В данной статье проанализированы основные способы развития связной речи у младших школьников, обоснована актуальность обучения младших школьников сочинению-описанию по картине, а также предложены критерии, показатели и уровневые показатели проверки уровня сформированности умения писать сочинение-описание по картине у младших школьников.
Ключевые слова: содержание картины, художественный образ, собственное отношение, описываемая картина, картина, критерий, сочинение-описание, русский язык.
В настоящее время главной целью общеобразовательной школы является развитие функционально грамотной личности ребенка. Указанная цель исходит из требований ФГОС второго поколения. Функционально грамотная личность обладает способностью решать самый широкий спектр разнообразных задач, применяя для этого все приобретаемые знания, умения и навыки. Одним из условий выполнение данной цели является развитие грамотной связной речи младшего школьника, осознанно владеющего способами и нормами, правилами ее порождения.
Развитие связной речи начинается уже с первого класса и на протяжении всего обучения в школе непрерывно продолжается. Уже с первого класса начинается работа над таким способом развития речи как сочинение. Изначально, это лаконичные рассказы или краткие устные сообщения, которые со временем трансформируются в серьезный умственный труд, требующий педагогического планирования.
Одним из основных типов сочинения, над которым работают в начальной школе, является сочинение-описание.
Татьяна Васильевна Жеребило дает такое определение понятию «сочинение — описание». Сочинение — описание — это один из видов творческих работ, выполняемых учениками, в основу которого положено описание как тип речи, главной отличительной особенностью сочинения-описания является то, что его текст является ответом на вопрос «какой?», указывает, раскрывает какие-то важные характерные черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет описания [2].
В практике школьной программы довольно распространены сочинения — описания по картинам, которые являются ценными в психологическом отношении в качестве изображенных на картине явлений жизни, осмысленных художником и удобны в организационном отношении.
Методика работы над сочинением по картине была описана В. И. Воробьевой, С. К. Тивиковой, В. П. Лозовской и пр.
Изучив труды вышеперечисленных авторов, можно сделать вывод о том, что традиционно работа над формированием умения писать сочинение-описание по картине начинается с третьего класса путем написания обучающих сочинений в рамках уроков русского языка и литературного чтения.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку достижения планируемых результатов образования, которая выступает одновременно как цель и элемент содержания, и как средство обучения. Данная система позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся, проверяя у них уровень сформированности умения писать сочинение-описание по картине [8].
Для проверки уровня сформированности умения младших школьников писать сочинение-описание по картине мною были выделены критерии, показатели и уровневые показатели.
Под критерием, согласно Советскому энциклопедическому словарю, будем понимать «существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение, классификация». [11]
Под показателем мы будем понимать «данные, по которым можно судить о развитии свойств и качеств чего-либо» [11].
Уровень представляет собой «желаемый уровень достижений личности, связанный с ее самооценкой; определяется степенью трудности задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня проводится с точки зрения его адекватности — соответствия реальным возможностям человека».
Обобщив изученные материалы по психологии, педагогике, методике преподавания русского языка, а так же основываясь на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [8], Примерной основной образовательной программы начального общего образования (2015 г.) [5], программ образовательных систем «Гармония», «Школа России» и «Планета знаний», я выделила следующие критерии сформированности умения младших школьников писать сочинение-описание по картине:
– умение раскрыть замысел и содержание картины в сочинении-описании;
– умение структурировать текст сочинения-описания в соответствии с замыслом и содержанием картины;
– умение использовать в сочинении-описании средства художественной выразительности для раскрытия замысла и содержания картины.
Содержанием данных критериев могут выступать основные закономерности продуцирования текста-описания в рамках концепции предложенной А. А. Штецом [10].
В качестве показателей к каждому критерию выделяют следующие.
К критерию — умение раскрыть замысел и содержание картины в сочинении-описании выступают такие показатели: представить описываемую картину, ее общую часть, сюжет, детали при помощи, которых создается художественный образ; описать объекты, детали картины, при помощи которых создается художественный образ; выразить собственное отношение к картине.
К критерию — умение структурировать текст сочинения-описания в соответствии с замыслом и содержанием картины выступают следующие показатели: владение общим описанием картины, раздельным описанием объектов картины, сравнительным описанием объектов картины.
К критерию — умение использовать в сочинении-описании средства художественной выразительности для раскрытия замысла и содержания картины выступают показатели: наличие эпитетов, метафор, сравнений.
Таблица 1
Критериальная характеристика умения писать сочинение-описание по картине уучащихся третьих классов.
Критерии |
Показатели |
Умение раскрыть замысел и содержание картины в сочинении-описание |
Представить описываемую картину, ее общую часть, сюжет, детали при помощи которых создается художественный образ; описать объекты, детали картины при помощи которых создается художественный образ; выразить собственное отношение к картине. |
Умение структурировать текст сочинения-описания в соответствии с замыслом и содержанием картины |
Владение общим описанием картины, раздельным описанием объектов картины, сравнительным описанием объектов картины. |
Умение использовать в сочинении-описании средства художественной выразительности для раскрытия замысла и содержания картины |
Наличие эпитетов, метафор, сравнений. |
Определим уровневые показатели к критерию — умение раскрыть замысел и содержание картины в сочинении-описании.
Высокий уровень — учащийся в полном объеме представляет описываемую картину: ее общую часть, сюжет, детали, при помощи которых создается художественный образ, описывает все детали картины, при помощи которых был создан художественный образ, давая им подробную характеристику; выражает собственное отношение (возникшие чувства, переживания) к картине.
Средний уровень — учащийся частично представляет описываемую картину, учитывая в описании лишь ее основной сюжет, опуская детали при помощи которых создается художественный образ, частично указывает либо вообще не указывает на детали картины при помощи которых был создан художественный образ, дает им частичную характеристику либо не дает им характеристики вообще; затрудняется в выражении собственного отношения к картине.
Начальный уровень — учащийся недостаточно определённо представляет описываемую картину, затрудняется в раскрытии сюжета, при этом не указывает на детали, при помощи которых создается художественный образ, не дает им какой либо характеристики; не выражает собственного отношения к картине.
Вывод. В данной статье были рассмотрены критерии сформированности умения младших школьников писать сочинение-описание, а также выделены их уровневые показатели.
Данная критериально-уровневая характеристика позволит оценить уровень сформированности умения младших школьников писать сочинение-описание по картине.
Литература:
- Воробьева, В. И. Сочинение по картине: пособие для учителя / В. И. Воробьева, С. К. Тивикова. — М.: Астрель, 2002. — 224 с.
- Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов и понятий. Изд. 6-е, испр. и доп. — Назрань: Пилигрим, 2016. — 610 с.
- Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников./ М. Р. Львов.– 2-е изд. — М.: Просвещение, 1985– 176 с.
- Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов/ И. П. Подласый — М.:Владос-пресс, 2004– 365 с.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию: протокол от 8 апреля 2015 г. — № 1/15. — 338 с.
- Рамзаева, Т.Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед. институтов.– М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
- Соловейчик, М. С. Русский язык. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителей. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.– 8-е изд.– Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014.– 280 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. — М.: Просвещение, 2010. — 35 с.
- Формирование общеучебных умений у детей младшего школьного возраста: каталог научных материалов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lib.kreatiffchik.ru/formirovanie-obshheuchebnyih-umeniy-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 13.03.2018).
- Штец А. А. Мастерская письменной речи: развитие речи младших школьников. 3 класс: Методические рекомендации. Часть первая / А. А. Штец, Р. В. Сабодах. — Мурманск: МОИПКРОиК, 2013. — 92 с.
- Энциклопедический словарь: библиотека Твирпикс [Электронный ресурс].– Режим доступа:https://www.twirpx.com/file/62441/ (дата обращения: 15.02.2018).