В данной статье рассмотрены формы, виды обмана и нарушения иных прав потребителей в сфере предоставления товаров и услуг, а также меры ответственности за их совершение. На основе анализа авторы классифицировали формы обмана и нарушения иных прав потребителей, как одного из самых распространенных административных правонарушений.
Ключевые слова: права, обязанность, потребитель, обман, товар, продавец, ответственность.
Производство, распределение и потребление товаров и услуг определяют сущность экономики. Переход от плановой к рыночной модели построения экономических связей в России обусловила изменение развития правовой культуры и правосознания населения. В свою очередь отечественная нормативная база так же активно перестроилась под современные условия развития рынка и общественных отношений. Совокупность произошедших преобразований создала предпосылки для обмана и нарушения иных прав потребителей, как в сознательной, так и в неосознанной форме.
Согласно судебная статистика Российской Федерации за 2019 год показывает, что за совершение административных правонарушений в виде обмана потребителя (ст. 14.7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях — далее: КоАП РФ) рассмотрено 137 дел. 75 виновных лица подвергнуто административной ответственности. Доля наказанных составила 54.0 %, оправданных 7.0 % (оправдание вынесено в 10 делах). Наказание в виде штрафа было назначено в 73 делах, средняя сумма штрафов составила 22 000 рублей. Иные виды административного наказания не применялись [7].
Рассматривая показатели административных правонарушений в виде нарушения иных прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ) на 2019 год, можно привести следующие данные: рассмотрено 47 дел; виновные лица подверглись административной ответственности в 22 делах. Доля наказанных составила 46.0 %, оправданных 4.0 % (оправдание вынесено в 2 делах). Наказание в виде штрафа было назначено в 18 делах, средняя сумма штрафов составила 9 000 рублей. Иные виды административного наказания не применялись. [7]
Сфера потребления товаров и услуг позволяет человеку не только удовлетворять свои потребности, но и обеспечивает экономическую основу для нормального развития общественных отношений в условиях рыночной экономики. Посещая торговые точки и места по оказанию услуг, большинство граждан страны, не обладает необходимыми знаниями в области своих прав, как потребителя, что приводит не только к их нарушению, но и не соблюдению стандартов торговли и качества предоставляемых продукции или услуг.
Правовая защита потребителя и его свободы выбора в товарообороте, является одной из первостепенных задач, как для государства, так и для его органов. Уполномоченные органы государственной власти, наделенные полномочиями в области защиты прав потребителей, оперативно реагируют на заявления со стороны граждан о нарушении их потребительских прав.
Нормативная правовая основа регулирования прав потребителя содержит в себе множество правовых актов, к таким можно отнести: Конституцию Российской Федерации; КоАП РФ; Гражданский кодекс Российской Федерации; Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей»; О принятии технического регламента Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880 «О безопасности пищевой продукции».
Проанализируем обман потребителя в законодательстве об административных правонарушениях. Определяя характер и вид нарушения прав потребителя, можно выделить обман потребителя ст. 14.7 КоАП РФ, а также нарушение иных прав потребителя ст. 14.8 КоАП РФ. Согласно содержанию диспозиции ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ, обман потребителя может происходить в трех формах:
1) обмеривания;
2) обвешивания;
3) обсчета потребителя при реализации товара или оказании услуги.
Кроме этого, ч. 2 изучаемой статьи предусматривает такой вид обмана как введение потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств товара или услуги, или иной обман потребителя, данная противоправная деятельность, совершаемая субъектами административной ответственности, влечет наложение административного штрафа в размере:
– от трех тысяч до пяти тысяч рублей — на граждан;
– от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей — на должностных лиц;
– от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей — на юридических лиц [2].
Нарушение прав потребителей может осуществляться и в иных формах. Так, в соответствии со ст. 14.8 КоАП РФ, права потребителя могут быть нарушены в виде: не получения достоверной информации о товаре или услуге (ч. 1), включении в договор таких условий, которые будут умолять права потребителя (ч. 2); в виде не предоставлении потребительских льгот, предусмотренных законодательством (ч. 3); неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товара или услуги (ч. 4); отказ потребителю в предоставлении товара или услуги на основании личностных качеств и состоянием здоровья потребителя (ч. 5). Ограничение прав потребителя на указанных выше основаниях влечет так же к наложению на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя административного штрафа.
Обман и нарушение иных прав потребителей наиболее часто проявляется в виде нарушении стандартов маркировки пищевой продукции. В соответствии с техническим регламентом технического союза маркировка пищевой продукции включает в себя четкое определение даты производства товара, срока годности товара, адрес производства пищевой продукции, состав пищевой продукции. [4] В случае если пищевая продукция была расфасована, на товаре необходимо указать дату упаковки.
Исполнение указанных в техническом регламенте таможенного союза правила маркировки пищевой продукции исполняются большинством продуктовых сетей и продуктовых магазинов, однако, существуют и случаи нарушения стандартов маркировки. При приобретении товара, потребитель должен обращать внимание на наличие всех составляющих маркировки, при отсутствии хотя бы одного из них, данный товар можно считать потенциально не качественным, так как производитель скрывает полную характеристику о продукции (услуги), тем самым нарушает права потребителя на получение полной информации о товаре (услуге).
Не редки случаи, когда продавец пищевой продукции изменяет маркировку срока годности товара и выставляет его повторно на продажу. Данное нарушение закона может привести не только к обману или нарушению иных прав потребителя, но и может причинить физический или моральный вред здоровью потребителя.
Нарушение прав потребителя может осуществлять и в менее опасной форме, так, например различие цены товара на ценнике и цены товара при пробитии его на кассе продуктовой точки может ввести потребителя в заблуждение. В соответствии с разделом IV, главой 30, статьей 494 ГК РФ продавец обязан продать товар по той цене, которая указана на ценнике, однако в реалиях нашей действительности продавец отказывается продавать товар, ссылаясь на невнимательность при расставлении ценников товара, что приводит к нарушению права потребителя. [3]
Рассматривая умышленное нарушение прав потребителей продавцами, не стоит забывать и о не умышленных нарушениях. Активная поддержка малого и среднего бизнеса в нашей стране дала возможность все большему количеству предпринимателей открывать свое дело. При реализации предпринимательской деятельность определенная часть предпринимателей вообще не знакома с нормами продажи и маркировки продукции, наиболее ярко такие случаи можно встретить в торговых точках, продающих пищевую продукцию на развес. Не смотря не неумышленный характер действия данных лиц, они так же нарушают права потребителя, за что и могут привлекаться к административной ответственности в виде штрафа.
Обозначенные выше, возможные правонарушения со стороны продавца вынуждают потребителя быть более внимательным при приобретении продукции, рассматривая данную сферу товарооборота, нами могут быть предложенные следующие способы защиты собственных прав, как потребителя, а также не допустить их нарушение.
Для того, чтобы права потребителя не были нарушены, ему необходимо иметь представление: о правила маркировки; правилах публичной оферты и акцепта; об инстанции, в которые он может обратиться для восстановления нарушенного права; о формах сертификатов на продукцию.
В случае нарушения прав потребителя, в виде недостатка товара или услуги, потребитель имеет право предъявить претензию продавцу или изготовителю в письменной форме. В претензии к продавцу (производителю), потребитель может указать на недостаток товара, а также потребовать возврат денежных средств, или обменять некачественный товар на качественный, или вернуть часть денежных средств.
Подводя итог к выше сказанному, можно сделать вывод о том, что права потребителя входят в круг экономических прав, которые закреплены в ряде нормативно-правовых актов и охраняются государством. Обман и нарушение иных прав потребителя является достаточно распространенным правонарушением в сфере товарооборота. Данная сфера экономической деятельности важна как для продавца, так и для потребителя, что определяет практическую значимость данной темы. Представленные в данной работе способы защиты прав потребителя, а также недопущение их нарушения, способны уменьшить количество правонарушений прав потребителя. Проводимые государственными органами контрольно-надзорные мероприятия по защите и соблюдение прав потребителя, способствуют их эффективной реализации.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2020. — № 31, ст. 4398.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: [федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ: принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 1, ч. 1, ст. 1.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: [федер. закон от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ: принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 5, ст. 410.
- О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»: [Решение Комиссии Таможенного союза 9 декаб. 2011 г. № 880] // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. — URL: http://www.tsouz.ru/, 15.12.2011. Комиссия Таможенного союза — 2011. — 15 дек (дата обращения 15.052020).
- Чмырев С. Н., Ефимова А. А. Соблюдение законности при назначении вида административного наказания за обман потребителя // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. 2019. № 1 (3). С. 261–265.
- Сидорова Е. А. Актуальные проблемы защиты прав потребителей // Гражданин и право. 2010. № 4. С. 57–59.
- Административные правонарушения. Показатели по отдельным правонарушениям // Судебную статистику РФ. — URL: http://stat.апи-пресс.рф/stats/adm/t/31/s/1 (дата обращения 15.05.2020).