Статья затрагивает актуальную на сегодняшний день тему современной моды. Основное внимание обращается на развитие данного явления как социокультурного. Основу модного направления составляют различные стили, образы, которые способствуют самовыражению личности в разные эпохи. Таким образом, современная мода выступает как показатель развития общества.
Ключевые слова: мода, современная мода, модная тенденция, стиль одежды, социокультурное явление, внешний облик.
Современная мода отражает изменения в социуме, соответствующие переходному периоду от индустриального общества к постиндустриальному, который отвергает иерархическую систему норм и оценок. Сейчас отсутствует единый для всех модный стандарт, как это было раньше. Различные социальные группы имеют различные системы ценностей и соответственно различные множественные и постоянно изменяющиеся модные стандарты. Также на сегодняшний день очень популярно отсутствие моды, соединение различных стилей вместе, с помощью такого «калейдоскопа» каждый может создавать свой неповторимый стиль.
Яркой тенденцией развития современной моды является переосмысление и использование наработок предыдущих поколений. Ведь, как известно, развитие моды подобно спирали: тенденции прошлого возвращаются снова и снова в новом облике, становясь модными трендами современности. Современная мода очень универсальна, так сфера ее деятельности практически не ограничена, она обращается как к каждому в отдельности, так и ко всему в целом.
Современная мода имеет две особенности: мода XX-XXI вв. представляет собой систематические, организованные, масштабные трансформации внешнего и внутреннего мира личности (то есть, это смена стиля, а не двух-трёх предметов или форм), ритм смены стилей в современной моде резко возрос. На данный момент он сменяется намного чаще, чем это было 20–30 лет назад. [2] В современном мире можно наблюдать смену стилей в одежде чуть ли не каждый год. Если рассматривать особенность механизмов распространения моды, то многие исследователи в этой области придерживаются ведущей роли таких психологических факторов, как подражание, стремление к общественному величию, «желание быть значительным», обретение социальной опоры. Также мода выступает как оценивающая и предписывающая сила тех или иных факторов, которые в конкретный период определяются соответствующими условиями социума. [6]
Стиль — устоявшаяся форма художественного самоопределения эпохи, региона, нации, социальной или творческой группы либо отдельной личности. [5] Стиль тесно связан с эстетическим самовыражением и составляет центральный предмет истории, литературы и искусства. Это понятие распространяется и на все иные виды человеческой деятельности, превращаясь в одну из важнейших категорий культуры в целом, в динамически меняющуюся итоговую сумму её конкретных исторических проявлений.
Так стиль жизни можно определить, как способ жизни индивида или социальной группы. В его основе заложен какой-то ценностный стержень, направляющий индивида на цель, также способствует определению параметров и пути достижения успеха с точки зрения их приемлемости или неприемлемости в контексте ценностного мира человека, помогает исправлять и «проверять» жизненно важные решения. [4]
В современном мире существует немыслимое количество способов выражения стилей. Ведь благодаря стилю каждый человек может выражать свою индивидуальность и быть самим собой.
Нынешняя мода включила в себя все предыдущие ее «поколения», но при этом внесла новые черты. Например, классический стиль актуален в любой период времени и подходит для всех возрастных категорий. Ему свойственно подчеркнуть элегантность и сдержанность, предполагается чувство меры во всем. [1]
Также очень интересным для рассмотрения является стиль casual (неаккуратный, несерьезный), но это не значит, что нужно выглядеть как попало. [5] Это мода, которая диктует свои правила индивидуальности. Основной принцип — элегантная небрежность, то есть то, что подошло бы для прогулочного образа. Каждый человек индивидуален, у всех свой образ жизни, следовательно, и одежда в стиле casual создается не из требований моды, а из собственных желаний и предпочтений.
Также очень интересным стилем в наше время является винтаж, который пришел из Франции. Он означает изысканность и утонченность, и происходит из искусства виноделия, потому что именно вино многолетней выдержки обладает этими качествами и чем оно старше, тем лучше. Так и с одеждой в данном случае, к винтажной модельеры относят ту, которая создана до 60-х годов прошлого века. Такие предметы должны быть своеобразными предметами искусства и выражать модные направления своего времени. Винтажные вещи — это те, которые ушли из нашей жизни, но остаются в памяти для того, чтобы в один прекрасный момент они смогли выйти в свет и поразить всех своей красотой и неповторимостью. [3]
Также существует еще множество стилей, например, кантри, которого придерживаются лихие ковбои и фермеры на диком западе. Сегодня еще особую популярность приобрел спортивный образ, потому что это очень комфортно и неприхотливо в носке.
Одной из особенностей современной моды является ее разнообразие стилей и видов. Она относится к той категории явлений, которые иногда возникают случайным образом. Изучение изменения модных тенденций существует длительное время, что дает возможность их прогнозировать. Это необходимо как для наблюдения за развитием, так и для исследования реакции различных категорий населения на моду.
В современном мире значительное внимание уделяется не только внешнему облику человека, но и внутреннему миру. Сейчас важным является начитанность и разносторонность индивида, каждый должен заниматься саморазвитием, самообразованием. В наше время модно быть не только стильно одетым, но и умным, иметь свою точку зрения и умение ее отстаивать.
Мода как социокультурное явление в современном мире рассматривается как деятельность по созданию и рассмотрению модной культуры в широком контексте общественной жизни не только молодежи, но их всех возрастных групп социума. [6]
Литература:
- Грицак Е. Н. «Популярная история моды» — М: АСТ Москва, 2009 — с.123–124
- Гофман А. Б. «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения». 3-е изд. — Спб.: Питер, 2004 — c.13–15
- Зелент Ш. Мода. Век модельеров 1900–1999. — Кеin Kenemann, 2000. — 665 с.
- Социология: энциклопедия /Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г.М, Евелькин и др. — Минск: Книжный Дом, 2003.
- Электронный модный журнал «Casual»: Статья «Возникновение современной моды. История из глубины веков».–Режим доступа: http://www.casual-info.ru/moda/wardrobe/168/51056/ (дата обращения 13.05.2020)
- Ятина Л. И. Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования//Журнал социологии и социальной антропологии.–2004. Т.1, № 2.