В данной статье рассматриваются возможности использования портфолио в профессиональном образовании. Излагаются теоретические подходы ученых к определению «Портфолио». Подчеркивается, что портфолио не только является средством оценивания и самооценивания учебно-профессиональных достижений, но и может быть задействовано для проектирования индивидуальной образовательной деятельности студента.
Ключевые слова: портфолио, технология портфолио, индивидуальная образовательная деятельность, студент.
На современном этапе развития системы образования для достижения необходимых компетентностей на первое место выходит понимание того, что главным субъектом образования выступает студент. В соответствии с этим, должны быть сформированы задачи обучения и их решение. В качестве одного из способов и средств решения этих задач может выступать портфолио.
Данную технологию можно использовать как основу индивидуального маршрута обучения, которое необходимо для развития навыков рефлексивной деятельности, формирования умения учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Портфолио позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые студентами в разных видах деятельности, и дополняет традиционные формы контроля обучения.
Изучением роли портфолио в образовательном процессе занимались такие зарубежные авторы, как Р. Баерман, Дж. Джонс, Д. Литл, Л. Марби, С. Дж. Пейп, Б. Хангерленд и др. В российской педагогической практике разработка проблемы портфолио представлена в работах К. Э. Безукладникова, Н. П. Дутко, М. А. Пинской, Е. С. Полат, Н. Н. Сметанниковой, О. Г. Смоляниновой, Т. А. Стефановской, И. В. Шалыгиной и др.
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволяет определить портфолио как совокупность (коллекцию) работ обучающегося или педагога, которая представляет собой презентацию его деятельности за определенный промежуток времени. Сегодня портфолио также включает разделы, связанные с самооценкой обучающихся своих достижений и планированием дальнейших ступеней и форм обучения, например, выбор профильных классов, проектирование индивидуальной образовательной траектории и т. п.
В правительственном документе Министерства образования и науки РФ сказано: «Традиционный портфолио представляет собой коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося».
Исследователи И. А. Кныш и И. П. Пастухова описывают портфолио как «средство самоорганизации, самосовершенствования и самопрезентации студента, позволяющее формировать навыки рефлексии собственной деятельности, конструктивное отношение к внешней оценке» [7].
Н. В. Зеленко, А. Г. Могилевская, изучая вопрос использования портфолио будущим педагогом, в качестве одной из важнейших задач портфолио выделяют развитие умения самопроектирования профессионального будущего, исходя из объективного оценивания своих преимуществ и недостатков [5].
Е. Ю. Кудрявцева приписывает портфолио роль инструмента самообразовательной деятельности студента, подчеркивает возможности портфолио в становлении способности действовать в ситуации неопределенности с учетом реальных условий [8].
Э. Ф. Зеер отмечает еще один важный аспект использования портфолио — как средство прогнозировании профессионального будущего студентов [3, 4].
Концепция непрерывного образования, которая реализуется посредством индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов, предполагает выбор альтернативных способов приобретения профессиональных знаний, умений и навыков. Однако, для реализации такого образования необходимы средства поддержки студента в образовательном процессе вуза. Портфолио может выступать в качестве наглядного представления индивидуальных учебно-профессиональных достижений, в котором при помощи определенной структуры демонстрируется степень продвижения студента к результату деятельности (продукту обучения). Другими словами, с помощью портфолио студент может оценить свои достижения, понять, на каком этапе он сейчас находится, спроектировать свои дальнейшие цели и задачи [2].
Е. В. Игонина наряду с такими функциями портфолио, как оценка и саморазвитие, выделяет функции управления, отражающие характер сотрудничества студента и преподавателя [6]. К задачам управления, которые решаются при помощи портфолио, можно отнести:
– выстраивание индивидуальных траекторий профессионального развития благодаря соотнесению персональных достижений с требованиями образовательного стандарта (Н. В. Зеленко, А. Г. Могилевская);
– развитие навыков самопроектирования профессионального будущего (Н. В. Зеленко, А. Г. А. Г. Могилевская);
– помощь в личностно-профессиональном самоопределении студентов и развитие у них компетенции проектирования жизни и профессиональной карьеры (И. А. Кныш и И. П. Пастухова);
– активизацию рефлексивных механизмов в обучении взрослых, способствование планированию профессиональной карьеры, побуждение к личностным и образовательным успехам (О. Г. Смолянинова).
Г. Б. Голуб и О. В. Чуракова вводят и разрабатывают понятие модельной функции портфолио, которая заключается в развитии способности каждого студента выстраивать собственную модель образовательной деятельности [1].
Таким образом, проанализировав отечественные и зарубежные подходы к определению и понимаю понятия «портфолио», мы может сделать вывод, что, с одной стороны, портфолио — это средство управления образовательным процессом, с помощью которого задаются, корректируются и контролируются не только индивидуальные образовательные траектории студентов, но и отслеживаются этапы и направления деятельности всего педагогического коллектива, представляются наработки образовательного учреждения, анализируются и прогнозируются результаты учебно-воспитательного процесса. С другой стороны, портфолио — это среда, в которой разрабатываются, готовятся и представляются личные достижения студентов, происходит общение, консультирование и самопроверка участников образовательного процесса на различных этапах изучения дисциплин на основе учебного плана образовательного учреждения.
Литература:
- Голуб Г. Б. Портфолио в системе педагогической диагностики / Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова // Школьные технологии. 2005. № 1. С. 155–181.
- Зеер Э. Ф. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Образование и наука. 2017. № 8. С. 9–28.
- Зеер Э. Ф. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компетенций в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории / Э. Ф. Зеер, Е. Ю. Журлова // Образование и наука. 2017. № 3. С. 77–93.
- Зеер Э. Ф. Психологические особенности прогнозирования профессионального будущего молодежи / Э. Ф. Зеер // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3 (36). С. 16–26.
- Зеленко Н. В. Портфолио будущего педагога / Н. В. Зеленко, А. Г. Могилевская // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 1. С. 61–63.
- Игонина Е. В. Функции портфолио студента вуза / Е. В. Игонина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции: в 2частях. Новосибирск: СибАК, 2011. Ч. 2.
- Кныш И. А. Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное педагогическое средство / И. А. Кныш, И. П. Пастухова // Среднее профессиональное образование. 2008. № 1. С. 69–73.
- Кудрявцева Е. Ю. Портфолио как инструмент самообразовательной деятельности учащихся / Е. Ю. Кудрявцева // Профильная школа. 2008. № 4. С. 8–12.
- Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней [Электронный ресурс]: письмо ГУ ВШЭ от 28.12.04 г. № 31–17/12–2929. Режим доступа: http://ipkps. bsu.edu.ru/source/predprof/baza_rek/portfolio.doc.