В статье авторы пытаются обратить внимание на необходимость обновления системы профессиональной ориентации.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, учебный предмет, профессия, аддитивное пространство.
В настоящее время учеными-исследователями актуализировалась проблема профессионального самоопределения. Чем раньше начинается работа педагогов с обучающимися, тем успешнее их профессиональный выбор. Преобразования, охватившие экономику, требуют компетентностных профессионалов, «способных решать профессиональные задачи эффективно, качественно и с наименьшими затратами, имеющих творческий потенциал саморазвития [3, 149]. Отход от профессионального просвещения и профессиональной ориентации показал, что современная молодежь потеряла нравственные и профессиональные ориентиры.
Поэтому на современном этапе развития общества возникла необходимость в человеческих ресурсах. И мы сегодня являемся свидетелями возрождения системы профессионального самоопределения. Анализ научной литературы показывает, что современное понимание профессионального самоопределения во многом опирается на концептуальные разработки отечественных ученых 70–80 гг. прошлого века: Л. И. Божович, Э. Ф. Зеера, И. С. Кона и др. Следует отметить, что большинство ученых уделяют особое внимание нравственному воспитанию, т. к. оно способствует формированию и развитию не только личностных качеств воспитанников, но и их профессиональному самоопределению в будущем. Так, в научной литературе отмечается, что профессиональное самоопределение должно принадлежать самой личности, которая должна самостоятельно делать профессиональный выбор и тем самым брать на себя ответственность.
Исходя из данного посыла, образовательные организации должны заняться обновлением системы профессиональной ориентации.
«Необходимо заметить, что знание о разнотипных профессиях является условием не только правильного выбора каждым подрастающим человеком своего трудового пути, виденья его возможных перспектив, но и залогом хорошего взаимоотношения, взаимоуважения и делового объединения людей [2, 68]».
Развитие современных технологий в различных промышленных отраслях, в непроизводственной сфере несет в себе стремительный рост числа новых профессий. На первый взгляд найти информацию о какой-либо профессии достаточно просто. Необходимо всего лишь выйти во всемирную «паутину», где мы сталкиваемся с огромным разнообразием материалов по всевозможным, иной раз по совершенно неожиданным направлениям. С одной стороны, это хорошо, с другой приводит к хаосу желаний обучающихся, которые не всегда могут соотнести свои реальные возможности с выбором профессиональной деятельности. Рекламные технологии эффективно влияют на молодежь, и зачастую она оказывается в трудной ситуации при выборе той или иной профессии, т. к. не имеет основ профессионального самоопределения.
Также источником знаний о той или иной сфере профессиональной деятельности могут быть родственники или знакомые, которые имеют свои взгляды, убеждения о профессиях в целом. Помочь подростку разобраться в этом многообразии и выбрать правильное направление будущей трудовой деятельности — одна из задач и родителей и педагогов общеобразовательной школы. И именно в школе информация о мире профессий излагается целостно и истинно. Сегодня современная школа целенаправленно работает в этом направлении как в организационном плане, так и содержательном через различные формы, методы и средства. Хотелось бы обратить внимание на то, что в учебных дисциплинах заложен определенный потенциал профессионального просвещения. Во многих образовательных учреждениях сформировано аддитивное пространство, которое не только вооружает обучающихся современными знаниями, но и предоставляет возможности развития у них конкретных умений и навыков. По нашему мнению, учебный предмет «Технология» сегодня особенно вписался в аддитивное пространство, а также имеет достаточный потенциал области профессионального просвещения.
Его содержание предполагает активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов. Например, знания алгебры и геометрии необходимы при проведении расчётно-графических работ; химии — при изучении свойств текстильных и других материалов, пищевых продуктов; физики — при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; история, изобразительное искусство, народная художественная культура — при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. Таким образом, обучающиеся знакомятся с технологиями промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; с профессиями, связанными с изучаемыми технологиями.
Особая ценность уроков технологии состоит ещё и в том, что учащиеся в процессе разработки и изготовления предметов труда, пробуют свои силы в практической деятельности, приобретают специальные умения и навыки, осваивают методы учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки решения творческих задач; знакомятся с общественной и социальной сторонами жизни человека. В календарно-тематическое планирование учителя технологии обязательно включают часы профессиональной ориентации, начиная с пятого класса. Поэтому целенаправленная работа по профессиональной ориентации с использованием современных образовательных технологий, одно из важнейших направлений, способствующих профессиональному самоопределению обучающихся после окончания школы.
Для уроков технологии начиная с 5 класса при изучении различных разделов учебного предмета мы предлагаем включать сообщения о соответствующих профессиях. Например, в рамках освоения содержания раздела «Технологии домашнего хозяйства» учащиеся приобретают знания о планировке, дизайне интерьера, системах жизнеобеспечения (электроснабжение, теплоснабжение, водопровод и пр.) и системах безопасности в городском многоквартирном и сельском (дачном) домах. Таким образом будет уместным знакомство с такими профессиями, как архитектор, дизайнер, инженер — строитель, электрик, сантехник, эколог. При изучении раздела «Создание изделий из текстильных материалов» обучающиеся познакомятся с профессиями в области производства текстильных материалов — оператор прядильного производства, ткач, оператор в производстве химических волокон. Применение современных образовательных технологий (проектная технология, игровая технология, технология мастерских) дают возможность примерить ту или иную профессию, побыть в роли специалиста. Например, художник-модельер, конструктор одежды, закройщик, портной, демонстратор одежды, дизайнер одежды, инженер-технолог швейного производства.
Так подойдя в восьмом классе к изучению раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение» обучающиеся уже будут обладать определёнными знаниями в сфере производства и разделения труда, о роли различных профессий в жизни человека, и общества в целом, будут более осознанно проявлять профессиональные интересы.
Одним из важных направлений в работе по профессиональному просвещению и профориентации, с нашей точки зрения, является ориентация на потребности в кадрах того региона, где расположено образовательное учреждение; привлечение к профориентационной работе представителей предприятий, образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования региона, а также представителей организаций, занимающихся трудоустройством молодёжи. При этом важно не оказывать «манипулятивного воздействия на подростка, а предоставить психолого-педагогическую и информационную помощь и поддержку необходимого уровня для нахождения ориентиров в ситуации выбора по окончании школы [1, 61]».
Литература:
1. Панина, С. В. Профессиональная ориентация: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 295 c. — Текст: непосредственный. URL: https://urait.ru/bcode/454358/p.61 (дата обращения: 16.05.2020).
2. Пашкевич, О. И. Проблема профессионального самоопределения в условиях нестабильной социально-экономической ситуации / О. И. Пашкевич, Р. К. Акопян, В. Б. Винокуров. — Текст: непосредственный // Современные тенденции развития системы образования: материалы Междунар. науч.- практ. конф. — 2019. — С. 68–71.
3. Шаманина, Л. А. Формирование этно-идентичности будущих учителей технологии в контексте дисциплины «История костюма» / Л. А. Шаманина. — Текст: непосредственный // Человек и общество: история и современность: межвузовский сборник научных трудов. — 2017. — № 16. — С. 149–153.