Любая деятельность без мотива или со слабым мотивом не может успешно осуществляться или будет крайне неустойчивой. Учебная деятельность не исключение.
Проблемой мотивации учебной деятельности и вопросами ее формирования и развития занимались ведущие педагоги и психологи, в результате чего сегодня можно встретить в различных трудах и исследованиях огромное количество трактовок слов «мотив» и «мотивация».
Несмотря на то, что взгляды ведущих педагогов и психологов на сущность мотива существенно разнятся, в одном они все-таки сходятся: мотивом признается определенный психологический феномен (разный у разных исследователей). Серьезнейшую работу по определению сущности мотива провел доктор психологических наук Е. П. Ильин, в результате которой обозначил несколько точек зрения на мотив, вокруг которой группировались психологи. В основном психологии определяют мотив как побуждение, потребность, цель, намерение, свойства личности, состояние [5, c. 46].
Проблема формирования учебных мотивов в школьном возрасте широко рассмотрена в трудах Аэлиты Капитоновны Марковой — автора психологической концепции профессионализма. По ее глубокому убеждению, формирование мотивации к обучению является важнейшим аспектом современного обучения.
По мнению Марковой А. К. — мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности [4, c. 96].
Так же Маркова А. К. делит мотивы учения на две большие группы:
1) познавательные мотивы — широкие познавательные, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
Среди ведущих отечественных педагогов и психологов, которые занимались изучением учебной мотивации, стоит выделить А. К. Маркову, Л. И. Божович, Л. М. Фридмана, И. Ю. Кулагину, Е. П. Ильина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.
Наиболее распространенным подходом к трактовке термина «учебная мотивация» является толкование мотивации как динамического процесса формирования мотива, а мотивации учения как совокупности мотивов учения.
Сегодня формирование учебной мотивации является одной из центральных проблем современного образования. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания учеников, формирования у них активной жизненной позиции.
Изучение формирования мотивации невозможно рассматривать для «ученика в целом» вне его психологических, возрастных и индивидуальных характеристик. При формировании положительной мотивации необходимо учитывать все аспекты.
Результаты психолого-педагогических исследований (Л. С. Выготский, Е. П. Ильин, Д. Б. Эльконин, А. К. Маркова, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие) показали, что именно младший школьный возраст имеет большие резервы для формирования мотивационной сферы учения, а это значит, что именно в младшем школьном возрасте проблема развития мотивации встает максимально остро.
Общепринятой периодизацией в российской возрастной психологии является периодизация психического развития Д. Б. Эльконина — возрастная периодизация развития ребёнка от рождения до 17 лет, разработанная советским психологом.
Согласно вышеуказанной периодизации, к младшему школьному возрасту относятся дети 6–10 лет. Данный возраст в своей работе Эльконин отмечает, как «эпоха детства». Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте указывается учебная деятельность. Новообразования возраста: произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, интеллектуализация психических функций, знаковое опосредование психических процессов, теоретическое мышление.
Учебной деятельностью становится только то учение, при котором младший школьник стремительно проявляет мотивацию и овладевает как знаниями, так и методами их приобретения.
Учебная мотивация младших школьников играет особенно важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности обучающегося к саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию.
Так, Д. Б. Эльконин отмечает, что учебная деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, такими мотивами могут выступить мотивы приобретения обобщенных способов действий или мотивы собственного совершенствования, собственного роста. Если, однако получится сформировать такие мотивы у обучающихся, то таким образом будут поддерживаться, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности [6, c. 34].
Значит, чтобы пробудить мотивацию у младших школьников к учебной деятельности, необходимо выбрать именно те мотивы, которые ее побуждают, которые имеют существенное значение для детей в этот период психического развития.
Л. С. Выготский отмечает, что учебная деятельность побуждается различными мотивами: у ребёнка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию. Учебная деятельность начинает приобретать большое значение для младшего школьника. Успехи в учебе способствуют формированию его адекватной самооценки, в то время как, неудачи в ведущей на данном этапе учебной деятельности зачастую приводит к формированию комплексов неполноценности или развитию синдрома хронической неуспеваемости [2, c. 136].
Что же происходит с ребенком, который переходит из дошкольного в младший школьный возраст? Новый социальный статус школьника требует от ребенка особой деятельности — учебной. Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности для него как таковой еще не существует, и она должна быть сформирована в виде умений учиться. Главная трудность, которая встречается на пути этого формирования, — то, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую ему необходимо выполнять в школе. Ребенок хочет выполнять социально значимую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация.
Как уже было сказано ранее для выстраивания продуктивного процесса обучения с младшими школьниками, педагогу необходимо учитывать возрастные, психологические и личностные особенности обучающихся.
К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность. В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, конформизм и подражательность [3, c. 59].
В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Учитель является для них авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности [1, с. 243].
Наглядно-образный тип мышления преобладает у детей младшего школьного возраста, благодаря чему у обучающиеся в первую очередь обращают свое внимание на все выразительное и яркое. Не стоит забывать и про специфику памяти младших школьников — они быстро и прочно запоминают на большой по времени и объему материл, могут легко и хорошо его воспроизвести.
В младшем школьном возрасте ребенок учится взаимодействовать с коллективом — сверстниками и педагогами, правильно распределять своё время. Несмотря на то, что основная деятельность у ребенка теперь выступает в виде умственной деятельности и он начинает меньше двигаться, у него по-прежнему остаётся немалая потребность в игровой деятельности. Важно отметить, что игра в младшем школьном возрасте оказывает серьезное влияние на психическое развития ребенка.
Изучив основные характеристики младшего школьника, мы приходим к выводу, что именно младший школьный возраст — выступает важнейшим этапом формирования мотивации учения у школьника. Дальнейшая судьба учебной мотивации в течение всего школьного обучения зависит напрямую от качественного формирования положительной мотивации учения у младших школьников. Если педагог не сможет развить мотивацию у младшего школьника к обучению, то потом педагоги, которые работают с средним и старшим школьным возрастом столкнуться с серьезной проблемой, которую увидел основатель педагогической концепции гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили — «всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?»»
Содержательный анализ исследований, посвященных проблеме формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста, обнаруживает широкое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность учебной деятельность, которая обусловлена во многом своей чрезвычайной сложностью, уровнем ее организации, а так же возрастными особенностями учащегося.
Литература:
- Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243–244. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 15.04.2020).
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений / С. Л. Выготский — М., 1984. — 321 с.
- Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / И. С. Гессен — М.: «Школа-Пресс», 1995. — 376 с.
- Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителей / А. К. Маркова — М.: Просвещение, 1983. — 102 с.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2008. — 512 с.
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Под редакцией В. В. Давыдова, В. П. Зинченко — М.: «Педагогика», 1989. — 560 с.