К проблеме формирования географических образов в процессе урока географии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 19.05.2020

Статья просмотрена: 548 раз

Библиографическое описание:

Петраченкова, Е. В. К проблеме формирования географических образов в процессе урока географии / Е. В. Петраченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 690-691. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70348/ (дата обращения: 16.10.2024).



Вопрос формирования географического образа — очень сложная и в то же время очень актуальная проблема. Основой географического мышления является формирование географических образов и представлений. В сущности, формирование географического мышления невозможно без ярких образов конкретных географических объектов. Существует тесная взаимосвязь между географическим мышлением и умением представлять географические объекты и явления, нельзя географически мыслить, не умея создавать образ изучаемого объекта.

География как научная дисциплина имеет свои специфичные особенности, которые заключаются в образности предмета изучения. В рамках классно-урочной системы сложно непосредственно наблюдать географические объекты, явления, но в настоящее время благодаря современным техническим возможностям эти недостатки легко восполнить. Не обязательно ехать в какую-либо страну для того, чтобы увидеть все ее достопримечательности, или наблюдать стихийное явление воочию, чтобы прочувствовать все его негативные последствия. Современные мультимедийные возможности с легкостью могут заменить реальное путешествие или исследование, чтобы у человека надолго сохранилось воспоминание о каком-либо событии или образ географического объекта.

В сознании человека отображением настоящей действительности является образ, который формируется на уровне чувств и мышления. Географический образ территории и географических объектов должен формироваться у каждого школьника, именно эмоциональное восприятие учебного материала способствует развитию познавательного интереса к изучаемой дисциплине.

Географические образы — это, прежде всего, чувственно-наглядное обобщение полученных воздействий на органы чувств человека, сохраняющиеся и воспроизводящиеся в его сознании. Поэтому чем разнообразнее воздействия на сознание, чем больше будет задействовано органов чувств во время формирования образов, тем дольше они сохранятся в памяти человека.

На формирование географических образов в ходе урока положительно влияют разного рода средства обучения, именно поэтому их применение необходимо. Как правило, все средства обучения классифицируются по функциям и в результате делятся на две группы, одна из них — познавательная. Именно с помощью познания формируется полноценный географический образ [5].

На сегодняшний день в условиях современной школы одним из самых востребованных и продуктивных методов формирования географических образов считается применение наглядных средств обучения. Основным ключом извлечения познаний группы наглядных методов является наглядный образ, а психологической базой — «живое созерцание», то есть, живое восприятие. Методы наблюдения, демонстрирования и иллюстрирования — самые популярные методы обучения из группы наглядных методов. Наблюдение в ходе урока является самостоятельной работой ученика, которая находится непосредственно под руководством учителя. Данный метод отличается от других наглядных своеобразной сложностью психологической структуры, так как оно взаимодействует в совокупности со всеми процессами познания [2]. Так же в ходе применения метода иллюстрации (демонстрации) учитель может управлять вниманием учащихся, обращая внимание на главные признаки.

Эффективность вышеуказанных методов складывается в результате применения на уроке таких средств обучения как: видеофрагменты, диаграммы, карты, таблицы, схемы, фотоиллюстрации, фильмы. Некоторые из перечисленных средств обучения могут отображаться на экране проектора, интерактивной или обычной доске, так же они могут находиться в содержании раздаточного материла или быть необходимой информацией из учебника или дополнительной литературы. В процессе урока работа учащихся заключается в получении необходимой информации, ее восприятии и осмыслении. С помощью средств наглядности учитель может следить за мыслительной деятельностью учащихся, в желаемый момент или на нужном этапе урока активизировать их восприятие [1]. Работа учащихся в процессе урока с применением методов наглядности считается эффективной в развитии наглядно-образного мышления. Наглядность формирует эмоциональное восприятие, зрительную память и наблюдательность. В то же время применение метода наглядности должно быть источником знаний, а не всего лишь дополнительной иллюстрацией к усваиваемой информации.

Применение наглядного метода будет менее эффективным, если повсеместно с ним не использовать словесный метод, который является неотъемлемой частью процесса обучения. Данные методы взаимосвязаны друг с другом, так, например, при возможности описания какого-либо географического объекта следует его словесное объяснение: фронтальная беседа, рассказ. Исходя из этого сформировать географический образ, не применяя при этом словесный метод, почти невозможно. Так же представленный метод развивает речевую и мыслительную деятельности, способствует общению во время урока.

Формированию географических образов способствуют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ — это все те технологии в образовательной сфере, с помощью которых возможно применить нужные средства информации в электронном формате с целью достижения поставленных педагогических целей и задач. Информационно-коммуникационные технологии в современной школе — это технические средства обучения, такие как: мультимедиа-проектор, интерактивная доска и др.; мультимедиа — аудио и видео файлы; компьютерные системы, способствующие обучению — электронные тесты, учебники и др.

Применение ИКТ в сфере образования имеет множество плюсов:

– создание продуктивной системы управления информационно-методическим обеспечением образования;

– процесс познавательной деятельности происходит благодаря системному мышлению;

– поддержание деятельностного подхода образовательной деятельности;

– переход на индивидуализацию учебного процесса при возможности сохранения его целостности;

– появление возможности создания открытой системы образования [3, c. 55–58].

ИКТ расширяют возможности учителя. Благодаря методу ИКТ можно разнообразить содержание урока, что, несомненно, сделает его еще более увлекательным и познавательным.

Художественные средства обучения можно охарактеризовать как комплекс произведений искусства, который является формирующей основой географического образа. В художественные средства обучения входят: произведения искусства литературного и музыкального характера, а также скульптура и живопись [4]. Перечисленные средства обучения оказывают влияние на эмоциональную сферу учащихся, а именно на образное мышление. Применение в ходе урока таких средств обучения совместно с другими обеспечивает наибольшую заинтересованность в предмете и лучший уровень усвоения знаний, поэтому их использование играет немаловажную роль при формировании географических образов в процессе урока географии. К тому же, художественные средства обучения позволяют формировать не только географический образ, но и мировоззрение, культуру, эстетическое воспитание, чувство прекрасного и многие другие важные качества, что создают полноценно развитую личность.

Литература:

  1. Душина И. В., Таможняя Е. А., Пятунин В. Б. Методика и технология обучения географии в школе. М: Астрель СПб, 2002. 342 с.
  2. Кон И. С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980. 200 с.
  3. Кононова Г. А. Формирование географического образа территории при изучении курса география России. Санкт-Петербург, 1996. 145 c.
  4. Максаковский В. П. Литературная география: географические образы в русской художественной литературе: кн. для учителя / В. П. Максаковский. -М.: Просвещение, 2006. 407 с.
  5. Таможняя Е. А., Смирнова М. С., Душина И. В. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 321 с.
Основные термины (генерируются автоматически): географический образ, географическое мышление, образ, средство обучения, ходя урока, художественное средство обучения, необходимая информация, словесный метод, современная школа, эмоциональное восприятие.


Задать вопрос