Российское законодательство делит государственные гарантии, предоставляемые гражданским служащим, на основные и дополнительные. Отличие основных гарантий от дополнительных заключается в том, что первые предоставляются всем государственным гражданским служащим, а вторые предоставляются только при определенных условиях, предусмотренных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Рассмотрим более подробно дополнительные гарантии, закрепленные в статье 53 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В качестве первой дополнительной гарантии законодательство выделяет дополнительное профессиональное образование с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания [1].
Для полного анализа данной гарантии стоит обратиться к указу Президента РФ от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации». Согласно данному акту профессиональное развитие госслужащих включает: дополнительное профессиональное образование; семинары, тренинги, мастер-классы, иные мероприятия, которые позволят госслужащим быстрее приобрести новые знания и умения; конференции, круглые столы, служебные стажировки, иные мероприятия, направленные на изучение передового опыта, технологий государственного управления, обмен опытом; самостоятельное изучение госслужащими образовательных материалов, тематически соответствующих направлению их служебной деятельности и размещенных на едином специализированном информационном ресурсе; дистанционные образовательные курсы [2].
Дополнительное образование гражданских служащих будут осуществлять образовательные организации посредством дополнительных профессиональных программ. Профессиональное развитие будет осуществляться на системной основе в течение всего периода прохождения госслужбы. Срок обучения по программе повышения квалификации для госслужащих составит не менее 16 часов, по программе профессиональной переподготовки — не менее 500 часов [2].
Таким образом, обучение государственных служащих должно носить постоянный характер, что позволит сформировать категорию наиболее квалифицированных специалистов в системе госслужбы Российской Федерации. Дополнительное профессиональное образование будет способствовать обновлению знаний госслужащего, полученных в результате вузовского образования и обретения новых знаний, которые он будет использовать в своей профессиональной деятельности.
Анализ опыта обучения кадров для государственной службы в России показывает, что программа обучения строится, прежде всего на теоретической общегуманитарной основе и лишь в связи с ней осуществляется прикладная подготовка [3]. Поэтому в настоящее время наиболее значимой задачей образовательных учреждений, готовящих госслужащих, является усиление связи обучения и практики, разработка практико-ориентированной модели учебного процесса.
Вторая дополнительная гарантия — это транспортное обслуживание, «обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием» [1].
Данная гарантия установлена в соответствии со статьей 188 Трудового кодекса РФ, содержание которой гласит, что при использовании работником в интересах и с ведома работодателя личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование и износ имущества, принадлежащего работнику, а также возмещаются расходы по его использованию, размер которых определяется письменным соглашением сторон [4].
На наш взгляд, для развития и исполнения данной нормы применительно к государственным гражданским служащим необходимо принятие соответствующего указа Президента Российской Федерации и правовых актов на уровне субъектов.
В качестве третьей дополнительной гарантии закон закрепляет «замещение иной должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа, прежде всего в том же государственном органе» [1]. Возможно замещение иной должности при наличии определенных преимуществ, или направление государственного служащего на профессиональную переподготовку, или повышение квалификации. При невозможности предоставления такой должности служащему предлагается иная государственная должность в другом государственном органе.
Четвертая дополнительная гарантия — «единовременная субсидия на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации» [1].
Норма по обеспечению государственных служащих жилой площадью начала действовать в 2004 году, после закрепления данного правила в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», однако ее нормы не находили должного отражения на практике. Только с 2009 года началось выделение субсидий работникам государственных органов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения».
В теории субсидию на жилое помещение для работников государственных органов должны получать лица, имеющие выслугу лет более одного года, с 1 января 2017 года — более 3 лет. Однако на практике круг потенциальных участников программы довольно ограничен и включает сотрудников аппарата Президента РФ; Совета Безопасности; законодательных органов; судебных инстанций (Верховный, Конституционный, Арбитражный и иные суды); центральных органов власти (счетная палата, Прокуратура и др.); иных госслужащих федерального и регионального уровня [5].
Реализация данной гарантии осуществляется в редких случаях частично — на основе ведомственных нормативных актов, частично — на основе законодательства субъектов [6], что напрямую ставит данную дополнительную гарантию в зависимость от возможностей федеральных органов государственной власти и субъектов федерации, а также личного мнения руководителя органа.
Пункт 5 статьи 53 Федерального закона «О Государственной гражданской службе» закрепляет иные государственные гарантии. По смыслу данного пункта, перечень дополнительных гарантий не является исчерпывающим, то есть отдельными нормативными актами федерального или регионального уровня могут быть предусмотрены и иные гарантии.
В связи с этим законодательство некоторых субъектов закрепляет расширенную категорию дополнительных гарантий. Например, в Удмуртской и Чеченской республиках гражданским служащим устанавливается дополнительная государственная гарантия на предоставление служебных жилых помещений. Установление такой меры защиты способствует решению бытовых проблем, возникающих у государственных служащих.
Закон города Москвы от 26.01.2005 № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» для государственных служащих предоставляет довольно широкий перечень иных дополнительных гарантий. Помимо гарантий, указанных в ФЗ, он закрепляет: бесплатную или льготную санаторно-курортная путевку, предоставляемую к ежегодному оплачиваемому отпуску, и соответствующее возмещение за проезд к месту отдыха и обратно, а также льготную санаторно-курортную путевку членам семьи в зависимости от категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы или же компенсацию за неиспользованную санаторно-курортную путевку; медицинское обслуживание, в том числе членов семьи в зависимости от категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы; единовременное денежное поощрение при достижении возраста 50 лет и далее через каждые пять лет в размерах, не превышающих двухмесячного денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы и др.
Можно сделать вывод о том, что дополнительные гарантии, установленные на федеральном уровне, могут быть расширены ведомственным актом или актом субъекта России. В связи с этим перечень и уровень гарантий и льгот, предоставляемых государственным служащим в разных субъектах Российской Федерации, значительно отличаются.
Данное положение способствует тому, что на территории различных субъектов государства имеются служащие, получающие за выполнение практически идентичных функций значительно отличающееся вознаграждение.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. № 162. 31.07.2004.
- Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 25.02.2019.
- Дополнительное профессиональное образование государственных служащих. [URL] https://studwood.ru/666233/pravo/dopolnitelnoe_professionalnoe_obrazovanie_gosudarstvennyh_sluzhaschih
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // «Российская газета» № 256. 31.12.2001.
- Субсидии госслужащим на приобретение жилья в 2020 году. [URL] http://lgoty-vsem.ru/subsidii/subsidii-gossluzhashhim-na-priobretenie-zhilya.html
- Государственные гарантии на государственной гражданской службе. [URL] https://mirznanii.com/a/26387–4/gosudarstsvennye-garantii-na-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sluzhbe-4/