Особенности преподавания акварельной техники в программе обучения живописи в общеобразовательной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 19.05.2020

Статья просмотрена: 1068 раз

Библиографическое описание:

Глухих, К. А. Особенности преподавания акварельной техники в программе обучения живописи в общеобразовательной школе / К. А. Глухих. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 650-651. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70302/ (дата обращения: 18.12.2024).



Данная статья посвящена особенностям преподавания акварельной технике в программе изучения живописи в общеобразовательной школе. В ней рассмотрены характерные черты акварельной живописи, особенности преподавания этой технике и влияние изучения акварели на личностные качества учеников.

Ключевые слова: акварельная техника, акварельная живопись, акварель, живопись, обучение.

Keywords: Watercolor on technique, watercolor painting. watercolor, painting, training.

Многие из тех, кто начинал свой путь художника, пробовали свои силы в акварели. Все потому, что акварельные краски очень удобны в использовании. Для того, чтобы написать картину вам понадобится лишь бумага, кисти, краски и вода. В общеобразовательных школах довольно часто знакомят детей с акварелью, однако основное внимание уделяется гуаши. Все потому, что акварельная техника является достаточно сложной, она не прощает ошибок художника и требует большой концентрации.

Целью статьи является рассмотрение характерных черт акварели, основных особенностей обучения акварельной технике детей в общеобразовательных школах, а также влияния изучения этой техники на развитие каких-либо личностных качеств учеников.

Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности) [1].

Акварельная техника является очень своеобразной, с ее помощью художники пишут атмосферные картины, наполненные воздушностью, светом и легкостью. Основной особенностью краски является ее водная основа. Благодаря этому цвета ложатся на бумагу полупрозрачными оттенками. Бумага для этой техники используется особой плотности, а также на ней часто присутствует рельефность. Это нужно для того, чтобы была более точная цветопередача, рельефность позволяет показать фактурность предметов, а краска ложится ровным слоем и не так быстро впитывается, как например, на обычно бумаге.

При работе с акварельными красками художник должен наперед продумывать свои действия, так как исправить какое-либо движение кистью почти невозможно.

Как говорилось ранее, акварельная техника не получила большого внимания у учителей изобразительного искусства в общеобразовательных школах, в основном предпочтение отдается гуаши. Несмотря на это многие педагоги очень любят эту технику и стараются обучать школьников работе с акварельными красками. Основным отличием гуаши и акварели является их состав: гуашь производится на клеевой основе, а акварель на водной. Обе краски легко растворяются в воде, но гуашь ложится плотными слоями, способными перекрывать друг друга.

Акварель же ложится на бумагу водянистыми, почти прозрачными слоями, дает нежные тона. При работе с ней смысл как раз и состоит в смешивании нескольких слоев краски, «перетекании» их друг в друга. Равномерности слоя в акварели достигнуть достаточно трудно, в то время как гуашь практически не растекается и позволяет придать рисунку четкость [2].

Самым главным аргументом в пользу обучения школьников акварельной технике является то, что акварель более сложный материал, который не так легко освоить. В процессе обучения дети получают очень важные навыки и умения. Рассмотрим, что же дает изучение акварельной живописи:

– Развивается усидчивость, ведь при работе с акварелью необходимо долгое время упражняться в технике письма;

– Развивается аккуратность, так как в акварели нельзя допускать ошибок;

– Повышается концентрация внимания;

– Развивается правильная и твердая постановка руки;

– Расширяется кругозор;

– При работе с акварелью, ученик полностью погружается в процесс творчества, что позитивно сказывается на эмоциональном состоянии.

Для занятий акварельной живописью в общеобразовательной школе используются мольберты или столы с наклоном, это нужно для того, чтобы краска не скапливалась на листе большими каплями, а ложилась равномерным слоем. Парты без наклона подойдут для изучения техники «по-сырому». Акварельную краску лучше выбирать ту, где нет белого цвета в палитре, либо ограничить его использование на занятиях по изобразительному искусству, так как в качестве белого цвета в акварели используется вода — чем сильнее ей развести краску, тем более светлый оттенок получится.

В основном используются кисти «белка», круглой формы, потому что данные кисти очень мягкие и оставляют ровные мазки, круглая форма очень универсальна, потому что ей можно проводить и толстые и тонкие линии. Бумага используется небольших форматов. В основном для акварельных красок применяют бумагу с зернистой поверхностью, папки с ней подписаны «для акварели» или «акварельная бумага», также можно использовать бумагу горячего прессования (ватман) — она более плотная, но поверхность у нее гладкая. Не рекомендуется использование офисной бумаги, например, «Снегурочка», так как под воздействием большого количества воды она коробится и быстро начинает просвечивать. Вода подойдет любая.

В акварельной живописи существует большое количество различных техник и приемов. Для изучения в общеобразовательной школе вполне подойдет метод лессировок.

По данной теме был проведен комплекс уроков в общеобразовательной школе. Уроки проводились для учеников 7 класса. В ходе занятий ученики знакомились с историей акварельной живописи, участвовали в обсуждении и изучении различных техник акварели, а также выполняли упражнения и практические задания. В результате изучения истории акварельной техники было отмечено, что ученики расширили свой кругозор в области исторических знаний, так как акварель имеет довольно богатое историческое наследие. Так же дети с интересом изучали разнообразие различных способов, методов и приемов акварельной техники.

При выполнении упражнений методом лессировок, ученики со старательностью и аккуратностью отнеслись к заданию, они с головой погрузились в процесс, так как техника была им незнакома и тем самым заинтересовала детей. После того, как ученики освоили технику они приступили к выполнению натюрморта методом лессировок. В процессе работы была отмечена заинтересованность учеников, они часто обращались с вопросами к учителю, а также проявляли креативность в выполнении натюрморта. По итогу большинство учеников заявили о желании и дальше изучать техники акварельной живописи на занятиях по изобразительному искусству, для них это было новым и очень занимательным опытом.

Преподавание акварельной техники в общеобразовательных школах положительно сказывается на множестве факторов развития личностных качеств учеников, а также их практических навыков и умений. Благодаря внесению данной техники в учебный план по изобразительному искусству можно разнообразить учебную деятельность детей, привлечь их к изучению нового материала, активизировать активную деятельность на занятиях по живописи. Акварельная живопись имеет богатую историю, при изучении которой, ученики будут расширять свой кругозор.

Литература:

  1. Браун, К. Акварель. Цветы. Энциклопедия [текст] / К.Браун. — M.: «Арт-Родник», 2011. — 192 с.;
  2. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-guash-ot-akvareli/. — (Дата обращения: 11.05.20);
  3. Н. Антипьева «Акварельный мир. Пособие для начинающих художников» [Электронная книга]: / Н.Антипьева. — «Издательские решения» 2017–45с.
  4. Инфоурок [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-vozmozhnosti-akvareli-pri-obuchenii-detej-4084388.html. — (Дата обращения 12.05.20).
Основные термины (генерируются автоматически): акварельная техника, акварельная живопись, акварель, изобразительное искусство, общеобразовательная школа, бумага, краска, личностное качество учеников, метод лессировок, техник.


Ключевые слова

обучение, живопись, акварель, акварельная техника, акварельная живопись

Похожие статьи

Обучение пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе

В статье объясняется роль пейзажной живописи в обучении школьников, а также рассматриваются основные ошибки и сложности в изображении природы на основе анкетирования учителей изобразительного искусства.

Реализация эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в средней школе

Статья посвящена изучению эстетического воспитания в средней школе, исследованию методов воспитания восприятия на уроках изобразительного искусства в средней школе.

Формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ

В статье раскрывается психолого-педагогический потенциал ручной лепки для всестороннего развития детей. Описываются занятия, направленные на формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ.

Технология выполнения графического пейзажа

В статье раскрывается история развития графического пейзажа как жанра в зарубежном и отечественном изобразительном искусстве, этапы выполнения авторской творческой работы в технике графики.

Особенности идеографической подготовки на занятиях по методике преподавания изобразительного искусства

В данной работе рассматривается вопрос об активизации мировоззренческого и изобразительного развития будущих учителей изобразительного искусства. На основе изучения методической работы по изобразительному обучению преподавателей дан анализ и сформули...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования художественн...

Использование технологии росписи по ткани в педагогической работе

В статье представлены особенности использования технологии росписи по ткани, определены возможности технологии в педагогической работе.

О проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе

Статья посвящена о проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе. Поэтому одной из главных задач преподавания изобразительного искусства является задача планомерного, систематического развития художественного, ...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

В статье автор исследует ключевые аспекты влияния изобразительной деятельности на детей дошкольного возраста.

Приобщение детей к прекрасному через ознакомление с искусством (из опыта работы)

В статье рассматривается вопрос создания педагогических условий художественно-эстетического развития дошкольников через знакомство с произведениями живописи.

Похожие статьи

Обучение пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе

В статье объясняется роль пейзажной живописи в обучении школьников, а также рассматриваются основные ошибки и сложности в изображении природы на основе анкетирования учителей изобразительного искусства.

Реализация эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в средней школе

Статья посвящена изучению эстетического воспитания в средней школе, исследованию методов воспитания восприятия на уроках изобразительного искусства в средней школе.

Формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ

В статье раскрывается психолого-педагогический потенциал ручной лепки для всестороннего развития детей. Описываются занятия, направленные на формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ.

Технология выполнения графического пейзажа

В статье раскрывается история развития графического пейзажа как жанра в зарубежном и отечественном изобразительном искусстве, этапы выполнения авторской творческой работы в технике графики.

Особенности идеографической подготовки на занятиях по методике преподавания изобразительного искусства

В данной работе рассматривается вопрос об активизации мировоззренческого и изобразительного развития будущих учителей изобразительного искусства. На основе изучения методической работы по изобразительному обучению преподавателей дан анализ и сформули...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования художественн...

Использование технологии росписи по ткани в педагогической работе

В статье представлены особенности использования технологии росписи по ткани, определены возможности технологии в педагогической работе.

О проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе

Статья посвящена о проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе. Поэтому одной из главных задач преподавания изобразительного искусства является задача планомерного, систематического развития художественного, ...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

В статье автор исследует ключевые аспекты влияния изобразительной деятельности на детей дошкольного возраста.

Приобщение детей к прекрасному через ознакомление с искусством (из опыта работы)

В статье рассматривается вопрос создания педагогических условий художественно-эстетического развития дошкольников через знакомство с произведениями живописи.

Задать вопрос