На современном этапе развития российского общества особенно возрастает роль государственных образовательных учреждений, которые в одном их основных направлений своей работы призваны осуществлять нравственно-патриотическое воспитание детей.
Мы продолжаем себя в детях и хотим, чтобы они стали лучше нас, совершеннее нас, являли собой тип современного передового человека. Главная задача взрослых, родителей и педагогов, помочь подрастающему поколению не утонуть в море информации, помочь сделать правильный выбор в своей жизни. Ведь от того, с кем общается ребенок, какие уроки жизни ему приходиться пройти, и зависит наше будущее — будущее нашей Родины.
Наша задача, как педагогов дать ребенку правильное направление в личном развитии, подсказать ему, организовать процесс образования в направлении любви и уважения к своему народу и своей Родине.
Наблюдая за детьми в процессе организованной и самостоятельной деятельности, мы отметили, что у детей определенные сформированные нравственные представления и понятия, носят чаще всего эпизодический характер. Также наблюдается разрыв между нравственными представлениями детей дошкольного возраста и конкретными проявлениями данных качеств в деятельности, напрямую зависящих от среды воздействия (семья, группа сверстников).
В отличие от привычных средств обучения информационно-коммуникационные технологии в значительной мере расширяют возможности, а также способствуют успешной реализации творческих и интеллектуальных способностей ребенка. У детей появляется огромный интерес, когда информация появляется на экране компьютера в игровой форме. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольнику, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо детского сада, семьи, родного края, а также представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира.
Музыка, литературные произведения, живопись — это средства воспитания любви к своей Родине. Рисование на темы русских народных былин и сказок — обогащает духовный мир детей. Этому же способствует экскурсии в мастерскую художника, беседы о творчестве великих художников, посещение выставок, встреча с интересными людьми, поэтами, музыкантами.
B течение всего воспитательного процесса ребята в организованной деятельности знакомятся с историей своего народа, его подвигами в прошлое время. Воспитанники знакомятся с иллюстрациями искусства о Великой Отечественной Войне, участвуют в конкурсах, встречаются с ветеранами, посещают памятные места.
Встречи с ветеранами (к большому сожалению их остается все меньше), рассказы ветеранов фильмах, чтение писем, показ орденов и медалей за заслуги перед отечеством в страшные дни, людьми, которые внесли неоценимый вклад в борьбу за нашу страну, помогает подрастающему поколению понять ценность мира в котором они живут. Каждый ребенок должен понять, мы одержали победу потому, что любили, стояли за свою Отчизну, весь народ нашей большой Страны объединился и встал на защиту мира.
С использованием на занятиях мультимедийных презентаций имеется возможность знакомить учащихся с достопримечательностями Великой Отечественной войны, например, памятник железнодорожницам, памятник генералу Н. Ф. Ватутину, расстрелянным во время немецко-фашистской оккупации, памятник 17 героям-бронебойщикам, памятный знак «Скорбящая мать».
Огромную роль в воспитание патриотических чувств дошкольников несут экскурсии и прогулки к памятникам маршалу Жукова Г. К., Аллея Славы старооскольцев — Героев Советского Союза, стеле «Город воинской славы» дают возможность на ярких примерах показать ребятам тот героизм, который проявил наш народ, борясь с врагом. Формирование нравственно — патриотических качеств дошкольников через применения информационно-коммуникативных технологий может быть эффективным, если семья и детский сад работают в тесном контакте. С развитием компьютерных технологий у педагогов появилась возможность проводить виртуальные экскурсии в ДОУ.
При проведении виртуальных экскурсий мы можем посетить и познакомиться с объектами, расположенными за его пределами, не покидая при этом здания детского сада. Создать виртуальную экскурсию на тему патриотического воспитания можно в групповой деятельности, очень важно, чтобы работа способствовала качественному и продуктивному освоению материала. Нельзя забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Ребенка сначала нужно научить играть, а затем в процессе игры, знакомить его с определенными понятиями нравственного и патриотического воспитания, давать нужную информацию.
Пусть дети не видят, что их чему-то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя воспитанники учатся бережному отношению к природе и всему живому; повышают интерес к русским традициям и промыслам.
Для того чтобы детский сад стал источником информации в воспитании будущего патриота, рекомендуется:
− создавать персональный сайт педагога со страничкой с фото и видео уроками (например, видео уроки: «Поделки к пасхе своими руками», «Поздравительная открытка к 9 Мая») в нашей образовательной организации данная информация находится на сайде детского сада;
− организовывать итоговые выставки с использованием слайд-шоу детских работ, данные мероприятия выставляются на сайт детского сада и в сообществе в контакте;
− широко применять онлайн-консультации.
Для успешной работы, собрана семейная медиатека. Нужную информацию можно найти не только в книгах, но и на дисках. Молодым родителям интереснее знакомиться с актуальными вопросами по воспитанию нравственно — патриотических качеств детей, используя медиа пособия, а также образовательные порталы и сайты в Интернете.
Таким образом, систематизация работы с дошкольниками по формированию патриотических качеств через использование информационно-коммуникационных технологий значительно увеличивает интерес воспитанников к окружающему миру, повышает уровень познавательных возможностей, формирует у них такие качества, которые в дальнейшем дадут возможность им стать патриотами своей Родины. Большую мотивацию для самостоятельного изучения детьми прошлого своей героической страны дают участие детей в конкурсах патриотической направленности. Дети активно принимают участие в конкурсах, посвященных Великой Победе, подвигам нашего народа. Они делают это осознанно и вкладывают в свои работы всю свою душу. Создавая свои картины, воспитанники тоже прикасаются к Победе и начинают чувствовать себя причастными к судьбе целого народа.
Проводятся занятия: «Старый Оскол-город герой», занятие на тему «Старооскольцы — герои Советского союза» проходит в форме экскурсии на аллею Славы, к памятникам защитникам нашего города. Ребята принимают участие в конкурсах художественного творчества, «Юность, опаленная войной». Для развития интереса учащихся к народной культуре и истории мы посещаем выставки народных мастеров, проходящих в художественном музее и галерее «Блик». Полотна старооскольских художников, глиняная игрушка, украшения вызывают у ребят чувство гордости за свой город.
Обучающиеся изостудии рисуют эскизы украшения народного костюма, расписывают пасхальные яйца, участвуют в конкурсах «Святые заступники Руси», «Пасхальный Благовест», «Мое святое Белогорье», «Люблю родной Оскольский край». Внутренний мир ребенка формирует все, что его окружает. В образовательной системе имеется возможность создать условия для реализации интересов учащихся. Наша задача — растить детей, прививая и воспитывая у них любовь к своей Родине.
Литература:
- Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В. Я — гражданин России. Классные часы по патриотическому воспитанию / О. Е. Жиренко, Е. В. Ларина, Т. В. Киселева. — М, «ВАКО», 2008.
- «Учительская газета», No16 от 17 апреля 2007 года
- Дошкольная педагогика, No5 (54)/июль/2009
- Шевелёва Г. В. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.