В статье рассказывается о роли регионального компонента в школьном курсе географии, его значимости, а также о необходимости включения региональной географии отдельным предметом изучения в школе.
Ключевые слова: региональный компонент, региональная география, географическое краеведение
Региональный компонент изучения географии в последнее время становится основным направляющим компонентом развития всестороннего обучения. Каждому ученику, живущему в определенном субъекте Российской Федерации, необходимо знать о географии, перспективах развития своего края, а также понимать почему люди здесь живут именно так, а не иначе. [1] Для этих целей в школьный курс географии и введен региональный компонент, который в современной системе образования стал играть важнейшую роль в обучении детей.
Закон РФ “Об образовании” определил понятия федерального и регионального компонента географического образования по разному. Под национально-региональным компонентом понимается педагогически отобранный географический материал, раскрывающий историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие своей области. [6]
Существует, так называемых три уровня изучения регионального компонента в школьном курсе — это областной, районный и местный (изучение населенного пункта, где проживает ребенок). Учителю, который вводит основы регионального компонента в изучение учебного предмета, нужно тем самым дополнять и расширять знания ребенка по федеральному компоненту. Эта задача является определяющей в деятельности учителя географии. То есть, региональная география призвана усиливать знания по географии России в целом, путем сопоставления и анализирования полученных знаний, тем самым ещё и повышается познавательный интерес детей.
Основы выстраивания учебной школьной программы пределяют выбор необходимых и переплетаемых между собой явлений, а также процессов в изучении географии своего региона. Традиционным способом изучения регионального компонента в школьном курсе географии является рассматривание краеведческих вопросов на каждом уроке географии, занимая 10–15 % учебного времени. Допустимыми формами организации работы школьников являются научно-исследовательская и поисково-краеведческая деятельность учащихся. [2]
Исходя из этого, становится понятным, что учитывая сокращение часов на изучение географии в школе, когда ученики толком не могут изучить географию в целом РФ, на региональный компонент изучения географии даётся совсем мало времени. Буквально несколько минут от общего учебного времени ничтожно мало, для того чтобы подробно познакомиться с географией родного края. А ведь изучение региональной географии очень важно, ребенку проще понять некоторые явления и процессы на примере того, что окружает его, с чем он знаком воочию, это так называемый способ овладения знаниями от «частного» к «общему». Потому что, овладев приемами региональной географии, дети учатся применять эти знания для решения конкретных задач, предоставляемых учителем географии по общегеографическим курсам. Ведь основными задачами региональной географии является:
— формирование общих представлений о явлений происходящих на территории своей малой Родины;
− создает условия для работы самостоятельно с различными источниками информации по региональной географии;
− расширение общих знаний по географии и экологии, необходимых в решении проблем природоохранной деятельности, адаптации ребенка к условиям современной рыночной экономики, воспитания патриотизма;
− способствовать выбору будущей профессиональной деятельности.
Поэтому я считаю, что более правильным было бы ввести отдельным курсом географию своего региона, для того чтобы учащиеся могли возможность иметь целостную картину мира, понимать многие процессы, происходящие в природе и обществе. Но, для этого учителю будет необходимо иметь в своем распоряжении достаточный краеведческий материал, а это является проблемой на данный момент времени. Упор на региональную географию делается не значительный, что усложняет работу учителей. Ведь педагогу необходимо проделать большую работу для того, чтобы провести по — настоящему стоящий урок по географии родного края. Ведь из — за недостатка времени на подготовку к уроку, это сложно осуществить. Но, как известно, на данный момент в реальных условиях сложившейся системы обучения это невозможно. Нет такого самостоятельного предмета, как географическое краеведение, поэтому приходится довольствоваться тем, что имеем.
Задача педагога, на сегодняшний день состоит в то, чтобы рационально использовать курс изучения географии в школе. При этом уделять достаточно времени разделу изучения родного края, в рамках изучения программного предмета, делать такие уроки более интересными, чтобы они запоминались, и в последующем ребенок мог без труда имеющиеся знания применять на практике в обычной жизни.
И главный вопрос, который встает перед учителем: «А как же сделать урок географии родного края интересным и запоминающимся?». Для того, чтобы ответить на этот вопрос обратимся прежде всего к ФГОС. Исходя из требований Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения значительное внимание необходимо уделять деятельностному обучению ребенка. Главное условие действенного обучения — продуктивная учебная деятельность, направленная на их самостоятельное обучение и добыче знаний, прививающее навыки самостоятельной работы. [5]
Внедрение регионального компонента в школьный курс географии и является одним из средств вовлечения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Оно должно вовлечь ученика на активное действие поиска информации о родном крае, привлекать новизной изучаемого материала. [3] Для привлечения учащихся необходимо использовать различные активные формы обучения географии своего региона, такие как:
− ролевые игры — позволяющие обыграть какую-то определенную ситуацию для решения географической задачи;
− дискуссии — коллективное обсуждение, какой-либо ситуации, которое развивает диалектическое мышление учащихся;
− практические работы на местности — это способ закрепление пройденного материала на практике для формирования географических умений. Практические работы нужны для наглядной значимости географии своего края, для определения ее роли в повседневности;
− экскурсии — позволяют посетить, и увидеть в живую некоторые памятники природы своего края;
− метеорологические и гидрологические наблюдения на местности- позволяют детям самостоятельно проводить исследования, для закрепления теоретических знаний о климате, водах, полученные на уроках региональной географии;
− использование ИКТ — это возможности ребят изучения теории родного края при помощи электронных учебников, Интернета, создание различных проектов;
− туристические походы — одно из самых эффективных средств изучения географии своего края комплексно, туристическая деятельность расширяет кругозор учащихся, и является средством для сплочения коллектива.
− семинары — дающие возможность закрепить географические знания, осуществить самоконтроль приобретенных знаний. А также подготовка к семинару предполагает рассмотрение некоторых глубинных тем изученной темы;
Все вышеперечисленные активные формы обучения помогут учащимся более подробно изучить географические особенности родного края, не только в теории, но и на практике. Помимо этого, эти формы обучения ещё и направлены на сплочение школьного коллектива, что является одной и главных целей педагогики. Изучение региональной географии играет существенную роль не только в учебном процессе, но и в трудовом, нравственном, а также эстетическом воспитании учащихся. На уроках географии с применением регионального компонента ученики более активны и вовлечены в учебный процесс. [4] Более того, изучение родного края прививает у ребенка любовь к Родине, и не только к малой. Так же воспитывает чувство патриотизма, и это очень важно в современном обществе, где происходит общий упадок нравственности.
Таким образом, можно сделать вывод, что хоть и географическое краеведение не изучается в школьной программе отдельным, самостоятельным предметом, оно тем не менее очень важно, так как ребенку проще разобраться в различных явлениях и процессах на примере своего родного края, причем изучение региональной географии имеет ещё и нравственное значение, прививает любовь к Родине, воспитывает чувство патриотизма. Поэтому задача учителя географии как можно чаще использовать на своих уроках региональный компонент. Для этого педагог сам должен понимать значимость географического краеведения, и иметь широкий кругозор, чтобы правильно отобрать необходимый материал, для создания условий формирования у учащихся с помощью регионального компонента национального самосознания параллельно с усвоением социальной и экономической географии России и зарубежных стран.
Литература:
- Васина А. Р. Региональный компонент в обучении географии // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(61). URL: https://sibac.info/archive/guman/1(61).pdf
- Какичев В. Д. Изучение регионального компонента в школьном географическом образовании // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 569- 571.
- Методика преподавания региональной географии в школе: Учебное пособие для учителей географии и студентов географ. спец. Высш. Пед. Учеб. Заведений/Под ред. 98 М. А. Никоновой. — М.: ООО «Издательство АСТ»:ООО «Издательство Астрель», 2003. — 189 с. — (Высшая школа).
- Репринцева Ю. С. Особенности ориентации старших подростков на содержание регионального компонента географического образования как на ценность // Молодой ученый. — 2011. № 2. Т.2. — с. 108–112.
- Третьякова Н. И. Преподавание географии и ФГОС основной образовательной школы [Электронный ресурс] URL: http://lib.teacher.msu.ru/pub/2340.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://минобрнауки.рф.