Целью воспитательной системой в профессиональной образовательной организации является разработка предложений по управлению воспитательной работы со студентами профессиональных образовательных организаций.
В современном обществе главной целью образования становится формирование личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному решению и каких–либо проблем, готовой к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования.
Задачи воспитания: обеспечить обучающегося свободой для самореализации своей личности, ориентироваться в первую очередь на личностный успех. Основная цель воспитательной системы — развитие способностей каждого обучающегося, создание условий для самореализации и активной жизнедеятельности, удовлетворение потребностей в духовном, физическом, интеллектуальном, и культурном развитии.
Воспитательный процесс осуществляется в каждом подразделений учебного заведения и содержится в преобразовании сознания и поведения сотрудников в соответствии с заданными требованиями и нормами общества, государства, образовательного учреждения. В каждом из отдельных подразделений учебного заведения его сотрудники, так или иначе, участвуют в воспитательном процессе и реализуют поставленные перед ними цели.
С начало учебной деятельности именно куратор или как его еще называют классный руководитель группы, оказывает помощь в изучении образовательной организации и адаптации к нему, поэтому куратор должен обладать высоким профессионализмом, эрудицией, и самодисциплиной. Основная задача классного руководителя группы найти подход к каждому студенту, и суметь включить его в общественную деятельность колледжа, а также включить его в дела и проблемы группы. Именно на первом курсе классный руководитель должен приложить большие усилия к адаптации студентов в общеобразовательном учреждении, настроить положительное отношение к учебе, включить в нем профессиональное становление личности.
В процессе воспитательной работы классный руководитель должен опираться на: профессиональную направленность обучения и воспитания; духовно–нравственную и культурно–творческую направленность, индивидуальный подход.
Исходя из названных принципов, определяется содержание и обязанности куратора: изучение и анализ психологических данных о студентах; планирование программы воспитательных мероприятий; проведение выборов старосты учебной группы, выявление студенческого актива и привлечение студентов к активному участию в трудовой, научно–исследовательской работе, работе в органах студенческого самоуправления учебного заведения; формирование ответственного отношения студентов к учебе, обязанностям и дисциплине; привлечение студентов к научно–исследовательской деятельности;
Воспитательные задачи должны осуществляться системно через образовательный процесс, производственную практику, научную работу студентов, через соответствующие мероприятия, посредством органа самоуправления студентов.
Внеучебное время располагает оптимальными условиями и возможностями для раскрытия творческих способностей, талантов студентов, разностороннего развития личности, приобретения организаторских и управленческих навыков, необходимых будущему специалисту для неформального общения.
Необходимо совершенствовать основные формы внеучебной воспитательной деятельности:
1) различные конференции на интересующие студентов темы, встречи с руководителями предприятий и организаций, деятелями науки и искусства;
2) встречи студентов со специалистами по организации здорового образа жизни, борьбы с наркоманией;
3) тематические вечера для студентов, театральных постановок;
4) встречи с ветеранами университета, оказание им посильной помощи;
5) смотры–конкурсы студенческого творчества (научно–технического и художественного);
6) активизация деятельности Центра социально–психологической помощи;
7) организация школ студенческого актива, кураторов студенческих групп;
8) регулярный выпуск университетской газеты (стенгазеты) с привлечением для работы в редакции студентов;
9) совершенствование работы Студенческого Совета учебного заведения.
Особого внимания заслуживает организация индивидуальной воспитательной работы преподавательского состава со студентами, где в неформальной обстановке обеспечивается возможность оказания студентам помощи в решении проблем их личной жизни, вопросов досуга, быта, семейной жизни. Если в воспитательный процесс ввести определенные факторы, которые будут стимулировать самодеятельность студента, то он будет находиться в условиях расширенного формирования духовных потребностей.
Студент является субъектом обучения в воспитательном процессе, тогда социально–нравственное и профессиональное развитие его приобретает оптимальный характер. Данная закономерность обусловливает необходимость реализации в воспитательном процессе единства деятельного и личностного подходов.
Развитие студента возможно только в доверительных отношениях, равноправного сотрудничества и положительного взаимодействия преподавателя, и студента.
Необходимо постоянно развивать и усовершенствовать воспитательную систему в профессиональной образовательной организации, так как это способствует не только в выпуске хорошего специалиста на рынок труда, но и достойного человека.
Главное в воспитании студентов — создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, личности и индивидуальности. В современных условиях цель воспитания в профессиональной образовательной организации состоит в формировании из студента конкурентоспособного специалиста, обладающего социальной активностью и качествами гражданина–патриота, высокой общей культурой интеллигента, обладающего способностью уверенно ориентироваться в быстро меняющихся условиях общественной жизни.
Литература:
- Султанова, Т. А. Проектное обучение в группе: учеб.–метод. пособие / Т. А. Султанова; «Оренбург. гос. ун–т». — Оренбург: ОГУ. — 2012. — С. 12–13
- Абрамова Г. С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М.,2004.
- Алиева, С. В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А. В. Иванов, С. В. Алиева. — М.: Дашков и К, 2013. — С. 87–88
- Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — 2–е изд. — Казань. Центр инновационных технологий, 2002г. — С. 121–122
- Ариарский, М. А. Педагогическая культурология: методология и методика постижения культуры / М. А. Ариарский // Педагогика: журнал. — 2014.— № 5.— С. 26–33.