Реализация модели организации профессионального роста педагогов в средней школе: школьный проект «Учитель будущего» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 20.05.2020

Статья просмотрена: 2758 раз

Библиографическое описание:

Ананьева, М. А. Реализация модели организации профессионального роста педагогов в средней школе: школьный проект «Учитель будущего» / М. А. Ананьева, В. В. Тулякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 83-86. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70403/ (дата обращения: 18.12.2024).



Профессиональный рост педагогов является одним из основных условий успешной реализации Национального проекта «Образование». Необходимость создания эффективных и масштабируемых моделей повышения педагогического мастерства, которые позволили бы обеспечить непрерывный профессиональный рост педагогов, обусловила появление федерального проекта «Учитель будущего». В данной статье предложен пример школьного проекта «Учитель будущего», который отражает контрольные цифры регионального проекта «Учитель будущего» ХМАО-Югры и может быть реализован на базе учреждения общего образования.

Ключевые слова: учитель будущего, национальный проект «Образование», школьный проект, непрерывный профессиональный рост, педагогические работники, непрерывное повышение квалификации, НСУР, профессиональный стандарт, ХМАО-Югра.

Актуальность профессионального роста педагогических кадров и необходимость инновационных изменений связаны со значительными реформами в образовании РФ. Внедрение федеральный системы профессионального развития педагогов, которая является одним из приоритетных направлений Национального проекта «Образование» и отражена в федеральном проекте «Учитель будущего», должно к 2024 году охватить 70 % молодых педагогов в возрасте до 35 лет, а уровень профессионального мастерства должен быть повышен у 50 % педагогических работников [1]. Национальный проект рассматривает два основных направления повышения качества преподавательского состава: привлечение молодых профессионалов из реальных секторов экономики и развитие профессиональных навыков опытных преподавателей через программы государственной поддержки и повышения квалификации [5].

В распоряжении правительства РФ «Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста» предложены мероприятия по модернизации системы подготовки педагогических кадров, а также по организации и стимулированию непрерывного профессионального развития педагогов [3].

Важным условием успешной реализации Национального проекта является масштабируемость успешного опыта, так что лучшие практики повышения профессионального мастерства педагогов будут в полной мере реализованы в удаленных регионах России. Для этого необходимо создание адресной модели профессионального роста педагога в конкретном типе образовательного учреждения, которые могут быть реализованы в том числе в форме школьного проекта, осуществляемого в рамках Программы развития.

Школьный проект “Учитель будущего”, предложенный в данной статье, разработан с учетом рекомендаций и мероприятий паспорта регионального проекта «Учитель будущего» ХМАО-Югры и предполагает внедрение системы непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, которая позволит:

– обеспечить доступность для каждого педагогического работника качественного дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности с учетом его профессиональных дефицитов и интересов, а также требований работодателей;

– создать условия для саморазвития, повышения уровня профессионального мастерства, овладения навыками использования современных цифровых технологий;

– стимулировать участие педагогических работников в деятельности профессиональных ассоциаций;

– поддерживать развитие «горизонтального обучения» среди педагогических работников, в том числе на основе обмена опытом [2];

– обеспечить инструменты для использования в педагогической практике, подтвердивших эффективность методик и технологий обучения [4].

Внедрение такого проекта должно учитывать миссию учреждения и призвано обеспечить конкурентоспособность как отдельных педагогов, так и учебного заведения. Несмотря на высокий уровень подготовки большинства педагогов, в школе существует проблема, связанная с недостаточным использованием ресурсов школы в интересах обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов.

Проблема: отсутствие возможностей для непрерывного профессионального роста и развития педагогов в соответствии с требованиями Профессионального стандарта и объективными потребностями конкретного образовательного учреждения.

Цель проекта: обеспечение возможности для непрерывного профессионального роста и развития педагогов в соответствии с требованиями Профессионального стандарта и объективными потребностями конкретного образовательного учреждения.

Задачи проекта:

  1. Разработать нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс непрерывного профессионального роста и развития педагогических работников на основе анализа существующей нормативной-правовой базы и опыта разработки нормативно-правовой документации по обеспечению проекта.
  2. Обсудить в педагогическом коллективе структуру карты профессионального роста и утвердить ее.
  3. Разработать карты профессионального роста, определяющие обязательные направления повышения уровня следующих профессиональных компетенций педагогов:

– ИКТ компетенция;

– Работа с детьми с ОВЗ (включая инклюзивное образование, домашнее обучение)

– Исследовательская и проектная деятельность

– Предметная компетенция (тема самообразования) на выбор

  1. Разработать и внедрить внутреннюю систему стимулирования педагогических работников.
  2. Разработать и апробировать программу внутрифирменного обучения педагогов, включающую диагностический инструментарий выявления профессиональных затруднений педагогов и модель мониторинга реализации программы.
  3. Осуществлять мониторинг реализации проекта, оценить эффективность организации внутрифирменного обучения в школе

Условия успешного осуществления задач:

  1. Наличие нормативно-правовых основ деятельности проекта.
  2. Наличие финансовых ресурсов для организации обучения педагогических работников с целью повышения уровня их профессиональных компетенций.
  3. Наличие административных и кадровых ресурсов, готовых к внедрению и реализации проекта.
  4. Наличие необходимой материально-технической базы для организации внутрифирменного обучения педагогических работников.
  5. Наличие мотивационных ресурсов педагогических работников, направленных на повышение уровня профессиональных компетенций и применение на практике полученных знаний, готовность к ведению инновационной деятельности.
  6. Наличие партнерских связей с учреждениями, оказывающими образовательные услуги по основным программам профессионального обучения — программам переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.

Ожидаемые результаты:

  1. Администрация и педагоги школыознакомлены положениями регионального проекта «Учитель будущего», знают и понимают требования профессиональных стандартов, единые для Российской Федерации требования к уровневому профессиональному квалификационному испытанию (аттестации) согласно НСУР (национальной системе учительского роста).
  2. Разработаны и утверждены локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс непрерывного профессионального роста и развития педагогических работников в образовательном учреждении.
  3. Собрана информация об индивидуальных потребностях педагогических работников по направлениям повышения уровня профессиональных компетенций, определен круг социальных партнеров, вовлеченных в процесс непрерывного профессионального роста и развития педагогов, утверждена модель профессионального развития и роста педагогических работников.
  4. Педагоги знакомы с положениями регионального проекта «Учитель будущего», знают и понимают требования профессиональных стандартов, единые для Российской Федерации требования к уровневому профессиональному квалификационному испытанию (аттестации) согласно НСУР (национальной системе учительского роста).
  5. Разработана и апробирована внутренняя система стимулирования педагогических работников, в том числе с учетом результатов добровольной сертификации и подтверждения профессиональных навыков в аккредитационном центре профессионального мастерства работников системы образования ХМАО.
  6. Педагогические работники документально подтверждают позитивную динамику профессионального роста, в том числе на основе использования современных цифровых технологий.
  7. Педагогические работники принимают участие в деятельности профессиональных ассоциаций, делятся опытом развития и роста профессиональных компетенций посредством мастер-классов, лекций и участия в НПК.
  8. Не менее 100 % педагогических работников в возрасте до 35 лет вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы.
  9. Педагоги-наставники делятся опытом развития профессиональных компетенций молодых специалистов.
  10. Увеличение доли педагогов, вовлеченных в проектную и учебно-исследовательскую деятельность с учащимися до 80 %.
  11. К 2022 году доля педагогов, прошедших независимую оценку профессиональной деятельности за период реализации программы, составит не менее 10 % от числа всех педагогических работников ОУ [4].

Пути решения задач

Задача 1: Разработать нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс непрерывного профессионального роста и развития педагогических работников на основе анализа существующей нормативной-правовой базы и опыта разработки нормативно-правовой документации по обеспечению проекта.

Решение: Анализ существующих нормативно-правовых актов, паспорта Регионального проекта «Учитель будущего», требований профессиональных стандартов педагогических работников, требований к уровневому профессиональному квалификационному испытанию (аттестации) согласно НСУР; анализ передового опыта по разработке нормативно-правовой документации для реализации проекта; разработка и утверждение нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс непрерывного профессионального роста и развития педагогических работников.

Задача 2: Обсудить в педагогическом коллективе структуру карты профессионального роста, в соответствии с положениями регионального проекта «Учитель будущего», требованиями профессиональных стандартов к профессиональным компетенциям педагогов и утвердить ее.

Решение: Ознакомление педагогов с целями, задачами проекта, положениями регионального проекта «Учитель будущего», требованиями профессиональных стандартов, едиными для Российской Федерации требованиями к уровневому профессиональному квалификационному испытанию (аттестации) согласно НСУР (национальной системе учительского роста); ознакомление педагогических работников с ключевыми компетенциями и формирование понимания значимости непрерывного профессионального развития и роста; разработка структуры карты профессионального роста педагога и утверждение ее на педагогическом совете.

Задача 3: Разработать карты профессионального роста, определяющие обязательные направления повышения уровня развития профессиональных компетенций педагогов (ИКТ компетенция; работа с детьми с ОВЗ (включая инклюзивное образование, домашнее обучение); исследовательская и проектная деятельность; предметная компетенция.

Решение: Изучение и анализ потребностей педагогических работников по направлениям повышения уровня развития профессиональных компетенций; изучение рынка образовательных услуг по повышению квалификации педагогических работников, отбор необходимых курсов; определение модели профессионального роста и развития педагогических работников организации; составление плана реализации проекта; включение в план финансовой-хозяйственной деятельности средств на реализацию проекта.

Задача 4: Разработать и внедрить внутреннюю систему стимулирования педагогических работников.

Решение: Разработка, обсуждение и утверждение на педагогическом совете, внедрение внутренней системы стимулирования педагогических работников.

Задача 5: Разработать и апробировать программу внутрифирменного обучения педагогов, включающую диагностический инструментарий выявления профессиональных затруднений педагогов и модель мониторинга реализации программы.

Решение: Создание рабочей группы, распределение обязанностей, установка сроков и назначение ответственных за этапы реализации проекта; использование образовательного потенциала социальных партнеров, вовлечение их в процесс внутрифирменного обучения; обучение педагогов на курсах согласно утвержденной программе и в соответствии с картами профессионального роста; организация и проведение методических совещаний и обучающих семинаров по направлению проекта; участие педагогов в семинарах– практикумах, педагогических НПК; диссеминация опыта реализации проекта через мастер-классы, консультации, открытые просмотры непосредственной образовательной и совместной деятельности; организация тематических педсоветов, информационно-методических совещаний, круглых столов, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий по обмену опытом; участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства; прохождение педагогами добровольной независимой оценки профессиональной квалификации.

Литература:

  1. Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту “Образование” от 07.12.2018 № 3 Паспорт федерального проекта “Учитель будущего” [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/63511cc242113166fc5465ded1b62ad59feed9f9/
  2. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 30.04.2019 г. № МР-4/02вн «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и обеспечению функционирования центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/561251520
  3. Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 3273-р № «Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/docs/38760/
  4. Региональный проект “Учитель будущего” [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://depobr-molod.admhmao.ru/natsionalnyy-proekt-obrazovanie/regionalnyy-uroven/uchitel-budushchego/3192580/opisanie-proekta
  5. Цели национального проекта РФ «Образование» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie
Основные термины (генерируются автоматически): непрерывный профессиональный рост, работник, профессиональный рост, региональный проект, национальная система, Национальный проект, образовательное учреждение, уровневое профессиональное квалификационное испытание, учительский рост, школьный проект.


Ключевые слова

профессиональный стандарт, педагогические работники, непрерывное повышение квалификации, учитель будущего, национальный проект «Образование», школьный проект, непрерывный профессиональный рост, НСУР, ХМАО-Югра

Похожие статьи

Конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся

В статье ставится задача рассмотреть конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. В результате анализа таких конкурсов профессионального мастерства, как краевой открытый фестиваль «Студ...

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Особенности применения подхода «Университет третьего поколения» в России

Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило условия функционирования системы высшего образования. Университеты столкнулись с проблемами обеспечения устойчивости, поддержания финансового состояния на достаточном уровне, поиска источ...

Организация наставничества — приоритетная форма повышения профессионального мастерства педагога дошкольного образовательного учреждения

Актуальность темы обусловлена необходимостью возрождения такой эффективной формы сотрудничества с педагогами как наставничество. Система наставничества педагогических работников — реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества ...

Инновационная концепция «Умный город»: опыт развитых стран и реализация в Российской Федерации

Каждый город нуждается в стратегии развития, которую он создает на основе идеальных представлений о будущем и имеющихся возможностях. У каждого человека свой жизненный путь и личная история успеха, которая зависит от многих факторов и обстоятельств. ...

Реализация социально-педагогического проекта «Дорогой добрых дел (3Д)»

Социально-педагогический проект «Дорогой добрых дел (3Д)» разработан и реализован в МБОУ СОШ№ 11 г. Хабаровска, направлен на решение проблемы организации добровольческой деятельности младших школьников. Педагогическая целесообразность проекта состоит...

Методы, приемы и технологии в обучении планированию в условиях СПО

Представленная статья посвящена вопросу обучения одному из ключевых умений выпускника учреждения среднего профессионального образования, который актуален в связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, новых профессиональн...

К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании

В статье представлен личный педагогический опыт организации и проведения учебных занятий в форме смешанного обучения с обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, на примере освоения междисцип...

Молодёжная политика как фактор развития муниципального образования (на примере Калининского района Тверской области)

Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала., а также является показателем развития любого общества. Ведение эффективной молодёжной политики обу...

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы

В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...

Похожие статьи

Конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся

В статье ставится задача рассмотреть конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. В результате анализа таких конкурсов профессионального мастерства, как краевой открытый фестиваль «Студ...

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Особенности применения подхода «Университет третьего поколения» в России

Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило условия функционирования системы высшего образования. Университеты столкнулись с проблемами обеспечения устойчивости, поддержания финансового состояния на достаточном уровне, поиска источ...

Организация наставничества — приоритетная форма повышения профессионального мастерства педагога дошкольного образовательного учреждения

Актуальность темы обусловлена необходимостью возрождения такой эффективной формы сотрудничества с педагогами как наставничество. Система наставничества педагогических работников — реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества ...

Инновационная концепция «Умный город»: опыт развитых стран и реализация в Российской Федерации

Каждый город нуждается в стратегии развития, которую он создает на основе идеальных представлений о будущем и имеющихся возможностях. У каждого человека свой жизненный путь и личная история успеха, которая зависит от многих факторов и обстоятельств. ...

Реализация социально-педагогического проекта «Дорогой добрых дел (3Д)»

Социально-педагогический проект «Дорогой добрых дел (3Д)» разработан и реализован в МБОУ СОШ№ 11 г. Хабаровска, направлен на решение проблемы организации добровольческой деятельности младших школьников. Педагогическая целесообразность проекта состоит...

Методы, приемы и технологии в обучении планированию в условиях СПО

Представленная статья посвящена вопросу обучения одному из ключевых умений выпускника учреждения среднего профессионального образования, который актуален в связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, новых профессиональн...

К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании

В статье представлен личный педагогический опыт организации и проведения учебных занятий в форме смешанного обучения с обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, на примере освоения междисцип...

Молодёжная политика как фактор развития муниципального образования (на примере Калининского района Тверской области)

Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала., а также является показателем развития любого общества. Ведение эффективной молодёжной политики обу...

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы

В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...

Задать вопрос