Имидж университета в интернет-дискурсе студентов Москвы: сравнительный социологический анализ на примере МГЛУ, МГИМО и РУДН | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 18.05.2020

Статья просмотрена: 157 раз

Библиографическое описание:

Урзова, А. А. Имидж университета в интернет-дискурсе студентов Москвы: сравнительный социологический анализ на примере МГЛУ, МГИМО и РУДН / А. А. Урзова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 458-460. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70306/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор предпринимает попытку проанализировать направленности виртуальных имиджей вузов с «лингвистическим» ядром и провести сравнительный социологический анализ, получив некие сущностные выводы.

Ключевые слова: студенческая молодежь, студенческая молодежь Москвы, имидж, имидж вуза, дискурс, интернет-дискурс.

Имидж существует у всего: у человека, к компании, у каждого вуза. Он является неотъемлемой составляющей, которая может сделать своего носителя популярным и успешным или же уничтожить его вовсе, навлекая неудачи и провалы. Это та самая оболочка, по которой встречают и составляющими которой являются как материальные (например, одежда), так и нематериальные компоненты (например, чувство уверенности в себе).

Огромная аудитория пользователей различных возрастов и с различными мотивами, создающих имидж вуза/влияющих на него, активна в сети Интернет. Благодаря их коммуникации рождается такой интернет-дискурс, который не только является средой для формирования виртуального имиджа вуза как такового, но и отражает его некие особенности и тенденции.

Блог групп компаний Sаrmоnt опубликовал исследование от 16.02.2018 [4], из которого очевидно следует, что интернетизация молодёжи достигла своего максимума. Результаты представлены на инфографике ниже (см. Рисунок 1). Это говорит о том, что игнорировать интернет-сферу не просто нельзя, а очень опасно для имиджа вуза.

Рис. 1. Визуализация результатов исследования «Молодёжь и интернет»

Одной из причин ухода в виртуальное пространство в процессе получения необходимых данных можно назвать недоверие официальным источникам (дни открытых дверей) и стремление увидеть реальное положение вещей.

Сайты-отзовики не только связывают потребителя информации и того, кто может и хочет ею поделиться, но и, сортируя сообщения по различным тематикам, дают возможность ускорить поиск, а также в какой-то степени ответить на вопрос: «Почему данный вуз оказался на высокой/низкой строчке рейтинга?».

Данная проблема ранее была рассмотрена и исследована многими Дагаева Е. А. [1], которая резюмирует тем, что цель управления имиджем вуза заключается в трансформации его в конкурентное преимущество. Однако было бы большим заблуждением полагать, что проблема управления имиджем актуальна только для малоизвестных вузов, находящихся в начале своего становления. Она касается и уже сложившихся брендов в связи с обострением конкуренции на современном рынке образовательных услуг; Карпов Е. Б. [2], который акцентирует внимание на проблеме поиска оснований для формирования позитивного имиджа образовательной организации.), однако полученные данные и аналитические выводы не дают возможность в полной мере раскрыть все аспекты данной темы.

«Имидж» в социологии — (от лат. imаgо — образ, вид) — индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания [5]. То есть имидж — это то, что навязывается нам искусственно, извне, а образ — то внешнее отражение, которое создается само, нашим собственным воображением. С лингвистической точки зрения эти понятия часто подменяю друг друга, но в психологическом и социологическом подходах понятие образ шире понятия имидж.

Таким образом, имидж — это образ, но социально значимый, созданный при использовании метода ассоциаций и базирующийся на реальных свойствах того или иного товара или какой-либо услуги.

Второе ключевое понятие в данной теме — это дискурс. Значительную роль в разработке социально-коммуникативного подхода к анализу дискурса принадлежит Юргену Хабермасу. Он в отдельное понятие выделяет так называемое дискурсное общение. Данный тип общения рассматривался как идеальная коммуникативная модель. По Хабермасу, дискурс представляет собой диалог, в процессе которого происходит согласование спорных притязаний на значимость с целью достижения согласия. В его трактовке в дискурсной коммуникации господствует лишь специфическое «ненасильственное принуждение» наилучшего аргумента. Аргументация трактуется как главный путь продолжения поиска согласия. Хабермас является основателем своеобразной этической теории дискурса. Моральный принцип, по Хабермасу, заложен в самой диалогической интенции дискурса, ибо диалог всегда ориентирован на процедуру вовлечения и включения другого в обсуждение [3].

Таким образом, понимаем дискурс как конструкцию некоего коммуникативного пространства, будь то интернет-сфера или же простая речь, которое создается людьми сознательно/бессознательно, предполагает рациональное обсуждение значимых проблем, критическое осмысление социальной реальности и доминирующих мнений.

Эмпирическое исследование было проведено с использованием контент-анализа. Единицами анализа выступили сообщения-отзывы от студентов на форуме uсhеbа-оtziv.ru. В ходе исследования были выделены 8 компонентов, из которых складывается имидж вуза на форуме. Это качество обучения (сложность, легкость, сессии), учебные условия (наличие ремонта, деканат, столовая), студенческая жизнь и атмосфера в вузе, преподаватели (профессионализм, возраст, мотивация), качество и места практики и дальнейшее трудоустройство, расположение корпусов, преподавание иностранного языка, наличие свободного времени и возможность подработки.

Также были получены содержательные выводы из сравнительного анализа.

По МГЛУ:

  1. Преобладание использования в сообщениях бывшего названия МГЛУ ― бренда МГПИИЯ им. Мориса Тореза (59,8 % от всех упоминаний на форуме).
  2. Тезаурус интернет-дискурса МГЛУ носит ярко выраженный негативный оттенок, преобладают пейоративные отрицательные прилагательные (Топ-3: «гнилой» (90 упоминаний), «агрессивный» (53 упоминания), «отвратительный» (29 упоминаний).
  3. Меньше трети студентов (24 %) доверяет официальному сайту МГЛУ и информации, которую он содержит. Это говорит о недостаточном насыщении сайта нужным контентом.

По МГИМО:

  1. Тезаурус интернет-дискурса МГИМО носит противоречивый характер, элитарность сочетается с обвинениями в коррупции (Топ-3: «брендовый» (104 упоминания), «качественный» (78 упоминаний), «коррумпированный» (46 упоминаний).
  2. Авторы отзывов доверяют сайту вуза (52 %).
  3. Отмечен очень высокий уровень условий обучения (72 % написали об этом в отзывах), судя по оценкам вузов по выделенным 8 компонентам.

По РУДН

  1. Тезаурус интернет-дискурса носит нейтральный характер, особенность вуза подчеркнута («многонациональный» — 15 упоминаний, «толерантный» — 14 упоминаний).
  2. Лейтмотив студенческих сообщений на форуме — возможность и легкость получения стажировок.
  3. Частое упоминание нового рекламного ролика (примерно в каждом третьем отзыве) R U DОNЕ, вызвавший положительную реакцию.

В целом, проведенное исследование показало, что выбранные вузы со схожей многопрофильностью и ярко выраженным лингвистическим компонентом в интернет-дискурсе могут иметь противоречивые имиджи.

Литература:

  1. Дагаева Е. А. Управление имиджем вуза // Управление персоналом. — 2005. — № 3. — С. 26–28.
  2. Карпов Е. Б. Имидж в образовании // РR в образовании. — 2003. — № 6. — С.40–50.
  3. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. — Спб.: Наука, 2001. — 418 с.
  4. Молодежь и интернет: инфографика по результатам исследования [Электронный ресурс]// Режим доступа: httрs://sаrmоnt.bу/blоg/mоlоdеzh-i-intеrnеt-infоgrаfikа-ро-rе/(дата обращения: 14.03.2019)
  5. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е издание, дополненное. – М. : ТЕМП, 2007. – 944 с.
Основные термины (генерируются автоматически): имидж вуза, упоминание, вуз, дискурс, имидж, образ, тезаурус интернет-дискурса.


Ключевые слова

дискурс, имидж, студенческая молодёжь, студенческая молодежь Москвы, имидж вуза, интернет-дискурс

Похожие статьи

Контент-анализ как метод социологического исследования рекламного дискурса: опыт применения

В статье изложены основные результаты контент-анализа рекламных сообщений в глянцевых журналах, проведенного с целью получения данных относительно влияния рекламы на трансформацию социальной идентичности индивидуума, существующие модели поведения и ж...

Диагностика виртуализации социальной субъектности российской студенческой молодежи

Автор данной статьи рассматривает основное понятие виртуализации социальной субъектности современной студенческой молодежи. Автором представлены результаты собственного социологического исследования, цель которого заключается в оценке социальной субъ...

Официальные сообщества вузов как инструмент формирования информационной культуры молодежи

В статье представлен анализ подходов к понятию «информационная культура», проведен типологический анализ официального сообщества на примере группы «Алтайский педагогический университет / АлтГПУ» в социальной сети «ВКонтакте».

Роль СМИ в трансформации социокультурных ценностей современной молодежи

В статье дается комплексный анализ роли СМИ в трансформации социокультурных ценностей современной молодежи. При написании научной статьи были использованы издания периодической печати. В основу исследования положены такие методы, как обобщение, анали...

Имидж образовательного онлайн-сервиса: структура и факторы эффективности

В центре внимания авторов находится такая проблема, как формирование имиджа крупной образовательной платформы и сохранения лояльности аудитории в рамках динамичного рынка онлайн-образования. Авторами определена структура имиджа, обозначены наиболее з...

Особенности социокультурного воздействия СМИ на ценности общества

В статье дается комплексный анализ особенностей социокультурного воздействия СМИ на ценности общества. При написании научной статьи были использованы издания периодической печати. В основу исследования положены такие методы, как обобщение, анализ, си...

Исследование мотивационной среды студентов педагогического вуза

Статья посвящена исследованию детерминанты активности студентов педагогических вузов в межсессионный период. Обработка данных по посещаемости позволила выявить основные проблемы, связанные с активизацией личности и получить комплексный результат иссл...

Самопрезентация лидеров мнений студенческой среды Томского государственного университета в онлайн-реальности

Данная работа направлена на поиск лидеров мнений студенческой среды ТГУ, выявление механизмов самопрезентации на их страницах в социальной сети в «ВКонтакте» и, как следствие, выявление типов онлайн-лидерства в студенческой среде Томского государстве...

Маркетинговая поддержка стартапа по стадиям его жизненного цикла: результаты качественного исследования

В статье представлены результаты качественного эмпирического исследования роли маркетинга в развитии стартапа. Методология глубинного интервью включает в себя характеристику респондентов, а также тематический и динамический гайды. По результатам авто...

Профессиональная культура советского и постсоветского журналиста

В работе представлены результатов, полученные в ходе пилотажного исследования, посвященного изучению профессиональных ценностей представителей журналистского сообщества советской эпохи и современности. Опираясь на результаты глубинных интервью, автор...

Похожие статьи

Контент-анализ как метод социологического исследования рекламного дискурса: опыт применения

В статье изложены основные результаты контент-анализа рекламных сообщений в глянцевых журналах, проведенного с целью получения данных относительно влияния рекламы на трансформацию социальной идентичности индивидуума, существующие модели поведения и ж...

Диагностика виртуализации социальной субъектности российской студенческой молодежи

Автор данной статьи рассматривает основное понятие виртуализации социальной субъектности современной студенческой молодежи. Автором представлены результаты собственного социологического исследования, цель которого заключается в оценке социальной субъ...

Официальные сообщества вузов как инструмент формирования информационной культуры молодежи

В статье представлен анализ подходов к понятию «информационная культура», проведен типологический анализ официального сообщества на примере группы «Алтайский педагогический университет / АлтГПУ» в социальной сети «ВКонтакте».

Роль СМИ в трансформации социокультурных ценностей современной молодежи

В статье дается комплексный анализ роли СМИ в трансформации социокультурных ценностей современной молодежи. При написании научной статьи были использованы издания периодической печати. В основу исследования положены такие методы, как обобщение, анали...

Имидж образовательного онлайн-сервиса: структура и факторы эффективности

В центре внимания авторов находится такая проблема, как формирование имиджа крупной образовательной платформы и сохранения лояльности аудитории в рамках динамичного рынка онлайн-образования. Авторами определена структура имиджа, обозначены наиболее з...

Особенности социокультурного воздействия СМИ на ценности общества

В статье дается комплексный анализ особенностей социокультурного воздействия СМИ на ценности общества. При написании научной статьи были использованы издания периодической печати. В основу исследования положены такие методы, как обобщение, анализ, си...

Исследование мотивационной среды студентов педагогического вуза

Статья посвящена исследованию детерминанты активности студентов педагогических вузов в межсессионный период. Обработка данных по посещаемости позволила выявить основные проблемы, связанные с активизацией личности и получить комплексный результат иссл...

Самопрезентация лидеров мнений студенческой среды Томского государственного университета в онлайн-реальности

Данная работа направлена на поиск лидеров мнений студенческой среды ТГУ, выявление механизмов самопрезентации на их страницах в социальной сети в «ВКонтакте» и, как следствие, выявление типов онлайн-лидерства в студенческой среде Томского государстве...

Маркетинговая поддержка стартапа по стадиям его жизненного цикла: результаты качественного исследования

В статье представлены результаты качественного эмпирического исследования роли маркетинга в развитии стартапа. Методология глубинного интервью включает в себя характеристику респондентов, а также тематический и динамический гайды. По результатам авто...

Профессиональная культура советского и постсоветского журналиста

В работе представлены результатов, полученные в ходе пилотажного исследования, посвященного изучению профессиональных ценностей представителей журналистского сообщества советской эпохи и современности. Опираясь на результаты глубинных интервью, автор...

Задать вопрос