В настоящее время педагогические сотрудники делают работу в режиме мультизадачности. Они должны не только повышать социальный статус образования, но и решать комплекс задач, связанных с охраной и укреплением физического и психического здоровья учащихся, созданием благоприятных условий для их роста, формирования общей культуры личности, прививания нравственных, эстетических, интеллектуальных ценностей, а также вырабатывания у них необходимости в здоровом образе жизни. Педагог сам при этом должен быть наделенным определенными полномочиями и специальными знаниями, позволяющими ему качественно выполнять свою работу.
Важность решения педагогическим работником множества рабочих задач и проблем, связанных с постоянным саморазвитием и повышением своего профессионального уровня в условиях тяжелой нехватки времени, а также необходимостью выполнения определенных домашних дел. Это может привести к его нервно-психическому утомлению и переутомлению, поставить под угрозу не только свое здоровье, но и непосредственно сам педагогический процесс.
Использование и владение методами тайм-менеджмента в любой деятельности может оказать бесценную помощь. По мнению Глеба Архангельского, тайм-менеджмент — технология, позволяющая невосполнимое время жизни использовать в соответствии с личными целями и ценностями. Поэтому целевая функция тайм-менеджмента — счастье [1, с. 13].
Современная технология тайм-менеджмента позволяет использовать невозместимое время жизни человека в соответствии с его целями и ценностями. Качественное управление временным ресурсом даст возможность любому человеку эффективно распоряжаться не только рабочим, но и свободным временем, которое необходимо на отдых и восстановление потраченных сил на протяжение рабочего дня. Применение технологии тайм-менеджмента в обычной жизни позволит педагогу гораздо эффективнее организовывать педагогическую деятельность и свой быт, планировать выходные дни или отпуск. Грамотное управление временем позволит им рационально, последовательно и спокойно выполнять свои профессиональные обязанности, что в свою очередь положительно скажется на их эмоциональном, психическом и физическом здоровье и, несомненно, улучшит качество жизни.
В настоящее время в различных учреждениях для обучения педагогических работников азам грамотного управления своим временем проводятся тренинги и семинары, разрабатываются программы и курсы, создаются интернет-ресурсы.
Понятие «эффективность управления общеобразовательной школой» полно раскрывает В. Е. Чиркин. Под этим понятием он понимает результат достижения целей управленческой деятельности, а деятельность по управлению организацией, по его мнению, — это результат достижения целей общеобразовательной организации. Для того, чтобы управление школой было эффективным, необходимо, чтобы поставленные цели и результаты достигались с экономией ресурсов и в определенные сроки [2].
На эффективность управленческой деятельности общеобразовательной школой влияет ряд факторов (рисунок 1) [3]. Все факторы взаимодополняют друг друга и действуют едино.
Рис. 1. Факторы, влияющие на эффективность управления школой
Сейчас ежедневно меняется экономическая ситуация в стране, растут объемы получаемой информации. В этих условиях особую роль приобретает навык управлять невосполнимым, неощутимым ресурсом — временем, что в свою очередь позволит достигать запланированных результатов в поставленные сроки. Умение эффективно организовать время стало одной из основополагающих компетенций профессионализма современного руководителя.
В последние годы для повышения эффективного управления общеобразовательной школой стали применяться методы тайм-менеджмента. Мысль о том, что грамотное управление может оказать положительный эффект на развитие и функционирование общеобразовательной организации была предложена в 1911 году в Америке. В это же время стали зарождаться приемы, позволяющие повысить эффективность труда. Из классического менеджмента возникла теория управления временем как инструмента организации, планирования и контроля использования рабочего времени в общеобразовательной школе, а также личного времени руководителя с целью повышения эффективности труда педагогов и школы в целом.
В это же время появляется понятие «самоменеджмент», которое означает умение использовать приемы и методы, доказавшие свою эффективность, для планирования собственного времени. В самом начале самоменеджмент был нацелен только на руководителей общеобразовательных школ. Однако руководитель должен не только уметь грамотно управлять своим временем, но и наиболее эффективно организовывать рабочее время своих подчиненных, чтобы общеобразовательная организация достигала намеченных целей и функционировала эффективно.
На сегодняшний день технология тайм-менеджмент стала настолько популярной, что появилось множество методик, разработано немало пособий и книг об управлении временем. Приемы тайм-менеджмента являются универсальными и могут использоваться не только руководителями образовательных учреждений, но и менеджерами, студентами и школьниками, мамами.
Калинин С. И. отмечает в своих трудах, что в основе теории управления временем лежат универсальные законы: «закон Мерфи», «закон Парето», «закон необратимости времени», «закон Зипфа» [4]. Основные методики тайм-менеджмента взаимодополняют друг друга, именно комплексное их использование оказывает максимальный положительный эффект. Основная цель тайм-менеджмента — это определение дела, которое нужно сделать в первую очередь.
Функционирование любой общеобразовательной организации осуществляется на основе годового плана, который описывает направления деятельности организации согласно задачам образования детей. Для реализации краткосрочных задач эффективным является следующие техники [5]:
– хронометраж (заключается в контроле расходов собственного времени с помощью письменной фиксации и последующего анализа накопленных данных, результатом хронометража является отказ от всех непроизводительных моментов рабочего дня;
– делегирование полномочий (представляет собой форму выдачи руководителем задания, при которой задается только цель деятельности, а алгоритм действий продумывает сам подчиненный, выстраивает алгоритм, проявляет инициативу);
– планирование (составление личного плана работы руководителя, опираясь на делегирование полномочий и правильное распределение поручений между сотрудниками и регулярное отслеживание его выполнения);
– прогнозирование (состоит в грамотном и рациональном распределении рабочего времени, поддержании деловой обстановки даже в самые напряженные и загруженные моменты учебного года);
– консолидация времени (объединение и выделение времени для выполнения особо важной и серьезной работы);
– оптимизация информационных потоков (заключается в первостепенном и незамедлительном предоставлении особо важной информации подчиненным посредством объявлений, электронной почты, срочных совещаний и т. п.).
Маккензи А. утверждает: «Нет ничего более легкого, чем быть занятым, нет ничего более трудного, чем быть занятым, нет ничего более трудного, чем быть результативным» [6, с. 23]. Для эффективного управления школой в современных условиях постоянного роста объемов информации, возрастающих требований к школьникам и педагогическим кадрам, необходимо владеть приемами тайм-менеджмента и самоменеджмента не только руководителю, но и подчиненным.
Эффективное и результативное управление образовательной организацией строится на основе грамотной постановки целей, делегирования полномочий, умения определить первостепенные задачи, выстроить алгоритм их решения. Кроме того, важно не только управлять рабочим временем, но и временем отдыха, поскольку отдохнувший сотрудник и руководитель — эффективный и результативный.
Литература:
- Архангельский, Г. Корпоративный тайм-менеджмент: Энциклопедия решений / Г. Архангельский. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 211 с.
- Гений, А. Высокоэффективный тайм-менеджмент по Матрице Эйзенхауэра / А. Гений. — М.: АСТ, 2018. — 928 с.
- Кеннеди, Д. Жесткий тайм-менеджмент: Возьмите свою жизнь под контроль / Д. Кеннеди. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 199 с.
- Моргенстерн, Д. Тайм-менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизни / Д. Моргенстерн. — М.: Добрая книга, 2015. — 256 с.
- Мороз, А. Планируй по-своему: 14 секретов персонального тайм-менеджмента / А. Мороз. — Рн/Д: Феникс, 2016. — 304 с.
- Мрочковский, Н. Экстремальный тайм-менеджмент / Н. Мрочковский, А. Толкачев. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 210 с.
- Роньжова, Н. В. Эффективное управления образовательной организацией. Сущность понятия «эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией». — Молодой ученый.- № 23. — 2016. — с. 512–517.
- Стрелкова, Л. В. Тайм-менеджмент. Учебное пособие / Л. В. Стрелкова, Ю. А. Макушева. — М.: Юнити, 2018. — 352 с.
- Симина Т. Е., Залыгина Т. А. Тайм-менеджмент как эффективное средство управления временем работника образовательной организации // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2018. № 2 (98). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/taym-menedzhment-kak-effektivnoe-sredstvo-upravleniya-vremenem-rabotnika-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения 20.03.2020).
- Трейси, Б. Тайм-менеджмент по Брайану Трейси. Как заставить время работать на вас / Б. Трейси. — М.: Альпина Паблишер, 2018. — 302 с.