Потенциал учебного предмета «Технология» в профессиональном самоопределении обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 18.05.2020

Статья просмотрена: 423 раза

Библиографическое описание:

Козлова, Т. А. Потенциал учебного предмета «Технология» в профессиональном самоопределении обучающихся / Т. А. Козлова, Л. А. Шаманина, М. А. Страхов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 661-663. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70305/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье авторы пытаются обратить внимание на необходимость обновления системы профессиональной ориентации.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, учебный предмет, профессия, аддитивное пространство.

В настоящее время учеными-исследователями актуализировалась проблема профессионального самоопределения. Чем раньше начинается работа педагогов с обучающимися, тем успешнее их профессиональный выбор. Преобразования, охватившие экономику, требуют компетентностных профессионалов, «способных решать профессиональные задачи эффективно, качественно и с наименьшими затратами, имеющих творческий потенциал саморазвития [3, 149]. Отход от профессионального просвещения и профессиональной ориентации показал, что современная молодежь потеряла нравственные и профессиональные ориентиры.

Поэтому на современном этапе развития общества возникла необходимость в человеческих ресурсах. И мы сегодня являемся свидетелями возрождения системы профессионального самоопределения. Анализ научной литературы показывает, что современное понимание профессионального самоопределения во многом опирается на концептуальные разработки отечественных ученых 70–80 гг. прошлого века: Л. И. Божович, Э. Ф. Зеера, И. С. Кона и др. Следует отметить, что большинство ученых уделяют особое внимание нравственному воспитанию, т. к. оно способствует формированию и развитию не только личностных качеств воспитанников, но и их профессиональному самоопределению в будущем. Так, в научной литературе отмечается, что профессиональное самоопределение должно принадлежать самой личности, которая должна самостоятельно делать профессиональный выбор и тем самым брать на себя ответственность.

Исходя из данного посыла, образовательные организации должны заняться обновлением системы профессиональной ориентации.

«Необходимо заметить, что знание о разнотипных профессиях является условием не только правильного выбора каждым подрастающим человеком своего трудового пути, виденья его возможных перспектив, но и залогом хорошего взаимоотношения, взаимоуважения и делового объединения людей [2, 68]».

Развитие современных технологий в различных промышленных отраслях, в непроизводственной сфере несет в себе стремительный рост числа новых профессий. На первый взгляд найти информацию о какой-либо профессии достаточно просто. Необходимо всего лишь выйти во всемирную «паутину», где мы сталкиваемся с огромным разнообразием материалов по всевозможным, иной раз по совершенно неожиданным направлениям. С одной стороны, это хорошо, с другой приводит к хаосу желаний обучающихся, которые не всегда могут соотнести свои реальные возможности с выбором профессиональной деятельности. Рекламные технологии эффективно влияют на молодежь, и зачастую она оказывается в трудной ситуации при выборе той или иной профессии, т. к. не имеет основ профессионального самоопределения.

Также источником знаний о той или иной сфере профессиональной деятельности могут быть родственники или знакомые, которые имеют свои взгляды, убеждения о профессиях в целом. Помочь подростку разобраться в этом многообразии и выбрать правильное направление будущей трудовой деятельности — одна из задач и родителей и педагогов общеобразовательной школы. И именно в школе информация о мире профессий излагается целостно и истинно. Сегодня современная школа целенаправленно работает в этом направлении как в организационном плане, так и содержательном через различные формы, методы и средства. Хотелось бы обратить внимание на то, что в учебных дисциплинах заложен определенный потенциал профессионального просвещения. Во многих образовательных учреждениях сформировано аддитивное пространство, которое не только вооружает обучающихся современными знаниями, но и предоставляет возможности развития у них конкретных умений и навыков. По нашему мнению, учебный предмет «Технология» сегодня особенно вписался в аддитивное пространство, а также имеет достаточный потенциал области профессионального просвещения.

Его содержание предполагает активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов. Например, знания алгебры и геометрии необходимы при проведении расчётно-графических работ; химиипри изучении свойств текстильных и других материалов, пищевых продуктов; физики — при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; история, изобразительное искусство, народная художественная культура — при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. Таким образом, обучающиеся знакомятся с технологиями промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; с профессиями, связанными с изучаемыми технологиями.

Особая ценность уроков технологии состоит ещё и в том, что учащиеся в процессе разработки и изготовления предметов труда, пробуют свои силы в практической деятельности, приобретают специальные умения и навыки, осваивают методы учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки решения творческих задач; знакомятся с общественной и социальной сторонами жизни человека. В календарно-тематическое планирование учителя технологии обязательно включают часы профессиональной ориентации, начиная с пятого класса. Поэтому целенаправленная работа по профессиональной ориентации с использованием современных образовательных технологий, одно из важнейших направлений, способствующих профессиональному самоопределению обучающихся после окончания школы.

Для уроков технологии начиная с 5 класса при изучении различных разделов учебного предмета мы предлагаем включать сообщения о соответствующих профессиях. Например, в рамках освоения содержания раздела «Технологии домашнего хозяйства» учащиеся приобретают знания о планировке, дизайне интерьера, системах жизнеобеспечения (электроснабжение, теплоснабжение, водопровод и пр.) и системах безопасности в городском многоквартирном и сельском (дачном) домах. Таким образом будет уместным знакомство с такими профессиями, как архитектор, дизайнер, инженер — строитель, электрик, сантехник, эколог. При изучении раздела «Создание изделий из текстильных материалов» обучающиеся познакомятся с профессиями в области производства текстильных материалов — оператор прядильного производства, ткач, оператор в производстве химических волокон. Применение современных образовательных технологий (проектная технология, игровая технология, технология мастерских) дают возможность примерить ту или иную профессию, побыть в роли специалиста. Например, художник-модельер, конструктор одежды, закройщик, портной, демонстратор одежды, дизайнер одежды, инженер-технолог швейного производства.

Так подойдя в восьмом классе к изучению раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение» обучающиеся уже будут обладать определёнными знаниями в сфере производства и разделения труда, о роли различных профессий в жизни человека, и общества в целом, будут более осознанно проявлять профессиональные интересы.

Одним из важных направлений в работе по профессиональному просвещению и профориентации, с нашей точки зрения, является ориентация на потребности в кадрах того региона, где расположено образовательное учреждение; привлечение к профориентационной работе представителей предприятий, образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования региона, а также представителей организаций, занимающихся трудоустройством молодёжи. При этом важно не оказывать «манипулятивного воздействия на подростка, а предоставить психолого-педагогическую и информационную помощь и поддержку необходимого уровня для нахождения ориентиров в ситуации выбора по окончании школы [1, 61]».

Литература:

1. Панина, С. В. Профессиональная ориентация: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 295 c. — Текст: непосредственный. URL: https://urait.ru/bcode/454358/p.61 (дата обращения: 16.05.2020).

2. Пашкевич, О. И. Проблема профессионального самоопределения в условиях нестабильной социально-экономической ситуации / О. И. Пашкевич, Р. К. Акопян, В. Б. Винокуров. — Текст: непосредственный // Современные тенденции развития системы образования: материалы Междунар. науч.- практ. конф. — 2019. — С. 68–71.

3. Шаманина, Л. А. Формирование этно-идентичности будущих учителей технологии в контексте дисциплины «История костюма» / Л. А. Шаманина. — Текст: непосредственный // Человек и общество: история и современность: межвузовский сборник научных трудов. — 2017. — № 16. — С. 149–153.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, аддитивное пространство, профессия, учебный предмет, жизнь человека, научная литература, профессиональная деятельность, профессиональный выбор.


Похожие статьи

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Черчение в образовании: ориентация на профессиональный рост и творческий подход

Статья «Черчение в образовании: ориентация на профессиональный рост и творческий подход» исследует важность черчения в современном образовании как ключевого элемента, формирующего технические навыки, пространственное мышление, и способствующего профе...

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Развитие профессионализма педагога-исследователя

В статье автор рассматривает образовательные исследовательские технологии, особенности педагогического профессионализма, организацию обучения.

Микротекст как педагогическое понятие

Статья посвящена анализу педагогических возможностей микротекстов. Рассматривая микротексты как современное средство обучения, автор обосновывает положение о том, что их систематическое использование в процессе обучения будет способствовать формирова...

Развитие компетентности современного учителя

В работе описывается поиск и внедрение эффективных инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в практику воспитания и формирования личности учителя.

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Профессиональная траектория развития старшеклассников

В статье раскрываются особенности профессиональной траектории развития старшеклассников. В статье показано понятийное поле проблемы выбора профессиональной траектории развития, а именно: «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение».

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Наставничество как ресурс непрерывного профессионального самообразования педагога

В статье автор исследует особенности осуществления наставничества в условиях обновления содержания образования, обосновывает деятельность наставника как новый ресурс для его профессионального роста.

Похожие статьи

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Черчение в образовании: ориентация на профессиональный рост и творческий подход

Статья «Черчение в образовании: ориентация на профессиональный рост и творческий подход» исследует важность черчения в современном образовании как ключевого элемента, формирующего технические навыки, пространственное мышление, и способствующего профе...

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Развитие профессионализма педагога-исследователя

В статье автор рассматривает образовательные исследовательские технологии, особенности педагогического профессионализма, организацию обучения.

Микротекст как педагогическое понятие

Статья посвящена анализу педагогических возможностей микротекстов. Рассматривая микротексты как современное средство обучения, автор обосновывает положение о том, что их систематическое использование в процессе обучения будет способствовать формирова...

Развитие компетентности современного учителя

В работе описывается поиск и внедрение эффективных инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в практику воспитания и формирования личности учителя.

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Профессиональная траектория развития старшеклассников

В статье раскрываются особенности профессиональной траектории развития старшеклассников. В статье показано понятийное поле проблемы выбора профессиональной траектории развития, а именно: «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение».

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Наставничество как ресурс непрерывного профессионального самообразования педагога

В статье автор исследует особенности осуществления наставничества в условиях обновления содержания образования, обосновывает деятельность наставника как новый ресурс для его профессионального роста.

Задать вопрос