Место и влияние моббинг-процессов на работу организации в разных странах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 18.05.2020

Статья просмотрена: 310 раз

Библиографическое описание:

Машковская, А. Ю. Место и влияние моббинг-процессов на работу организации в разных странах / А. Ю. Машковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 451-453. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70308/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассматривает моббинг как социальное явление, проводит анализ социологических исследований моббинг-процессов, их специфики в разных странах.

Ключевые слова: моббинг, конфликт, организация.

Моббинг на рабочем месте как явление приобрёл известность уже давно [1, с. 42], однако рассмотрение его как отдельного исследовательского направления стартовало лишь в 1980–1990-е годы. Данное направление имело большую популярность в скандинавских странах, а позднее приобрело интерес среди западноевропейских исследователей, в США и Австралии. В этой связи представляется важным рассмотреть в первую очередь всемирный, в частности зарубежный опыт изучения моббинг-процессов в организации, и лишь после перейти к анализу отечественных социологических исследований.

По результатам исследования, опубликованного Международной организацией труда (МОТ) в 1998 году, число жертв моббинга по миру заметно превышало число жертв других видов насилия и харассмента (домогательств на рабочем месте) [4, с. 1]. В последующие годы наблюдались следующие данные: 2 % работников подвергались сексуальному насилию, 4 %— физическому насилию и 8 %— моббингу. Во многих странах задокументированный уровень домогательств составляет до 17 % [3, с. 46].

Несмотря на то, что в 60 странах существуют правовые нормы, регулирующие моббинг, случаи психологического насилия продолжают расти. В регионах Италии действуют правовые нормы, направленные на борьбу с массовыми беспорядками, из-за чего часть нарушений, вызванные психологическими нападениями, рассматриваются как несчастные случаи на производстве [4, с. 1]. В ходе опроса, проведённого в 2003-м году в секторе здравоохранения в Португалии, 60 % медицинских работников подвергались буллингу и 50 % — вербальным оскорблениям [5, с. 5].

Стоит отметить, что моббинг-процессы наблюдаются и в научных организациях. В 2007-м году группой турецких социологов было проведено исследование в одном из университетов. Ими были распространены анкеты среди преподавателей. Полученные результаты показали, что 38 % из числа опрошенных подвергались психологическому насилию на работе. Из них 44 % считают, что моббинг является типичным проявлением насилия на рабочем месте, оставшиеся 42 % моббинг-жертв ответили, что акт моббинга — нетипичен для организаций. 76 % жертв признались, что подвергались моббингу более года, 20 % — менее одного года [8, с. 502].

Немалый интерес моббинг в организациях вызывает и среди учёных разных направленностей и исследовательских центров в США. По данным Workplace Bullying Institute, в 2017-м году 19 % американцев стали жертвами жестокого поведения на работе, ещё 19 % стали свидетелями этого, а 63 % знают, что в их организации происходит моббинг [7]. Во время опроса респондентов также попросили назвать, представителей какого гендера они считают основными виновниками моббинга. На основе этого были получены данные о том, что 70 % лиц, являющимися источниками жестокого обращения, — мужчины, в 66 % их жертвами становятся женщины [6].

Ввиду того, что в США вопрос притеснения по расовому признаку на протяжении долгих лет стоит остро, не менее важными являются исследования не только по гендеру, но также и по расовому, национальному. По данным WBI за 2017-й год, моббингу чаще всего подвергаются азиаты (44 % из опрошенных представителей расы становились свидетелями психологического насилия в организации, 51 % — жертвами), афроамериканцы (22 % — свидетели, 46 % — жертвы,), латиноамериканцы (14 % — свидетели, 39 % — жертвы) [6].

На основе перечисленных выше исследований можно сделать вывод, что моббинг — распространённое во многих странах явление. Однако в России крупные социологические исследовательские центры мониторингом ситуации по данной теме не занимаются. Однако, немаловажным является рассмотрение исследований, посвящённых стрессу н напряжению на рабочем месте, так как оба этих составляющих нередко являются результатом моббинга.

По данным опроса, проведённого Левада-центром в августе 2017-го года, не менее 11 % россиян очень часто ощущают стресс и напряжение в конце рабочего дня, 22 % — часто, 39 % — иногда. Из них 31 % просматривают телевизор для снятия напряжения, 28 % — проводят время в компании друзей и 17 % снимают стресс при помощи алкогольных напитков [2].

Отвечая на вопрос: «Как бы Вы оценили, в чем основные причины болезней у Вас и Ваших родственников?» в опросе ВЦИОМа, проведённом в 2019-м году, наибольшее количество респондентов (33 %) выбрали вариант: «Приходится слишком много работать, много беспокойства и тревог» [9]. Значимость этого фактора не снижается с 2006-го года. На основе этого можно сделать вывод, что в большинстве своём в проблемах со здоровьем граждане страны винят прежде всего работу и стресс.

Важно отметить, что причиной стрессовых ситуаций на рабочем месте может служить не только моббинг, но и множество иных факторов, оттого зачастую подобные ситуации трудно поддаются анализу на предмет моббинга.

При проведении сравнительного анализа исследований моббинга можно отметить серьёзные изменения множества показателей за достаточно небольшие временные промежутки, и в разных государствах. При сравнении явления моббинга в России и США стоит упомянуть, что зачастую американцев интересуют те аспекты моббинга, которые совершенно не актуальны для России, например, проблемы взаимоотношений представителей различных рас в компании.

При анализе гендерных особенностей моббинга, стоит отметить то, что в США моббингу наиболее часто подвергаются женщины со стороны мужчин — порядка 89 % респондентов отмечали это, а также мужчины со стороны женщин (данный показатель равен 46 %). Тем временем в России, под давлением моббинга оказываются представители собственного пола — порядка 82 % женщин сталкивались с моббингом со стороны женщин, и порядка 76 % мужчин сталкивались с ним же со стороны мужчин [1, с. 45].

Также, если в американских исследованиях основным инициатором травли являлось вышестоящее начальство (порядка 89 % респондентов отвечали так), в России инициаторы моббинга — и вышестоящие начальники, и коллеги в равной степени (46 % и 48 % соответственно).

Моббинг со стороны подчиненных практически не распространен, его показатели равны 5 % и 6 % в России и в США соответственно, что говорит прежде всего о том, что властная вертикаль отношений — всё же один из основных факторов моббинга (который, однако, гораздо более значим в США, чем в России).

Основные причины моббинга в США — это большая независимость сотрудника (70 %), вопросы компетенции работника (67 %), особенности характера агрессора (59 %). В России, в отличии от США, главной причиной конфликтов является вопрос компетенции работника (26 %), и лишь после — его независимость (15 %).

Анализируя результаты российских и иностранных исследований, можно прийти к выводу, что моббинг — это явление, затрагивающее значимый процент населения — 19 % в США и порядка 11 % в России.

В России стресс на работе является основной причиной различных болезней, что говорит о значимости изучения основного источника стресса — конфликтах с работодателем и коллегами.

Структура и суть моббинга в разных странах отличается, а статистические исследования позволяют говорить нам о региональных особенностях. Так, если в США моббинг сильно завязан на властных отношениях, а также межгендерных конфликтах, основной причиной моббинга является независимость работников. В России же моббинг — это явление, распространенное между коллегами на равной иерархической ступени, между людьми одного пола, связанное с компетенцией работников.

Литература:

1. Демина Е. В. Исследование проявления моббинга в российских компаниях // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. — 2017. — № 2. — С. 41–47.

2. Напряжение и стресс // Левада-центр. URL: https://www.levada.ru/2017/09/15/napryazhenie-i-stress/ (дата обращения: 04.04.2020).

3. Chappell D. Violence at work. — Geneva: International Labour Office, 2006. — 370 с.

4. Demirag S. Psychological Intimidation at Workplace (Mobbing) // J Psychol Psychother, — 2017. — № 3. — С. 1–4.

5. Ferrinho P. Patterns of perceptions of workplace violence in the Portuguese health care sector // Human Resources for Health. — 2003. — № 11. — С. 5–11.

6. Gender and Race // Work place building. URL: https://www.workplacebullying.org/multi/pdf/2017/gender (дата обращения: 04.04.2020).

7. National Prevalence // Work place building. URL: https://www.workplacebullying.org/multi/pdf/2017/nationalprevalence (дата обращения: 04.04.2020).

8. Tanoğlu S. Research on Mobbing in Organġzations: a Case Studyo Academicians // Proceedings of the 37th International Conference on Computers and Industrial Engineering. — 2007. — № 11. — С. 558–568.

9. Тяжкий труд, бедность и старость: три причины болезней в России // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9687 %20 (дата обращения: 21.05.2019).

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, США, рабочее место, психологическое насилие, WBI, компетенция работника, основная причина, сторона женщин, сторона мужчин, число жертв.


Похожие статьи

Профилактика моббинг-процессов в разных странах

В статье автор рассматривает причины возникновения моббинга, методы борьбы с ним и опыт его профилактики в разных странах.

Протестное поведение как объект социологического анализа

В статье автор рассматривает протестное поведение как объект социологического анализа, социологические теории протестного поведения.

Конфликты и их влияние на рабочий процесс

В статье автор рассматривает понятие конфликта и его влияние на современные компании.

Стратегии формирования бренда фирмы в условиях информатизации

В данной статье проанализированы направления формирования бренда. Также изучено понятие бренда, рассмотрены позиции различных авторов касательно данной проблемы, проанализированы особенности информатизации как условия формирования бренда фирмы.

Факторы, влияющие на формирование девиантной личности, с точки зрения социологического подхода

Целью данной статьи является выявить факторы, влияющие на формирование девиантной личности, на основание различных социологических теорий.

Фактические даркнет-правоотношения: теоретический и практический анализ

В статье авторы исследуют природу возникновения даркнет-правоотношений, анализируют их фактический характер и аргументируют необходимость в правовом регулировании такого явления.

Проблема социализации учащихся-мигрантов в педагогическом процессе

В статье рассматривается проблема взаимодействия учащихся разных национальностей, их социализация. Обсуждаются факторы, влияющие на процесс социализации и способы оптимизации процесса взаимодействия учащихся разных национальностей.

Религиозная идентичность как конфликтоген в организациях

В центре внимания статьи находится изучение фактора, способствующего конфликтам на рабочем месте, такого как религиозные убеждения, а также влияние на возникновение и разрешение разногласий в организациях. В статье представлен анализ проблемы в управ...

Особенности политической коммуникации органов местного самоуправления в социальных сетях

В статье автор выделяет особенности политической коммуникации органов местного самоуправления в условиях эпохи «неопределенности», а также выявляет проблемные стороны этого процесса в современном мире.

Социокультурный подход в социальной политике организации

В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.

Похожие статьи

Профилактика моббинг-процессов в разных странах

В статье автор рассматривает причины возникновения моббинга, методы борьбы с ним и опыт его профилактики в разных странах.

Протестное поведение как объект социологического анализа

В статье автор рассматривает протестное поведение как объект социологического анализа, социологические теории протестного поведения.

Конфликты и их влияние на рабочий процесс

В статье автор рассматривает понятие конфликта и его влияние на современные компании.

Стратегии формирования бренда фирмы в условиях информатизации

В данной статье проанализированы направления формирования бренда. Также изучено понятие бренда, рассмотрены позиции различных авторов касательно данной проблемы, проанализированы особенности информатизации как условия формирования бренда фирмы.

Факторы, влияющие на формирование девиантной личности, с точки зрения социологического подхода

Целью данной статьи является выявить факторы, влияющие на формирование девиантной личности, на основание различных социологических теорий.

Фактические даркнет-правоотношения: теоретический и практический анализ

В статье авторы исследуют природу возникновения даркнет-правоотношений, анализируют их фактический характер и аргументируют необходимость в правовом регулировании такого явления.

Проблема социализации учащихся-мигрантов в педагогическом процессе

В статье рассматривается проблема взаимодействия учащихся разных национальностей, их социализация. Обсуждаются факторы, влияющие на процесс социализации и способы оптимизации процесса взаимодействия учащихся разных национальностей.

Религиозная идентичность как конфликтоген в организациях

В центре внимания статьи находится изучение фактора, способствующего конфликтам на рабочем месте, такого как религиозные убеждения, а также влияние на возникновение и разрешение разногласий в организациях. В статье представлен анализ проблемы в управ...

Особенности политической коммуникации органов местного самоуправления в социальных сетях

В статье автор выделяет особенности политической коммуникации органов местного самоуправления в условиях эпохи «неопределенности», а также выявляет проблемные стороны этого процесса в современном мире.

Социокультурный подход в социальной политике организации

В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.

Задать вопрос