Инструментарий оценки конкурентоспособности предпринимательских структур | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 18.05.2020

Статья просмотрена: 335 раз

Библиографическое описание:

Ревенко, В. Г. Инструментарий оценки конкурентоспособности предпринимательских структур / В. Г. Ревенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 179-182. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70289/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье дана оценка конкурентоспособности предпринимательских структур. Дается их краткая характеристика, и определяются границы их применения. Представлены подходы к совершенствованию инструментов предпринимательских структур.

Ключевые слова: конкурентоспособность, факторы, подходы, предпринимательские структуры, оценка.

The article assesses the competitiveness of business structures. A brief description of them is given, and the boundaries of their application are determined. The approaches to improving the tools of business structures are presented.

Keywords: competitiveness, factors, approaches, business structures, assessment.

Конкурентоспособность компании определяется ее способностью в условиях проектирования, производства и продажи товаров, которые по цене и неновым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов. С другой стороны, конкурентоспособная, как правило, компания, которая долгое время может оставаться прибыльной в рыночной экономике. Поскольку конкурентоспособность предприятия характеризует степень реализации потенциальных возможностей предприятия с активом и обслуживанием на длительный период конкурентного преимущества, то при конкурентоспособности необходимо понимать не только текущую эффективность, но и динамику адаптации предприятия к переменным условиям окружающей среды.

В зависимости от этапа жизненного цикла и уровня конкурентоспособности построена матрица финансовых решений по обеспечению конкурентоспособности предприятия (табл. 1).

Таблица 1

Матрица финансовых решений вобеспечении конкурентных преимуществ предприятия

Этап

жизненного

цикла

предприятия

Интегральный

показатель

конкурентоспо-собности

Этап становления (зарождения)

Этап роста

Этап зрелости (стабильности)

Этап упадка

Построение

объекта,

проектирование,

становления

процесса

производства

Период увеличения доходов от функционирования предприятия, наличие перспектив развития

Период равновесия, стабильные доходы и объемы продаж,

сформированы вкусы потребителей предприятия

Период спада спроса на продукцию, отсутствие перспектив развития

Высокий (Ik > 50)

Финансирование затрат на создание предприятия или филиала

Усиление диверсификации деятельности, инвестиционного портфеля, активное финансирование инновационных товаров

Изменение условий по договорам с поставщиками и покупателями

Стабильность финан-сового состояния, отсутствие признаков банкротства, высокая деловая репутация, диверсификации деятельности

Средний (50 >Ik> 25)

Увеличение собственных средств, концентрация вложений в высоко надежные активы

Увеличение темпов роста показателей деятельности на основе расширения видов деятель-ности

Достижения сбалансированности результативности деятельности и финансового состояния

экономия

финансовых

ресурсов,

поиск альтернатив-ных источников финансовых ресурсов

Ориентация на невысокий уровень деятельности, ограниченность финансового потенциала

Низкий (25 > Ik>0)

Обеспечение

достаточного

уровня

платежеспо-собности

Увеличение объемов и

снижение

убыточности

операций

Улучшение

финансовых

результатов,

финансирования

реструктуризации

деятельности

Низкий уровень кон-курентных преиму-ществ, высокая вероятность реорганизации, отсутствие финансового потенциала для диверсификации

Следовательно, на основании данных таблицы 1 можно сделать вывод, что предложенная матрица финансовых решений позволяет выбрать и обосновать качественно различные их варианты по обеспечению прибыльности и конкурентоспособности предприятия. Разграничения финансовых решений на десять квадрантов носит условный характер и обусловлено особенностями жизненного цикла и уровнями конкурентоспособности предприятия.

Процесс управления конкурентоспособностью предприятия обязательно включает такие основные задачи, как получение конкурентных преимуществ, их содержание и наращивание в конкурентных условиях рынка. Основная цель управления конкурентоспособностью предприятия заключается в обеспечении эффективной деятельности и развития в условиях нестабильности и изменчивости факторов внутренней и внешней среды.

Оценка конкурентоспособности предприятия — последовательный процесс, который начинается с оценки рынка и конкурентной среды, постепенно переходя к анализу позиции среди конкурентов. В табл. 2 выделены методы оценки конкурентоспособности предприятия.

Таблица 2

Классификация методов оценки конкурентоспособности предприятия

Классификационный признак

Методы

Оценка конкурентной среды

PEST-анализ, SWOT-анализ, теория конкурентных преимуществ М. Портера, 5 конкурентных сил по Портеру, построение конкурентной карты рынка

Оценка позиции предприятия относительно конкурентов

Метод набора конкурентоспособных элементов, индексный метод, ранговый метод, бенчмаркинг, бальный метод

Оценка конкурентоспособности продукта

Интегральный показатель конкурентоспособности товара, построение профиля объекта

Разработка конкурентной стратегии

Матрица McKinsey, матрица БКГ, анализ конкурентоспособности фирм Ж.-Ж. Ламбена, матрица Shell, модель Артура Д. Литла (ADL), матрица И. Ансоффа, SPACE-анализ, матрица А. Томпсона и А. Дж. Стриклэнда

Итак, методы оценки конкурентоспособности предприятия различаются между собой как по способу проведения оценки, так и по способу интерпретации выходных результатов. Такое многообразие методов оценки конкурентоспособности предприятий обусловлено, прежде всего, целями, которые вкладываются в оценку, а также количеством предприятий-конкурентов, способом получения информации, ее доступность.

Методология оценки конкурентоспособности заключается в определенные конкурентных преимуществ конкретного предприятия и сравнении их с конкурентами, поэтому для определения особенностей оценки предприятий, необходимо определить факторы, которые формируют конкурентные преимущества. Каждый из методов оценки конкурентоспособности не является исчерпывающим, имеет свои преимущества и недостатки.

Основные этапы методики, проведения оценки конкурентоспособности предприятия, представлены на рисунке 1.

image2

Рис. 1. Этапы оценки конкурентоспособности предприятия

Оценка конкурентоспособности товаров делится на следующие этапы, такие как:

– анализ рынка на выбор наиболее конкурентоспособного товара как образца, базы для проведения и определения уровней конкурентоспособности данного товара;

– определение набора сравнительных параметров товаров;

– расчет интегрального показателя конкурентоспособности данного товара.

Обобщенный алгоритм оценки конкурентоспособности предприятия представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Модель оценки и разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия

Самостоятельное направление образуют подходы к оценке конкурентоспособности предприятий, основанных на теории равновесия предприятия и отрасли. К ним относят объективный подход, структурный подход, производственный подход, «метод профилей», но более полно оценить конкурентоспособность предприятий позволяет функциональный подход, который заключается в определении соотношения: затрат, цен, загрузка производственных мощностей, объемов выпуска продукции, норм прибыли.

Особое значение в эффективном управлении конкурентоспособностью приобретают новейшие технологии в отдельных отраслях экономики и народном хозяйстве в целом, направленных на оптимизацию информации о конкурентной среде. Качественно совершенствует и существенно усиливает сущность процессов управления конкурентоспособностью использование технологий, способных обеспечить и поддержать соответствующие функции в пределах Customer Relationship Management (CRM), что означает управление взаимоотношениями с клиентами предприятий, фирм отдельных отраслей экономики. CRM-системы существенно способствуют успешному внедрению эффективных стратегий развития.

Конкурентоспособность, как социально-экономическая категория — это способность, умение достигать наивысших экономических и социальных преимуществ. Современная экономическая наука располагает разветвленный набор методов оценки конкурентоспособности, но, несмотря на это, процесс их модификации и создания новых вариантов должно продолжаться.

Таким образом, сформированные различные варианты финансовых решений в обеспечении конкурентоспособности предприятия могут способствовать укреплению конкурентных позиций предприятия на рынке. Различные подходы к понятию «конкурентоспособность» в контексте обеспечения эффективного управления ее формированием свидетельствуют о необходимости систематического изучения факторов.

В условиях усиления конкуренции на нынешнем этапе экономического развития перед отечественными предприятиями возникает вопрос о постоянном формировании конкурентных преимуществ для поддержания собственной конкурентоспособности. Таким образом, актуально теоретическое обоснование подходов к управлению конкурентными преимуществами: сложные, маркетинговые, ресурсные, инновационные.

Литература:

  1. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство: пер. с англ. М., 2001.
  2. Платоненко В. Е. Малое предпринимательство: перспективы и путиразвития. М., 2014.
  3. Предпринимательство / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. М., 2016.
  4. Столяров О. Б. К вопросу об оценке показателей конкурентоспособности // Проблемы менеджмента качества в современной России: мат-лы Всеросс. науч.практ. конф. Саранск», 2016.
  5. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / под ред. Г. Б. Клейнера. М., 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентная среда, конкурентоспособность предприятия, преимущество, ADL, CRM, жизненный цикл, конкурентоспособность, матрица, метод оценки конкурентоспособности предприятия, обеспечение конкурентоспособности предприятия, отдельная отрасль экономики, процесс управления, решение, уровень конкурентоспособности, финансовый потенциал, эффективное управление.


Ключевые слова

оценка, конкурентоспособность, факторы, подходы, предпринимательские структуры

Похожие статьи

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Методологические подходы к оценке национальной конкурентоспособности

В статье проанализированы методологические подходы к оценке национальной конкурентоспособности. Сделан вывод о необходимости использования социально-экономических показателей в мониторинге и оценке конкурентоспособности.

Методологические подходы к оценке конкурентоспособности производственного предприятия

В статье рассмотрены существующие методологии по оценке уровня конкурентоспособности предприятия на современном этапе развития, определены преимущества и недостатки современных методов оценки конкурентоспособности, выявлены группы критериев оценки ко...

Инвестиционная стратегия предприятия

В статье раскрыто содержание и значимость разработки инвестиционной стратегии предприятия. Обозначены основные мероприятия в рамках такой стратегии и описаны основные источники финансирования. Определены ожидаемые результаты от формирования инвестици...

Принципы построения эффективной системы управления инвестиционными рисками

В статье рассмотрены основные принципы построения эффективной системы управления инвестиционными рисками, приведены основные задачи риск-менеджмента, рассмотрены основные методы снижения рисков, дана характеристика основным мероприятиям, позволяющим ...

Финансовые риски и методы их оценки в деятельности современных предприятий

В статье рассмотрены основные проблемы совершенствования методологических подходов к анализу и оценке финансовых рисков. Дается характеристика качественной и количественной методик оценки финансовых рисков их достоинства и недостатки.

Факторы повышения конкурентоспособности фирмы

В статье рассмотрены направления повышения конкурентных преимуществ для предприятия за счет возможности оптимизации производственных процессов в рамках новых подходов к оценке конкурентоспособности.

Основные подходы к определению критерия конкурентоспособности предприятий

В данной статье рассматриваются ключевые подходы к определению конкурентоспособности предприятия. Раскрываются вопросы обеспечения финансовой и управленческой прозрачности, дано определение адаптивности системы управления, сделаны определенные выводы...

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия: основные составляющие и направления стратегических решений

В статье исследуются вопросы разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия за счет раскрытия ее основных элементов и направлений. В статье представлен план конкурентной стратегии предприятия, ориентирующегося на рост результативнос...

Развитие методов оценки инвестиционной привлекательности предприятия

В данной статье исследовано понятие инвестиционной привлекательности, методы ее оценки и их недостатки, а также направления совершенствования данных методов.

Похожие статьи

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Методологические подходы к оценке национальной конкурентоспособности

В статье проанализированы методологические подходы к оценке национальной конкурентоспособности. Сделан вывод о необходимости использования социально-экономических показателей в мониторинге и оценке конкурентоспособности.

Методологические подходы к оценке конкурентоспособности производственного предприятия

В статье рассмотрены существующие методологии по оценке уровня конкурентоспособности предприятия на современном этапе развития, определены преимущества и недостатки современных методов оценки конкурентоспособности, выявлены группы критериев оценки ко...

Инвестиционная стратегия предприятия

В статье раскрыто содержание и значимость разработки инвестиционной стратегии предприятия. Обозначены основные мероприятия в рамках такой стратегии и описаны основные источники финансирования. Определены ожидаемые результаты от формирования инвестици...

Принципы построения эффективной системы управления инвестиционными рисками

В статье рассмотрены основные принципы построения эффективной системы управления инвестиционными рисками, приведены основные задачи риск-менеджмента, рассмотрены основные методы снижения рисков, дана характеристика основным мероприятиям, позволяющим ...

Финансовые риски и методы их оценки в деятельности современных предприятий

В статье рассмотрены основные проблемы совершенствования методологических подходов к анализу и оценке финансовых рисков. Дается характеристика качественной и количественной методик оценки финансовых рисков их достоинства и недостатки.

Факторы повышения конкурентоспособности фирмы

В статье рассмотрены направления повышения конкурентных преимуществ для предприятия за счет возможности оптимизации производственных процессов в рамках новых подходов к оценке конкурентоспособности.

Основные подходы к определению критерия конкурентоспособности предприятий

В данной статье рассматриваются ключевые подходы к определению конкурентоспособности предприятия. Раскрываются вопросы обеспечения финансовой и управленческой прозрачности, дано определение адаптивности системы управления, сделаны определенные выводы...

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия: основные составляющие и направления стратегических решений

В статье исследуются вопросы разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия за счет раскрытия ее основных элементов и направлений. В статье представлен план конкурентной стратегии предприятия, ориентирующегося на рост результативнос...

Развитие методов оценки инвестиционной привлекательности предприятия

В данной статье исследовано понятие инвестиционной привлекательности, методы ее оценки и их недостатки, а также направления совершенствования данных методов.

Задать вопрос