Статья посвящена одному из методов педагогики — историческому комментированию.
Материал дает характеристику и рекомендации ко введению данного метода в практическое использование.
В статье представлены цитаты ведущих психологов, педагогов, подкрепляющие позицию автора.
Рассматриваемая тема будет интересна педагогическим работникам, руководителям образовательных учреждений для применения и дальнейшего изучения.
Ключевые слова: русский язык, историческое комментирование, процесс обучения, история, урок.
The article is dedicated to one of the methods of pedagogy — historical commenting. The material gives a characteristic and recommendations for the introduction of this method into practical use. The article presents quotes from leading psychologists, educators, reinforcing the position of the author. The subject under discussion will be of interest to teachers, heads of educational institutions for application and further research.
В педагогике познавательный интерес рассматривается как существенное условие совершенствования процесса обучения и показатель его результативности, так как он активизирует самостоятельность в обучении и творческий подход к освоению предметом, побуждает к деятельности. Известный психолог Мясищев В. Н. называет интерес именно как активное познавательное отношение. Рабочий процесс под влиянием познавательного интереса приобретает определённую нацеленность, интерес усиливается за счёт разрешения возникающих проблем благодаря приобретению новых знаний о них.
На развитие познавательного интереса личности влияет культурная и образовательная сфера. Усиление познавательного интереса к обучению является одной из ключевых проблем современной школы. Выявление эффективности применения методов исторического комментирования на уроках русского языка сегодня как никогда актуально. В школьных учебниках часто отсутствуют исторические сведения — в них содержится только обязательный для усвоения материал. Однако программа требует вдумчивого отношения ко всем деталям. При объяснении языкового явления учителю следует стремиться к раскрытию его закономерностей во взаимосвязи с другими языковыми процессами.
Исторический взгляд на языковые явления позволяет объяснить их особенности. Историзм с давних времён был одним из ведущих принципов методики преподавания русского языка. К нему обращались видные методисты: Буслаев Ф. И., Виноградов В. В., Колесов В. В., Срезневский И. И., Шахматов А. А. Одно из положений методической системы Буслаева Ф. И. заключается в том, что изучение русского языка в школе должно быть связано с изучением церковнославянского и древнерусского языков. По мнению учёного, сведения из истории языка должны преподноситься ученикам при помощи «историко-догматической методы» [Буслаев 1992: 32]. Шахматов А. А. в курсе лекций «Введение в историю русского языка» предполагал в полном объёме дать основные сведения об историческом процессе образования русского языка, выявить данные для восстановления процесса языковых изменений.
Современные методисты также подчёркивают важность включения истории русского языка в процесс обучения учащихся школ. Исторический комментарий на уроках русского языка имеет большое практическое значение. По мнению Грицкевича Ю. Н., эффективное преподавание русского языка немыслимо без знания истории языковой системы и понимания исторической обусловленности современных норм. Успенский Л. В. сравнивал язык с орудием, с помощью которого люди, передают друг другу любые мысли: «Именно язык хранит и бережёт все людское познание с древнейших времен до наших дней, делает возможным само существование и развитие человеческой культуры» [6].
Бокатина Ю. И. в автореферате своей диссертации «Историческое комментирование в системе методической подготовки студентов-филологов» замечает, что «историческому комментированию присуща текстовая природа» [1, с.8.] По её наблюдениям, в процессе обучения русскому языку историческое комментирование включается в другие речевые жанры, функционирующие как в устной, так и письменной форме.
Такие исследователи, как Баранов М. Т., Власенков А. И., Панов М. В., Разумовская М. М. писали о значительной роли исторического комментирования в формировании лингвистического мировоззрения учащихся.
Бокатина Ю. И. в статье «К вопросу о реализации исторического подхода в обучении школьников русскому языку» выявляет две группы умений: опознавательные и классификационные, — которые приобретают учащиеся при грамотно организованном историческом комментировании на уроках русского языка.
К опознавательным умениям учёный относит:
— выявление в словах действий древних фонетических процессов;
— установление древнего значения современного слова;
— определение устаревших слов;
— нахождение родственных слов;
— прогноз морфемного состава слова;
— выявление остатков древних грамматических форм и синтаксических конструкций в современном языке.
Под классификационными умениями Бокатина Ю. И. подразумевает классификацию устаревших слов на архаизмы и историзмы.
Историческое комментирование лингвистических фактов состоит в объяснении происхождения и развития языкового явления. Этот вид комментирования используется для работы над ошибками, словарной работы, при анализе текста.
Исторический комментарий лингвистических понятий направлен на формирование у школьников лингвистического мировоззрения, на знакомство с происхождением понятий и выявление их изменений. А историческое комментирование лингвистических закономерностей занимает переходное положение между комментированием лингвистических понятий и фактов. Этот вид исторического комментирования призван выявить взаимосвязи между ними.
Грицкевич Ю. Н. пишет о том, что эффективное преподавание русского языка невозможно без знания истории языковой системы, без понимания исторической обусловленности современных норм и правил.
Можно сделать вывод, что историческое комментирование на уроках русского языка и литературы — это довольно распространённый инструмент преподавания в школе. Благодаря этому методу можно заинтересовать ученика, мотивировать на изучение предмета. Исторический комментарий помогает учащимся сознательно усвоить языковое явление, продемонстрировать им то, что современное состояние русского языка — это результат его длительного развития. Применение исторического комментирования требует от учителя глубоких и основательных знаний в области истории языка и исторической грамматики, а так же личной заинтересованности.
Зайцева О. Н. [4] в своих трудах описывает принципы исторического подхода в школьном изучении русского языка. Предлагаемая ею методическая система включения истории языка как структурно-содержательного компонента в обучение позволяет нам говорить о возможности применения исторических комментариев на уроках русского языка.
Следовательно, на основе анализа различных концепций современных методистов касательно внедрения исторического комментирования в процесс обучения школьников русскому языку мы можем сделать вывод о том, что он является средством объяснения современных языковых явлений и формирует у учащихся лингвистическое мировоззрение, языковое чутьё, осознанные учебно-языковые навыки, приобщает к культурному наследию предков.
Литература:
- Бокатина, Ю. И. К вопросу о реализации исторического подхода в обучении школьников русскому языку / Ю. И. Бокатина // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота, 2008. № 2(9). В 3-х Ч. Ч. II. С.24–26.
- Буслаев, Ф. И. Преподавание отечественного языка / Ф. И. Буслаев. — М.: Просвещение, 1992. — 511 с. 3.
- Грицкевич, Ю. Н. Исторический комментарий в школьном и вузовском преподавании русского языка. Часть II. Морфология. Псков, ПсковГУ, 2016. — 72 с.
- Зайцева, О. Н. История языка как структурно-содержательный компонент школьного курса: дис. …к.п.н. — М:2002.
- Психология отношений: избранные психологические труды / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. — Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2011. — 398 с.
- Успенский, Л. В. Слово о словах / Л. В. Успенский. — Москва: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2008. — 541 с.
- Шахматов, А. А. Введение в курс истории русского языка. Часть 1. Исторический процесс образования русских племен и наречий / А. А. Шахматов — М.: Книга по Требованию, 2016. — 151 с.