Портфолио как средство проектирования индивидуальной образовательной деятельности студента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 18.05.2020

Статья просмотрена: 483 раза

Библиографическое описание:

Самсонова, А. А. Портфолио как средство проектирования индивидуальной образовательной деятельности студента / А. А. Самсонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 709-711. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70292/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматриваются возможности использования портфолио в профессиональном образовании. Излагаются теоретические подходы ученых к определению «Портфолио». Подчеркивается, что портфолио не только является средством оценивания и самооценивания учебно-профессиональных достижений, но и может быть задействовано для проектирования индивидуальной образовательной деятельности студента.

Ключевые слова: портфолио, технология портфолио, индивидуальная образовательная деятельность, студент.

На современном этапе развития системы образования для достижения необходимых компетентностей на первое место выходит понимание того, что главным субъектом образования выступает студент. В соответствии с этим, должны быть сформированы задачи обучения и их решение. В качестве одного из способов и средств решения этих задач может выступать портфолио.

Данную технологию можно использовать как основу индивидуального маршрута обучения, которое необходимо для развития навыков рефлексивной деятельности, формирования умения учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Портфолио позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые студентами в разных видах деятельности, и дополняет традиционные формы контроля обучения.

Изучением роли портфолио в образовательном процессе занимались такие зарубежные авторы, как Р. Баерман, Дж. Джонс, Д. Литл, Л. Марби, С. Дж. Пейп, Б. Хангерленд и др. В российской педагогической практике разработка проблемы портфолио представлена в работах К. Э. Безукладникова, Н. П. Дутко, М. А. Пинской, Е. С. Полат, Н. Н. Сметанниковой, О. Г. Смоляниновой, Т. А. Стефановской, И. В. Шалыгиной и др.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволяет определить портфолио как совокупность (коллекцию) работ обучающегося или педагога, которая представляет собой презентацию его деятельности за определенный промежуток времени. Сегодня портфолио также включает разделы, связанные с самооценкой обучающихся своих достижений и планированием дальнейших ступеней и форм обучения, например, выбор профильных классов, проектирование индивидуальной образовательной траектории и т. п.

В правительственном документе Министерства образования и науки РФ сказано: «Традиционный портфолио представляет собой коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося».

Исследователи И. А. Кныш и И. П. Пастухова описывают портфолио как «средство самоорганизации, самосовершенствования и самопрезентации студента, позволяющее формировать навыки рефлексии собственной деятельности, конструктивное отношение к внешней оценке» [7].

Н. В. Зеленко, А. Г. Могилевская, изучая вопрос использования портфолио будущим педагогом, в качестве одной из важнейших задач портфолио выделяют развитие умения самопроектирования профессионального будущего, исходя из объективного оценивания своих преимуществ и недостатков [5].

Е. Ю. Кудрявцева приписывает портфолио роль инструмента самообразовательной деятельности студента, подчеркивает возможности портфолио в становлении способности действовать в ситуации неопределенности с учетом реальных условий [8].

Э. Ф. Зеер отмечает еще один важный аспект использования портфолио — как средство прогнозировании профессионального будущего студентов [3, 4].

Концепция непрерывного образования, которая реализуется посредством индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов, предполагает выбор альтернативных способов приобретения профессиональных знаний, умений и навыков. Однако, для реализации такого образования необходимы средства поддержки студента в образовательном процессе вуза. Портфолио может выступать в качестве наглядного представления индивидуальных учебно-профессиональных достижений, в котором при помощи определенной структуры демонстрируется степень продвижения студента к результату деятельности (продукту обучения). Другими словами, с помощью портфолио студент может оценить свои достижения, понять, на каком этапе он сейчас находится, спроектировать свои дальнейшие цели и задачи [2].

Е. В. Игонина наряду с такими функциями портфолио, как оценка и саморазвитие, выделяет функции управления, отражающие характер сотрудничества студента и преподавателя [6]. К задачам управления, которые решаются при помощи портфолио, можно отнести:

– выстраивание индивидуальных траекторий профессионального развития благодаря соотнесению персональных достижений с требованиями образовательного стандарта (Н. В. Зеленко, А. Г. Могилевская);

– развитие навыков самопроектирования профессионального будущего (Н. В. Зеленко, А. Г. А. Г. Могилевская);

– помощь в личностно-профессиональном самоопределении студентов и развитие у них компетенции проектирования жизни и профессиональной карьеры (И. А. Кныш и И. П. Пастухова);

– активизацию рефлексивных механизмов в обучении взрослых, способствование планированию профессиональной карьеры, побуждение к личностным и образовательным успехам (О. Г. Смолянинова).

Г. Б. Голуб и О. В. Чуракова вводят и разрабатывают понятие модельной функции портфолио, которая заключается в развитии способности каждого студента выстраивать собственную модель образовательной деятельности [1].

Таким образом, проанализировав отечественные и зарубежные подходы к определению и понимаю понятия «портфолио», мы может сделать вывод, что, с одной стороны, портфолио — это средство управления образовательным процессом, с помощью которого задаются, корректируются и контролируются не только индивидуальные образовательные траектории студентов, но и отслеживаются этапы и направления деятельности всего педагогического коллектива, представляются наработки образовательного учреждения, анализируются и прогнозируются результаты учебно-воспитательного процесса. С другой стороны, портфолио — это среда, в которой разрабатываются, готовятся и представляются личные достижения студентов, происходит общение, консультирование и самопроверка участников образовательного процесса на различных этапах изучения дисциплин на основе учебного плана образовательного учреждения.

Литература:

  1. Голуб Г. Б. Портфолио в системе педагогической диагностики / Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова // Школьные технологии. 2005. № 1. С. 155–181.
  2. Зеер Э. Ф. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Образование и наука. 2017. № 8. С. 9–28.
  3. Зеер Э. Ф. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компетенций в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории / Э. Ф. Зеер, Е. Ю. Журлова // Образование и наука. 2017. № 3. С. 77–93.
  4. Зеер Э. Ф. Психологические особенности прогнозирования профессионального будущего молодежи / Э. Ф. Зеер // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3 (36). С. 16–26.
  5. Зеленко Н. В. Портфолио будущего педагога / Н. В. Зеленко, А. Г. Могилевская // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 1. С. 61–63.
  6. Игонина Е. В. Функции портфолио студента вуза / Е. В. Игонина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции: в 2частях. Новосибирск: СибАК, 2011. Ч. 2.
  7. Кныш И. А. Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное педагогическое средство / И. А. Кныш, И. П. Пастухова // Среднее профессиональное образование. 2008. № 1. С. 69–73.
  8. Кудрявцева Е. Ю. Портфолио как инструмент самообразовательной деятельности учащихся / Е. Ю. Кудрявцева // Профильная школа. 2008. № 4. С. 8–12.
  9. Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней [Электронный ресурс]: письмо ГУ ВШЭ от 28.12.04 г. № 31–17/12–2929. Режим доступа: http://ipkps. bsu.edu.ru/source/predprof/baza_rek/portfolio.doc.
Основные термины (генерируются автоматически): портфолио, образовательный процесс, достижение, индивидуальная образовательная деятельность, образовательное учреждение, помощь портфолио, профессиональная карьера, студент.


Похожие статьи

Языковой портфель как инструмент для развития языковой личности на уроках испанского языка

В данной статье языковой портфель рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, а также как средство их самоконтроля, самооценки и повышения мотивации. На примере обучающихся 5-х классов в рамках дисциплины «...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Развитие творческого мышления обучающихся посредством технологии образовательных квестов

В этой статье рассматривается вопрос использования образовательных квестов с целью развития творческого мышления обучающихся. В ходе анализа литературы было определено понятие творческого мышления обучающихся и особенности его развития, а также рассм...

Профессиональное саморазвитие как важнейшее условие эффективной деятельности юриста

В статье рассматривается роль профессионального саморазвития для успешной профессиональной деятельности юриста, определяются основные особенности постдипломного образования юриста. Автор рассматривает профессиональное саморазвитие как цель постдиплом...

Педагогические условия формирования способности студентов к сотрудничеству

Статья указывает на необходимость подготовки студентов вузов к новой образовательной деятельности, связанной с процедурами взаимодействия. Так же раскрывает определение термина «сотрудничество», «педагогика сотрудничества». В статье выделены условия ...

Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей

В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...

Отношение молодежи, проживающей в Евроарктическом регионе, к инклюзивному образованию

Сегодня инклюзивное образование представляет собой признанный на международном уровне инструмент реализации прав людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важных условий организации данного вида обучения является положительное отношение ...

Профессиональное самообразование как средство формирования педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения

В данной статье рассмотрено значение самообразования в современной системе дошкольного учреждения в целом, и для воспитателя отдельно. Также определили значение термина «самообразования», его цели в современном развитии педагогической науки. Кроме то...

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения

В статье рассмотрены история, предпосылки (международные, отечественные), способствующие возникновению и развитию феномена «продуктивное обучение». Представлены сущностные характеристики и особенности исследуемого понятия. Раскрыты содержательные асп...

Педагогическая практика в подготовке современного учителя

Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...

Похожие статьи

Языковой портфель как инструмент для развития языковой личности на уроках испанского языка

В данной статье языковой портфель рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, а также как средство их самоконтроля, самооценки и повышения мотивации. На примере обучающихся 5-х классов в рамках дисциплины «...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Развитие творческого мышления обучающихся посредством технологии образовательных квестов

В этой статье рассматривается вопрос использования образовательных квестов с целью развития творческого мышления обучающихся. В ходе анализа литературы было определено понятие творческого мышления обучающихся и особенности его развития, а также рассм...

Профессиональное саморазвитие как важнейшее условие эффективной деятельности юриста

В статье рассматривается роль профессионального саморазвития для успешной профессиональной деятельности юриста, определяются основные особенности постдипломного образования юриста. Автор рассматривает профессиональное саморазвитие как цель постдиплом...

Педагогические условия формирования способности студентов к сотрудничеству

Статья указывает на необходимость подготовки студентов вузов к новой образовательной деятельности, связанной с процедурами взаимодействия. Так же раскрывает определение термина «сотрудничество», «педагогика сотрудничества». В статье выделены условия ...

Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей

В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...

Отношение молодежи, проживающей в Евроарктическом регионе, к инклюзивному образованию

Сегодня инклюзивное образование представляет собой признанный на международном уровне инструмент реализации прав людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важных условий организации данного вида обучения является положительное отношение ...

Профессиональное самообразование как средство формирования педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения

В данной статье рассмотрено значение самообразования в современной системе дошкольного учреждения в целом, и для воспитателя отдельно. Также определили значение термина «самообразования», его цели в современном развитии педагогической науки. Кроме то...

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения

В статье рассмотрены история, предпосылки (международные, отечественные), способствующие возникновению и развитию феномена «продуктивное обучение». Представлены сущностные характеристики и особенности исследуемого понятия. Раскрыты содержательные асп...

Педагогическая практика в подготовке современного учителя

Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...

Задать вопрос