Социальные сети как способ популяризации деятельности библиотек | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 20.05.2020

Статья просмотрена: 4056 раз

Библиографическое описание:

Писарева, Д. С. Социальные сети как способ популяризации деятельности библиотек / Д. С. Писарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 623-624. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70279/ (дата обращения: 18.12.2024).



По данным Левада-центра за 2018 г., не пользуются социальными сетями 37 % респондентов, из которых 95 % в принципе не являются пользователями Интернета [1]. Этот факт делает социальные сети качественным инструментом в продвижении товаров и услуг, в том числе услуг библиотек, так как больше половины пользователей Интернета используют социальные сети в качестве средства коммуникации.

Для того чтобы изучить продвижение библиотечных услуг на площадках социальных сетей необходимо проанализировать возможности социальных сетей в сфере продвижения, изучить публикации иркутских библиотек, выявить проблемы и перспективы данного направления.

Социальные сети в качестве платформы для продвижения услуг имеют ряд преимуществ, это не только возможность привлечения внимания и популяризации деятельности библиотеки, но и возможность получать обратную связь от реальных посетителей и потенциальных пользователей библиотек [2].

Продвижение через социальные сети — это сфера маркетинга, которая не только активно развивается, но и постоянно меняется. Однако есть правила, которые необходимо соблюдать вне зависимости от сферы деятельности и выбранной площадки: качественный контент (визуальная составляющая и информативность), регулярность постинга, наличие обратной связи и актуальность предоставляемой информации [3].

Для продвижения в социальных сетях на высоком уровне сотрудники библиотек должны в первую очередь изучить целевую аудиторию и провести конкурентный анализ, что требует рассмотрения библиотечных услуг как особой маркетинговой ниши, которая обладает своей спецификой. Для конкурентного анализа в качестве инструмента может служить изучение профилей библиотек, которые пользуются популярностью у аудитории и наоборот, исследование непопулярных библиотек в качестве отрицательного примера.

Вслед за этим необходимо сформировать команду, которая может быть создана из сотрудников библиотеки или из привлечённых специалистов. Каждый член команды должен отвечать за определённую задачу: контент-план, автор текстовых материалов, специалист по визуальному контенту (фотографии, видеоматериал, дизайн).

Если не использовать коммерческие способы продвижения с помощью таргетированной рекламы в социальных сетях, то для привлечения аудитории библиотека может сотрудничать с блогерами и лидерами мнений. Кроме этого, необходимо оценивать вовлечённость и активность аудитории, отвечать на вопросы отдельных пользователей и реагировать на отзывы и предложения [4].

В Иркутске 8 библиотек, которые имеют публичные страницы в социальных сетях («ВКонтакте», «Facebook», «Instagram»), во «ВКонтакте» имеет страницы каждая из них. Самая большая аудитория у ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского, в группе этой библиотеки более 7000 участников, в то время как у других библиотек от 30 до 1500 человек. Основная проблема ведения библиотеками социальных сетей в г. Иркутск — это недостаточная подкованность персонала в вопросах продвижения. Большинство библиотек уделяют недостаточное внимание информированию населения о мероприятиях, которые планируются или были проведены. Также, не все библиотеки используют рубрики, благодаря которым посетители могли бы быстро находить необходимую информацию. Визуальное наполнение профилей зачастую либо отсутствует, либо не привлекает внимания.

Социальные сети имеют огромный потенциал для библиотек в качестве способа продвижения собственных услуг. Долгое время библиотека была основным источником информации, и, несмотря на то, что сейчас в этой сфере лидирует Интернет, библиотека не должна уходить на второй план. Сотрудники библиотек обладают уникальными знаниями, которые помогают им работать с большим объёмом информации. Если дать специалистам библиотек новые инструменты для продвижения библиотечных услуг — о библиотеках не забудут ещё долгое время. Такими инструментами могут быть социальные сети и другие интернет-ресурсы.

Существуют конкретные инструменты, которые библиотеки могут использовать в своей работе по продвижению и привлечению посетителей. Например, социальная сеть «Facebook» в 2018 г. анонсировала возможность добавления интерактивных элементов в видео. Благодаря этому инструменту библиотеки могут в формате видео проводить онлайн-игры (викторины, опросы) для своей аудитории на различные темы, которые могут быть связаны как в целом с книжным и литературным миром, так и на более узкие, в зависимости от специфики конкретной библиотеки [5].

В «Instagram» для повышения охвата, активности и вовлечения аудитории в основном используются игровые механики [6]. Их можно использовать библиотекам, переработав под собственные задачи. Например, игра «Предсказание», в аккаунте библиотеки публикуется gif-анимация, где кадры быстро сменяют друг друга, на каждом из них могут быть напечатаны цитаты из книг, либо шуточные предсказания, связанные с библиотекой. Пользователь должен сделать скриншот экрана, на котором будет запечатлено одно из этих предсказаний. В формате «Stories» можно проводить интервью с сотрудниками библиотек, это может быть рубрикой, когда в определённые дни пользователи отправляют свои вопросы и на них отвечают библиотекари и другие специалисты. Также, можно снимать познавательные видеоролики для «InstagramTV», если у библиотеки есть такая возможность, или создавать виртуальные маски, но для этого потребуется привлечение технических специалистов.

«ВКонтакте» в России лидирует по показателям среднего количества людей, которые заходят на свои страницы хотя бы один раз в день [6]. В этой социальной сети также есть возможность создавать «Stories» и виртуальные маски, но здесь они пользуются меньшей популярностью, в отличие от «Instagram». Во «ВКонтакте» можно выкладывать статьи в удобном формате, а также интерес аудитории может быть привлечён благодаря подкастам — это могут быть как аудио версии интервью со специалистами библиотек или приглашёнными гостями, обзоры на книги, мини-лекции на различные темы или прочтение отрывков из книг.

В октябре 2019 г. в Иркутске прошла «Неконференция библиотечных блогеров», на мероприятии поднимались вопросы продвижения библиотек в социальных сетях и проходили обучающие мастер-классы. Данная конференция главным образом направлена на популяризацию среди библиотечных специалистов идеи продвижения в социальных сетях, так как на современном этапе это становится необходимостью, в связи с увеличением роли социальных сетей в жизни населения.

Литература:

  1. Социальные сети: социологический опрос [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.levada.ru/2018/03/06/sotsialnye-seti/ (дата обращения 28.02.2020).
  2. Енгалычева Е. В. Влияние социальных сетей на популяризацию услуг библиотеки (через «ВКонтакте», «Instagram» и «Youtube») на примере ОГОНБ А. С. Пушкина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37049873 (дата обращения 28.02.2020).
  3. Лукьянчикова Е. А. Социальные сети в помощь библиотеке [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37049891 (дата обращения 28.02.2020).
  4. Нетология: сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://netology.ru/ (дата обращения 28.02.2020).
  5. Новые интерактивные элементы в видео [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.facebook.com/facebookmedia/blog/making-video-more-interactive (дата обращения 28.02.2020).
  6. Live Dune: сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://livedune.ru (дата обращения 28.02.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): библиотека, сеть, Иркутск, сотрудник библиотек, долгое время, конкурентный анализ, обратная связь, продвижение, социальная сеть, специалист библиотек.


Задать вопрос