В статье дана оценка конкурентоспособности предпринимательских структур. Дается их краткая характеристика, и определяются границы их применения. Представлены подходы к совершенствованию инструментов предпринимательских структур.
Ключевые слова: конкурентоспособность, факторы, подходы, предпринимательские структуры, оценка.
The article assesses the competitiveness of business structures. A brief description of them is given, and the boundaries of their application are determined. The approaches to improving the tools of business structures are presented.
Keywords: competitiveness, factors, approaches, business structures, assessment.
Конкурентоспособность компании определяется ее способностью в условиях проектирования, производства и продажи товаров, которые по цене и неновым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов. С другой стороны, конкурентоспособная, как правило, компания, которая долгое время может оставаться прибыльной в рыночной экономике. Поскольку конкурентоспособность предприятия характеризует степень реализации потенциальных возможностей предприятия с активом и обслуживанием на длительный период конкурентного преимущества, то при конкурентоспособности необходимо понимать не только текущую эффективность, но и динамику адаптации предприятия к переменным условиям окружающей среды.
В зависимости от этапа жизненного цикла и уровня конкурентоспособности построена матрица финансовых решений по обеспечению конкурентоспособности предприятия (табл. 1).
Таблица 1
Матрица финансовых решений вобеспечении конкурентных преимуществ предприятия
Этап жизненного цикла предприятия Интегральный показатель конкурентоспо-собности |
Этап становления (зарождения) |
Этап роста |
Этап зрелости (стабильности) |
Этап упадка |
Построение объекта, проектирование, становления процесса производства |
Период увеличения доходов от функционирования предприятия, наличие перспектив развития |
Период равновесия, стабильные доходы и объемы продаж, сформированы вкусы потребителей предприятия |
Период спада спроса на продукцию, отсутствие перспектив развития |
|
Высокий (Ik > 50) |
Финансирование затрат на создание предприятия или филиала |
Усиление диверсификации деятельности, инвестиционного портфеля, активное финансирование инновационных товаров |
Изменение условий по договорам с поставщиками и покупателями |
|
Стабильность финан-сового состояния, отсутствие признаков банкротства, высокая деловая репутация, диверсификации деятельности |
||||
Средний (50 >Ik> 25) |
Увеличение собственных средств, концентрация вложений в высоко надежные активы |
Увеличение темпов роста показателей деятельности на основе расширения видов деятель-ности |
Достижения сбалансированности результативности деятельности и финансового состояния |
экономия финансовых ресурсов, поиск альтернатив-ных источников финансовых ресурсов |
Ориентация на невысокий уровень деятельности, ограниченность финансового потенциала |
||||
Низкий (25 > Ik>0) |
Обеспечение достаточного уровня платежеспо-собности |
Увеличение объемов и снижение убыточности операций |
Улучшение финансовых результатов, финансирования реструктуризации деятельности |
|
Низкий уровень кон-курентных преиму-ществ, высокая вероятность реорганизации, отсутствие финансового потенциала для диверсификации |
||||
Следовательно, на основании данных таблицы 1 можно сделать вывод, что предложенная матрица финансовых решений позволяет выбрать и обосновать качественно различные их варианты по обеспечению прибыльности и конкурентоспособности предприятия. Разграничения финансовых решений на десять квадрантов носит условный характер и обусловлено особенностями жизненного цикла и уровнями конкурентоспособности предприятия.
Процесс управления конкурентоспособностью предприятия обязательно включает такие основные задачи, как получение конкурентных преимуществ, их содержание и наращивание в конкурентных условиях рынка. Основная цель управления конкурентоспособностью предприятия заключается в обеспечении эффективной деятельности и развития в условиях нестабильности и изменчивости факторов внутренней и внешней среды.
Оценка конкурентоспособности предприятия — последовательный процесс, который начинается с оценки рынка и конкурентной среды, постепенно переходя к анализу позиции среди конкурентов. В табл. 2 выделены методы оценки конкурентоспособности предприятия.
Таблица 2
Классификация методов оценки конкурентоспособности предприятия
Классификационный признак |
Методы |
Оценка конкурентной среды |
PEST-анализ, SWOT-анализ, теория конкурентных преимуществ М. Портера, 5 конкурентных сил по Портеру, построение конкурентной карты рынка |
Оценка позиции предприятия относительно конкурентов |
Метод набора конкурентоспособных элементов, индексный метод, ранговый метод, бенчмаркинг, бальный метод |
Оценка конкурентоспособности продукта |
Интегральный показатель конкурентоспособности товара, построение профиля объекта |
Разработка конкурентной стратегии |
Матрица McKinsey, матрица БКГ, анализ конкурентоспособности фирм Ж.-Ж. Ламбена, матрица Shell, модель Артура Д. Литла (ADL), матрица И. Ансоффа, SPACE-анализ, матрица А. Томпсона и А. Дж. Стриклэнда |
Итак, методы оценки конкурентоспособности предприятия различаются между собой как по способу проведения оценки, так и по способу интерпретации выходных результатов. Такое многообразие методов оценки конкурентоспособности предприятий обусловлено, прежде всего, целями, которые вкладываются в оценку, а также количеством предприятий-конкурентов, способом получения информации, ее доступность.
Методология оценки конкурентоспособности заключается в определенные конкурентных преимуществ конкретного предприятия и сравнении их с конкурентами, поэтому для определения особенностей оценки предприятий, необходимо определить факторы, которые формируют конкурентные преимущества. Каждый из методов оценки конкурентоспособности не является исчерпывающим, имеет свои преимущества и недостатки.
Основные этапы методики, проведения оценки конкурентоспособности предприятия, представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Этапы оценки конкурентоспособности предприятия
Оценка конкурентоспособности товаров делится на следующие этапы, такие как:
– анализ рынка на выбор наиболее конкурентоспособного товара как образца, базы для проведения и определения уровней конкурентоспособности данного товара;
– определение набора сравнительных параметров товаров;
– расчет интегрального показателя конкурентоспособности данного товара.
Обобщенный алгоритм оценки конкурентоспособности предприятия представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Модель оценки и разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия
Самостоятельное направление образуют подходы к оценке конкурентоспособности предприятий, основанных на теории равновесия предприятия и отрасли. К ним относят объективный подход, структурный подход, производственный подход, «метод профилей», но более полно оценить конкурентоспособность предприятий позволяет функциональный подход, который заключается в определении соотношения: затрат, цен, загрузка производственных мощностей, объемов выпуска продукции, норм прибыли.
Особое значение в эффективном управлении конкурентоспособностью приобретают новейшие технологии в отдельных отраслях экономики и народном хозяйстве в целом, направленных на оптимизацию информации о конкурентной среде. Качественно совершенствует и существенно усиливает сущность процессов управления конкурентоспособностью использование технологий, способных обеспечить и поддержать соответствующие функции в пределах Customer Relationship Management (CRM), что означает управление взаимоотношениями с клиентами предприятий, фирм отдельных отраслей экономики. CRM-системы существенно способствуют успешному внедрению эффективных стратегий развития.
Конкурентоспособность, как социально-экономическая категория — это способность, умение достигать наивысших экономических и социальных преимуществ. Современная экономическая наука располагает разветвленный набор методов оценки конкурентоспособности, но, несмотря на это, процесс их модификации и создания новых вариантов должно продолжаться.
Таким образом, сформированные различные варианты финансовых решений в обеспечении конкурентоспособности предприятия могут способствовать укреплению конкурентных позиций предприятия на рынке. Различные подходы к понятию «конкурентоспособность» в контексте обеспечения эффективного управления ее формированием свидетельствуют о необходимости систематического изучения факторов.
В условиях усиления конкуренции на нынешнем этапе экономического развития перед отечественными предприятиями возникает вопрос о постоянном формировании конкурентных преимуществ для поддержания собственной конкурентоспособности. Таким образом, актуально теоретическое обоснование подходов к управлению конкурентными преимуществами: сложные, маркетинговые, ресурсные, инновационные.
Литература:
- Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство: пер. с англ. М., 2001.
- Платоненко В. Е. Малое предпринимательство: перспективы и путиразвития. М., 2014.
- Предпринимательство / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. М., 2016.
- Столяров О. Б. К вопросу об оценке показателей конкурентоспособности // Проблемы менеджмента качества в современной России: мат-лы Всеросс. науч.практ. конф. Саранск», 2016.
- Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / под ред. Г. Б. Клейнера. М., 2015.