Региональный компонент в изучении географии в школе и его значимость | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 20.05.2020

Статья просмотрена: 1594 раза

Библиографическое описание:

Полозова, А. А. Региональный компонент в изучении географии в школе и его значимость / А. А. Полозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 697-699. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70323/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассказывается о роли регионального компонента в школьном курсе географии, его значимости, а также о необходимости включения региональной географии отдельным предметом изучения в школе.

Ключевые слова: региональный компонент, региональная география, географическое краеведение

Региональный компонент изучения географии в последнее время становится основным направляющим компонентом развития всестороннего обучения. Каждому ученику, живущему в определенном субъекте Российской Федерации, необходимо знать о географии, перспективах развития своего края, а также понимать почему люди здесь живут именно так, а не иначе. [1] Для этих целей в школьный курс географии и введен региональный компонент, который в современной системе образования стал играть важнейшую роль в обучении детей.

Закон РФ “Об образовании” определил понятия федерального и регионального компонента географического образования по разному. Под национально-региональным компонентом понимается педагогически отобранный географический материал, раскрывающий историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие своей области. [6]

Существует, так называемых три уровня изучения регионального компонента в школьном курсе — это областной, районный и местный (изучение населенного пункта, где проживает ребенок). Учителю, который вводит основы регионального компонента в изучение учебного предмета, нужно тем самым дополнять и расширять знания ребенка по федеральному компоненту. Эта задача является определяющей в деятельности учителя географии. То есть, региональная география призвана усиливать знания по географии России в целом, путем сопоставления и анализирования полученных знаний, тем самым ещё и повышается познавательный интерес детей.

Основы выстраивания учебной школьной программы пределяют выбор необходимых и переплетаемых между собой явлений, а также процессов в изучении географии своего региона. Традиционным способом изучения регионального компонента в школьном курсе географии является рассматривание краеведческих вопросов на каждом уроке географии, занимая 10–15 % учебного времени. Допустимыми формами организации работы школьников являются научно-исследовательская и поисково-краеведческая деятельность учащихся. [2]

Исходя из этого, становится понятным, что учитывая сокращение часов на изучение географии в школе, когда ученики толком не могут изучить географию в целом РФ, на региональный компонент изучения географии даётся совсем мало времени. Буквально несколько минут от общего учебного времени ничтожно мало, для того чтобы подробно познакомиться с географией родного края. А ведь изучение региональной географии очень важно, ребенку проще понять некоторые явления и процессы на примере того, что окружает его, с чем он знаком воочию, это так называемый способ овладения знаниями от «частного» к «общему». Потому что, овладев приемами региональной географии, дети учатся применять эти знания для решения конкретных задач, предоставляемых учителем географии по общегеографическим курсам. Ведь основными задачами региональной географии является:

— формирование общих представлений о явлений происходящих на территории своей малой Родины;

− создает условия для работы самостоятельно с различными источниками информации по региональной географии;

− расширение общих знаний по географии и экологии, необходимых в решении проблем природоохранной деятельности, адаптации ребенка к условиям современной рыночной экономики, воспитания патриотизма;

− способствовать выбору будущей профессиональной деятельности.

Поэтому я считаю, что более правильным было бы ввести отдельным курсом географию своего региона, для того чтобы учащиеся могли возможность иметь целостную картину мира, понимать многие процессы, происходящие в природе и обществе. Но, для этого учителю будет необходимо иметь в своем распоряжении достаточный краеведческий материал, а это является проблемой на данный момент времени. Упор на региональную географию делается не значительный, что усложняет работу учителей. Ведь педагогу необходимо проделать большую работу для того, чтобы провести по — настоящему стоящий урок по географии родного края. Ведь из — за недостатка времени на подготовку к уроку, это сложно осуществить. Но, как известно, на данный момент в реальных условиях сложившейся системы обучения это невозможно. Нет такого самостоятельного предмета, как географическое краеведение, поэтому приходится довольствоваться тем, что имеем.

Задача педагога, на сегодняшний день состоит в то, чтобы рационально использовать курс изучения географии в школе. При этом уделять достаточно времени разделу изучения родного края, в рамках изучения программного предмета, делать такие уроки более интересными, чтобы они запоминались, и в последующем ребенок мог без труда имеющиеся знания применять на практике в обычной жизни.

И главный вопрос, который встает перед учителем: «А как же сделать урок географии родного края интересным и запоминающимся?». Для того, чтобы ответить на этот вопрос обратимся прежде всего к ФГОС. Исходя из требований Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения значительное внимание необходимо уделять деятельностному обучению ребенка. Главное условие действенного обучения — продуктивная учебная деятельность, направленная на их самостоятельное обучение и добыче знаний, прививающее навыки самостоятельной работы. [5]

Внедрение регионального компонента в школьный курс географии и является одним из средств вовлечения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Оно должно вовлечь ученика на активное действие поиска информации о родном крае, привлекать новизной изучаемого материала. [3] Для привлечения учащихся необходимо использовать различные активные формы обучения географии своего региона, такие как:

− ролевые игры — позволяющие обыграть какую-то определенную ситуацию для решения географической задачи;

− дискуссии — коллективное обсуждение, какой-либо ситуации, которое развивает диалектическое мышление учащихся;

− практические работы на местности — это способ закрепление пройденного материала на практике для формирования географических умений. Практические работы нужны для наглядной значимости географии своего края, для определения ее роли в повседневности;

− экскурсии — позволяют посетить, и увидеть в живую некоторые памятники природы своего края;

− метеорологические и гидрологические наблюдения на местности- позволяют детям самостоятельно проводить исследования, для закрепления теоретических знаний о климате, водах, полученные на уроках региональной географии;

− использование ИКТ — это возможности ребят изучения теории родного края при помощи электронных учебников, Интернета, создание различных проектов;

− туристические походы — одно из самых эффективных средств изучения географии своего края комплексно, туристическая деятельность расширяет кругозор учащихся, и является средством для сплочения коллектива.

− семинары — дающие возможность закрепить географические знания, осуществить самоконтроль приобретенных знаний. А также подготовка к семинару предполагает рассмотрение некоторых глубинных тем изученной темы;

Все вышеперечисленные активные формы обучения помогут учащимся более подробно изучить географические особенности родного края, не только в теории, но и на практике. Помимо этого, эти формы обучения ещё и направлены на сплочение школьного коллектива, что является одной и главных целей педагогики. Изучение региональной географии играет существенную роль не только в учебном процессе, но и в трудовом, нравственном, а также эстетическом воспитании учащихся. На уроках географии с применением регионального компонента ученики более активны и вовлечены в учебный процесс. [4] Более того, изучение родного края прививает у ребенка любовь к Родине, и не только к малой. Так же воспитывает чувство патриотизма, и это очень важно в современном обществе, где происходит общий упадок нравственности.

Таким образом, можно сделать вывод, что хоть и географическое краеведение не изучается в школьной программе отдельным, самостоятельным предметом, оно тем не менее очень важно, так как ребенку проще разобраться в различных явлениях и процессах на примере своего родного края, причем изучение региональной географии имеет ещё и нравственное значение, прививает любовь к Родине, воспитывает чувство патриотизма. Поэтому задача учителя географии как можно чаще использовать на своих уроках региональный компонент. Для этого педагог сам должен понимать значимость географического краеведения, и иметь широкий кругозор, чтобы правильно отобрать необходимый материал, для создания условий формирования у учащихся с помощью регионального компонента национального самосознания параллельно с усвоением социальной и экономической географии России и зарубежных стран.

Литература:

  1. Васина А. Р. Региональный компонент в обучении географии // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(61). URL: https://sibac.info/archive/guman/1(61).pdf
  2. Какичев В. Д. Изучение регионального компонента в школьном географическом образовании // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 569- 571.
  3. Методика преподавания региональной географии в школе: Учебное пособие для учителей географии и студентов географ. спец. Высш. Пед. Учеб. Заведений/Под ред. 98 М. А. Никоновой. — М.: ООО «Издательство АСТ»:ООО «Издательство Астрель», 2003. — 189 с. — (Высшая школа).
  4. Репринцева Ю. С. Особенности ориентации старших подростков на содержание регионального компонента географического образования как на ценность // Молодой ученый. — 2011. № 2. Т.2. — с. 108–112.
  5. Третьякова Н. И. Преподавание географии и ФГОС основной образовательной школы [Электронный ресурс] URL: http://lib.teacher.msu.ru/pub/2340.
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://минобрнауки.рф.
Основные термины (генерируются автоматически): региональная география, региональный компонент, родной край, географическое краеведение, школьный курс географии, знание, урок географии, региональный компонент изучения географии, самостоятельный предмет, учебный процесс.


Ключевые слова

региональный компонент, региональная география, географическое краеведение

Похожие статьи

Формирование у школьников представлений о родном крае как компонент краеведческого образования

В статье раскрываются педагогические условия формирования у школьников представлений о родном крае в процессе использования краеведческого материала. Рассматриваются формы и методы реализации краеведческого образования во внеурочной деятельности.

Лингвострановедческий аспект в изучении английского языка на среднем и старшем этапах обучения в школе

В данной статье рассматриваются роль лингвострановедческого аспекта в преподавании английского языка в школе, а также продуктивность использования лингвострановедческого материала на уроках в школе.

Специфика и способы изучения ономастического пространства региона в школе

В рамках данной статьи обращается внимание на особенности изучения ономастического пространства региона в рамках курса основной школы. Рассмотрены теоретические предпосылки изучения ономастического пространства региона, ключевые концепции, влияющие н...

О роли краеведения в реализации образовательных стандартов

Статья посвящена вопросам о роли краеведения в реализации образовательных стандартов.

Преподавание локальной истории в рамках школьного курса и в условиях применения историко-антропологического подхода

В данной статье рассматриваются преимущества применения историко-антропологического подхода при преподавании локальной истории в рамках реализации современной Концепции преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных организациях.

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время

В работе описывается организация работы на уроках и внеурочной деятельности по изучению краеведения.

Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении

В статье рассматриваются проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.

Роль ситуационных задач в формировании правовой компетенции учащихся на уроках обществознания

В данной статье ситуационные задачи рассматриваются как инструмент формирования, развития и диагностики правовой компетентности школьников на уроках обществознания.

Работа с картой в процессе формирования экономико-географических компетенций у студентов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье рассматриваются способы формирования пространственных представлений при использовании географических карт в курсе социально-экономической географии, и также при формировании экономико-географических компетенций у студентов среднего профессио...

Экологическое образование в обучении географии

В статье автор рассматривает экологизацию образования на уроках географии.

Похожие статьи

Формирование у школьников представлений о родном крае как компонент краеведческого образования

В статье раскрываются педагогические условия формирования у школьников представлений о родном крае в процессе использования краеведческого материала. Рассматриваются формы и методы реализации краеведческого образования во внеурочной деятельности.

Лингвострановедческий аспект в изучении английского языка на среднем и старшем этапах обучения в школе

В данной статье рассматриваются роль лингвострановедческого аспекта в преподавании английского языка в школе, а также продуктивность использования лингвострановедческого материала на уроках в школе.

Специфика и способы изучения ономастического пространства региона в школе

В рамках данной статьи обращается внимание на особенности изучения ономастического пространства региона в рамках курса основной школы. Рассмотрены теоретические предпосылки изучения ономастического пространства региона, ключевые концепции, влияющие н...

О роли краеведения в реализации образовательных стандартов

Статья посвящена вопросам о роли краеведения в реализации образовательных стандартов.

Преподавание локальной истории в рамках школьного курса и в условиях применения историко-антропологического подхода

В данной статье рассматриваются преимущества применения историко-антропологического подхода при преподавании локальной истории в рамках реализации современной Концепции преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных организациях.

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время

В работе описывается организация работы на уроках и внеурочной деятельности по изучению краеведения.

Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении

В статье рассматриваются проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.

Роль ситуационных задач в формировании правовой компетенции учащихся на уроках обществознания

В данной статье ситуационные задачи рассматриваются как инструмент формирования, развития и диагностики правовой компетентности школьников на уроках обществознания.

Работа с картой в процессе формирования экономико-географических компетенций у студентов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье рассматриваются способы формирования пространственных представлений при использовании географических карт в курсе социально-экономической географии, и также при формировании экономико-географических компетенций у студентов среднего профессио...

Экологическое образование в обучении географии

В статье автор рассматривает экологизацию образования на уроках географии.

Задать вопрос