Сравнение режимов задания напряжения при пуске асинхронного двигателя с устройством плавного пуска и прямого пуска | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 21.05.2020

Статья просмотрена: 336 раз

Библиографическое описание:

Мясовский, В. А. Сравнение режимов задания напряжения при пуске асинхронного двигателя с устройством плавного пуска и прямого пуска / В. А. Мясовский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 520-527. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70357/ (дата обращения: 18.10.2024).



Работа представляет собой исследование и моделирование методов задания напряжения при помощи устройства плавного пуска, позволяющих снизить пусковой ток асинхронного двигателя и сравнение этих режимов пуска с прямым пуском асинхронного двигателя.

Ключевые слова: расчет, асинхронный двигатель, устройство плавного пуска, MATLAB Simulink.

При пуске асинхронного двигателя на холостом ходу в активном сопротивлении его роторной цепи выделяется тепловая энергия, равная кинетической энергии приводимых во вращение маховых масс, а при пуске под нагрузкой количество выделяемой энергии соответственно увеличивается. Выделение энергии в цепи статора обычно несколько больше, чем в роторной. При частых пусках, а также при весьма тяжелых условиях пуска, когда маховые массы приводимых в движение механизмов велики, возникает опасность перегрева обмоток двигателя. Число пусков асинхронного двигателя в час, допустимое по условиям его нагрева, тем больше, чем меньше номинальная мощность двигателя и чем меньше соединенные с его валом маховые массы. [1]

При подаче полного напряжения на статор асинхронной машины имеют место два неблагоприятных фактора, а именно:

– большая кратность начального пускового тока, которая достигает значений равных 4–7 номинальным токам;

– колебательный затухающий характер пускового момента.

Большой начальный пусковой ток вызывает значительные просадки напряжения на питающих шинах подстанции (при соизмеримой мощности трансформатора и двигателя), что нарушает работу, как других потребителей, так и самого двигателя (затягивание пуска). Большой пусковой ток вызывает также значительные термические перегрузки обмотки, следствием чего может быть ускоренное старение изоляции, ее повреждение и, как результат, короткое замыкание.

Применение устройств плавного пуска позволяет уменьшить пусковые токи, снизить вероятность перегрева двигателя, повысить срок службы двигателя, устранить рывки в механической части привода в момент пуска и остановки двигателей.

Среднее по функциональности устройство плавного пуска (УПП) позволяет решать следующие задачи:

– Ограничить пусковой ток (в основных случаях на уровне 3–4,5Iном) и просадки сетевого напряжения питания;

– Оптимизировать пусковой и тормозной моменты для безударных разгонов и остановок приводимых механизмов, продлить срок использования подшипников, зубьев колёс редукторов, ремней и других деталей машин;

– Аварийно защитить питающую сеть от токовых перегрузок, заклинивания вала.

Во всех современных УПП используется два основных способа задачи питающего напряжения. Первый из них Step (шаговый, пьедестальный). График напряжения изображен на рисунке 1.

Voltage step soft start control

Рис. 1. Шаговая подача напряжения

Двигатель запускается при выбранном пониженном напряжении 1, затем в течение промежутка времени 2 двигатель достигает установившегося режима работы и затем подается полное питающее напряжение 3.

Второй способ Ramp (рампа, наклон), рисунок 2, позволяет плавно изменять напряжение от изначально заданного 1, с заданной интенсивностью 2 во время разгона до полного напряжения 3.

Timed voltage ramp control

Рис. 2. Рамповая подача напряжения

Схема моделирования в MATLAB представлена на рисунке ниже.

Рис. 3. Схема моделирования в MATLAB

Каталожные параметры исследуемого двигателя, питающегося от сети напряжением Uлн=10000 Вольт и частотой f1=50 Герц приведены в таблице ниже:

Таблица 1

Паспортные данные асинхронного двигателя Siemens 1RA4 452–4HE80

, кВт

, об/мин

, %

, о.е.

, А

, о.е.

, о.е.

, о.е.

1120

1485

95.5

0.9

75

5.5

0.7

2.2

23

Все расчеты и моделирование производится в абсолютных единицах. Результаты расчета описаны выражениями 1–14 [2].

Номинальная скорость АД:

(1)

Номинальный момент АД:

(2)

Критический момент АД:

(3)

Пусковой момент АД:

(4)

Критическое и номинальное скольжение АД:

(5)

(6)

Механические потери:

(7)

Активное сопротивление статора:

(8)

Активное сопротивление ротора:

(9)

Индуктивность статора и ротора:

(10)

Индуктивность рассеяния статора и ротора:

(11)

Взаимоиндукция:

(12)

Коэффициент приведения:

(13)

Коэффициент вязкого трения:

(14)

Произведём моделирование прямого пуска двигателя. График тока статора на рисунке ниже.

Рис. 4. График тока статора от времени при прямом пуске

При моделировании прямого пуска значение пускового тока практически достигает 500 Ампер. Теперь произведем моделирование режимов УПП Ramp и Step. Воспользуемся для этого блоком Three-Phase Programmable Voltage Source, позволяющим подавать напряжение шаговым и рамповым методами. Параметры блока для шагового метода приведены на рисунке ниже.

Рис. 5. Параметры блока Three-Phase Programmable Voltage Source при шаговой подаче напряжения

Рис. 5. График тока статора при шаговой подачи напряжения

Максимальное значение тока при стартовом напряжении 5000 Вольт равняется 250 Ампер, однако при таком способе увеличивается длительность пуска, а следовательно, и длительность воздействия тока сверх номинального по сравнению с прямым пуском. Теперь произведем моделирование режима Ramp

Рис. 7. Параметры блока Three-Phase Programmable Voltage Source

Начальное напряжение задано 5000 Вольт, время достижения полного значения напряжения 10000 Вольт равно 0.2 секунды. Результаты моделирования на графике ниже.

Рис. 5. График тока статора от времени при прямом пуске

Максимальное значения тока равно 360 Амперам. Рамповый метод позволяет уменьшить значение пускового тока при это сохранив длительность пуска неизменной.

Литература:

  1. Вольдек А. И. Электрические машины. Учебник для студентов высших технических учебных заведений. Изд 2-е, перераб. и доп. Л, «Энергия», 1974–840 с.
  2. Дементьев Ю. Н. Компьютерное моделирование электромеханических систем постоянного и переменного тока в среде MATLAB Simulink: учебное пособие / Ю. Н. Дементьев, В. Б. Терехин, И. Г. Однокопылов, В. М. Рулевский; Томский политехнический университет. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2018. — 497 с
Основные термины (генерируются автоматически): MATLAB, асинхронный двигатель, прямой пуск, пусковой ток, график тока статора, плавной пуск, параметр блока, шаговая подача напряжения, начальный пусковой ток, полное напряжение.


Похожие статьи

Расчет механической характеристики асинхронного электродвигателя для работы в составе приводов буровых установок

В статье представлен расчет механической характеристики асинхронного электродвигателя в составе буровой установки. Целью работы является построение механической характеристики асинхронного электродвигателя с помощью программы. В ходе работы выполняет...

Разработка системы управления асинхронным электродвигателем и исследование режимов его работы

В статье приводятся результаты моделирования в среде MATLAB системы векторного управления (СВУ) асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором (АДКР) в режиме регулирования скорости.

Анализ схемы управления трехфазным асинхронным электродвигателем в ручном режиме и схемы асинхронного RS-триггера

В статье автор с помощью алгебры логики производит анализ схемы управления трехфазным асинхронным электродвигателем в ручном режиме и схемы асинхронного RS-триггера.

Синхронный двигатель с постоянными магнитами, управляемый при помощи прогнозирующей модели

В данной работе рассматривается метод управления синхронным двигателем с постоянными магнитами (СДПМ), который заключается в использовании прогнозирующей модели управления (ПМУ), позволяющей регулировать токи и скорость двигателя с заданной точностью...

Исследование методов настройки ПИД-регулятора для систем с малыми постоянными времени

В работе описывается исследование системы регулирования скорости вращения асинхронного двигателя. Данная тема является актуальной в связи с тем, что в настоящее время настройка параметров системы регулирования скорости вращения асинхронного двигателя...

Исследование параметров управляющего устройства двухдвигательного электропривода переменного тока

Рассматривается алгоритм синтеза параметров управляющего устройства асинхронного электропривода с системой преобразователь частоты — асинхронный двигатель на ЭВМ.

Расчет трансформатора обратноходового стабилизатора тока

В данной статье проведен анализ маломощного стабилизатора тока, построенного по схеме обратноходового преобразователя. Предложена методика и пример расчета трансформатора для заряда емкости. Проведено имитационное моделирование стабилизатора тока с р...

Анализ короткого замыкания и конструкция автоматического выключателя

В статье представлено поведение системы в условиях неисправности и направлено на проектирование автоматического выключателя. Целью работы являет-ся анализ короткого замыкания для проектирования энергосистемы с учетом всех усло-вий, таких как нагрузка...

Описание функционирования и синтез схемы реверсирования трехфазного асинхронного электродвигателя

В статье автор с помощью алгебры логики производит описание работы и синтез схемы реверсирования трехфазного асинхронного электродвигателя.

Математическое моделирование ускоренного заряда накопительного конденсатора от источника ограниченной мощности

Разработана математическая модель метода зарядки емкостного элемента от источника ЭДС ограниченной мощности. Проведен анализ возможности практической реализации данного метода. Приводится сравнение с зарядом непосредственно от идеального источника ЭД...

Похожие статьи

Расчет механической характеристики асинхронного электродвигателя для работы в составе приводов буровых установок

В статье представлен расчет механической характеристики асинхронного электродвигателя в составе буровой установки. Целью работы является построение механической характеристики асинхронного электродвигателя с помощью программы. В ходе работы выполняет...

Разработка системы управления асинхронным электродвигателем и исследование режимов его работы

В статье приводятся результаты моделирования в среде MATLAB системы векторного управления (СВУ) асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором (АДКР) в режиме регулирования скорости.

Анализ схемы управления трехфазным асинхронным электродвигателем в ручном режиме и схемы асинхронного RS-триггера

В статье автор с помощью алгебры логики производит анализ схемы управления трехфазным асинхронным электродвигателем в ручном режиме и схемы асинхронного RS-триггера.

Синхронный двигатель с постоянными магнитами, управляемый при помощи прогнозирующей модели

В данной работе рассматривается метод управления синхронным двигателем с постоянными магнитами (СДПМ), который заключается в использовании прогнозирующей модели управления (ПМУ), позволяющей регулировать токи и скорость двигателя с заданной точностью...

Исследование методов настройки ПИД-регулятора для систем с малыми постоянными времени

В работе описывается исследование системы регулирования скорости вращения асинхронного двигателя. Данная тема является актуальной в связи с тем, что в настоящее время настройка параметров системы регулирования скорости вращения асинхронного двигателя...

Исследование параметров управляющего устройства двухдвигательного электропривода переменного тока

Рассматривается алгоритм синтеза параметров управляющего устройства асинхронного электропривода с системой преобразователь частоты — асинхронный двигатель на ЭВМ.

Расчет трансформатора обратноходового стабилизатора тока

В данной статье проведен анализ маломощного стабилизатора тока, построенного по схеме обратноходового преобразователя. Предложена методика и пример расчета трансформатора для заряда емкости. Проведено имитационное моделирование стабилизатора тока с р...

Анализ короткого замыкания и конструкция автоматического выключателя

В статье представлено поведение системы в условиях неисправности и направлено на проектирование автоматического выключателя. Целью работы являет-ся анализ короткого замыкания для проектирования энергосистемы с учетом всех усло-вий, таких как нагрузка...

Описание функционирования и синтез схемы реверсирования трехфазного асинхронного электродвигателя

В статье автор с помощью алгебры логики производит описание работы и синтез схемы реверсирования трехфазного асинхронного электродвигателя.

Математическое моделирование ускоренного заряда накопительного конденсатора от источника ограниченной мощности

Разработана математическая модель метода зарядки емкостного элемента от источника ЭДС ограниченной мощности. Проведен анализ возможности практической реализации данного метода. Приводится сравнение с зарядом непосредственно от идеального источника ЭД...

Задать вопрос