы является необходимость проведения отбора, начиная с младшего возраста. Проблема отбора и поиска талантливой молодежи очень многообразна. Основную роль в отборе и подготовке спортсменов играют знания закономерностей развития молодого организма, становление и формирование двигательных функций, выносливости, энергетического обмена. Отбор затрагивает педагогические, психологические, философские и социальные аспекты. В период формирования личности очень трудно опознать будущего спортсмена. Именно в этом периоде важна роль тренера, который развивает спортивные способности, учитывая индивидуальный темп развития молодого организма, способствует перерастанию задатков в талант. Проблема спортивного отбора является главенствующей в методике спортивной тренировки и связана с широким спектром вопросов спортивной науки.
Ключевые слова: спортивный отбор, греко-римская борьба, вольная борьба, задатки, способности, талант, тренировка, наследственность, физическая выносливость.
Цель исследования: обобщение и обоснование подходов к решению проблем спортивного отбора.
Объект исследования: тренировочный процесс юных спортсменов.
Предмет исследования: критерии спортивного отбора борцов.
Вопросы отбора и подготовки спортивного резерва всегда являются центральной проблемой теории методики юношеского спорта. Столь повышенный интерес к данной проблеме обосновывается бурным ростом спортивных результатов, но преуспеть в результатах может далеко не каждый спортсмен. Отсюда возникает важность поиска физически способных и талантливых людей.
Основой любого одаренного спортсмена являются задатки и способности, которые в большинстве случаев обусловлены наследственностью. Но задатки лежат в основе способностей, в свою очередь способности — это результат упорных тренировок. [6, с.24–25]
От наследственной одаренности зависит не сам успех, а только возможность его достижения. Однотипная способность может быть сформулирована на основе разного исходного материала и, наоборот несколько индивидов могут обладать разными задатками, но приобрести разные способности. В этом случае следует отмечать актуальные способности. [1, с. 102]
Для системного контроля тактического мастерства юных борцов греко-римского стиля нужно проанализировать несколько параметров, полученных в течение длительного промежутка времени. Для получения высоких результатов необходимо воспитать юного спортсмена, обучить его технико-тактическим действиям. Скоростные данные, выносливость, гибкость ребенка, играют одну и важных ролей. В вольной и греко-римской борьбе для определения способностей и пригодности будущего спортсмена следует рассматривать способности к специфической мышечной деятельности, скорости адаптации к определенной нагрузке, работоспособности, которая вырабатывается на протяжении длительных тренировок. Приверженность принципам активности и систематичности, как и многие другие принципы, являются важным руководством при осуществлении учебного процесса.
В процессе тренировки важно, чтобы юный боец критично относился к своим действиям в процессе тренировки, сам осознавал и признавал свои ошибки. Важно, чтобы каждый новый прием был ни самоцелью, а лишь новой ступенькой в более сложных приемах. [7, с.425] Борцам немаловажно осуществлять наблюдение в процессе схваток своих товарищей, это позволит увидеть ошибки или какие-либо важные особенности борьбы. [2, с. 62]
Критерии пригодности юного борца
Для получения высоких результатов необходимо вырабатывать личную работоспособность, разбирать недочеты, полученные во время тренировки, в поединке, на соревновании.
Неправильно было бы судить способных в раннем возрасте борцов греко-римского борьбы об их успехах в будущем, так как в процессе формирования молодого организма происходят конституционные изменения, изменения психики и характера. Большинство чемпионов в младшие возрастные категории, вырастая, не подтверждают свой статус. Наиболее часто встречаются ситуации, когда боец с низкими результатами на соревнованиях, в будущем становится перспективным бойцом. [5, с. 198]
При этом многие тренеры убеждены, что становление спортсмена всегда зависит только от физического развития в подростковом возрасте. Около 30 % тренеров отводят 1–2 месяца на укомплектование групп, 50 % тренеров от 3 до 4 месяцев, а некоторые 20 % — до двух лет.
Кроме того, с заключением о непригодности не следует торопиться, потому что способности ребёнка могут раскрыться в процессе занятий.
Анализ научной литературы по вопросу отбора юных борцов и их ориентации к постоянным тренировкам, показал, что, есть определенные критерии, формы, приемы, методы отбора будущих спортсменов в учебно-тренировочные группы. Опрос специалистов показал, что спортивный отбор проводится с использованием контрольных, приемных, контрольно-переводных испытаний, которые состоят из стандартного набора тестов. [3, с. 425]
Предложенные ведущими специалистами критерии комплексного отбора юных борцов в учебно-тренировочные группы, включают информативные показатели, позволяющие оценить спортивную пригодность юного борца. В заключении, на спортивный отбор в греко-римской и вольной борьбе влияют множество факторов. Важна роль тренера, педагога, психолога, ведь именно они формируют физически и психологически устойчивую личность, способную преодолеть преграды и достичь хороших результатов в спортивной жизни. [4, с.62–64]
Литература:
- Борьба греко-римская: учеб. для учреждений физвоспитания /под редакцией А. Ю. Шулики [и др.]. Ростов на Дону: Феникс,2004 С.102–107 [1]
- Булич Э. Г. Здоровье человека / Э. Г. Булич, И. В. Муравов. — К.: Олимп. литература, 2003. — 424 с. [2]
- Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: [учебник для вузов] / Л. Ф. Бурлачук. — Санкт-Петербург.: Питер, 2005. — 352 с. [3].
- Губа В. П. Спортивный отбор как учебная дисциплина / В. П. Губа // Теория и практика физ. культуры.— 2008.— № 2.— С. 62–64. [4].
- Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. — [3-е изд., испр.]. — М.: Советский спорт, 2007. — 296 с. — С. 198 [5].
- Гужаловский А. А. Проблемы теории спортивного отбора / А. А. Гужаловский // Теория и практика физ. культуры. — 1986. — № 8. — С. 24–25. [6].
- Тарабрина И. В. Тренировочно-учебный процесс спортсмена-борца // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции /Под общей редакцией С. С. Чернова. — Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010–466 с., — [7].