«Феномен детства» в романе Мариам Петросян «Дом, в котором...» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 25.05.2020

Статья просмотрена: 981 раз

Библиографическое описание:

Кошкина, И. А. «Феномен детства» в романе Мариам Петросян «Дом, в котором...» / И. А. Кошкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 762-764. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70411/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается тема детства и юности, через призму романа Мариам Петросян «Дом, в котором…». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы.

Ключевые слова: детство, герой, эволюция, ценности, реальность.

«Феномен детства» интересен и с точки зрения рассмотрения других аспектов человеческой жизни. Так, через эту призму мы можем увидеть множество занимательных вещей: роль ребенка в культуре, детско-родительские отношения, социальные взаимодействия в исследуемом обществе.

Еще в XII веке, Владимир Мономах адресовал свое «Поучение…» отрокам и родителям. Назидательный характер этого литературного памятника не только отразил восприятие детства той эпохи, но и отобразил образ идеального ребенка и будущего гражданина. После, данная тема надолго уходит из поля зрения писателей и поэтов.

Особенно ярко тема детства снова возникает в отечественной литературе в XIX веке. Так, в это время были написаны такие замечательные произведения, как «Детские годы Багрова — внука» Аксакова, «Слепой музыкант» Короленко и другие. Герои этих романов добрые и отзывчивые, воспитанные и нравственно чистые, даже их происхождение не смогло оставить на них отпечаток. Важность периода взросления отражена в романах И. А. Гончарова «Обломов», М. Е. Салтыкова Щедрина «Господа Головлевы», в трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

Такое пристальное внимание к теме детства отмечается на фоне изменения идеологии. Именно в XIX веке в отечественной литературе растет интерес к этому феномену. Связанно это с более четким пониманием связи детского и взрослого миров. В эту эпоху ребенок приобретает в глазах общества социальную и психологическую значимость. Теперь, маленький возраст носит значение не препятствия на пути формирования лености, а становится логичным и неповторимым этапом, который надо изучать.

XX век меняет свое отношение к герою — ребенку. Из просто «этапа взросления» ребенок становится голосом отечества, знаковой фигурой эпохи. Внимание на такого героя обращаю как поэты, так и прозаики. Целью литературы данного периода было построить такой образ ребенка, который отвечал нуждам государства. Таким образом, перед нами предстает позитивный ребенок, который всегда совершает только геройские поступки и является исключительным персонажем. Создавая такой образ, писатели создавали лекало идеального гражданина своей страны. Ярким примером можно считать героиню произведения А. П. Платонова «Неизвестный цветок» — Машеньку. Даже сейчас, это произведение находит отражение в школьной программе для 6 класса.

Отличное отношение к персонажу — ребенку было в произведениях «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева, «Уроки французского» В. П. Распутина. Тут мы видим не только следование идеалам, но и искреннее милосердие, способность понимать чужие нужды, сострадать. Таким образом, у детей снова начинает проявляться нравственное начало.

Герой — ребенок, подросток последнее десятилетие занимает прочное место в отечественной литературе. Внимание к детству стало одной из ведущих тем в литературе начиная с 1990 годов. Ганимеда Николая Кононова можно считать, в этом плане, первопроходческим. Герои-дети Олега Павлова из «Хмурых мальчиков» трансформировались в «Асистолию». К героям этого возраста системно обращаются Феликс Максимов, Сергей Малицкий, Павел Санаев, Макс Фрай и многие другие.

Эта закономерность говорит о том, что герои Мариам Петросян не просто так появились в ее творчестве. Современная Россия сейчас переживает эпоху глобальных изменений, вероятно, именно поэтому все больше авторов обращают свое внимание на базовые ценности. Тема детства феноменальна по своему содержанию, ведь именно настоящие дети, в скором времени станут взрослыми, формирующими нашу реальность. Именно они скоро станут определять жизненные ценности, станут прообразом не только отечественного общества, но и человечества.

Интересно, что при этом трилогию нельзя отнести к детской и подростковой литературе, хотя издательства именно так ее и позиционируют, вероятно, в надежде на расширение круга читателей. Но, как бы то ни было, этот роман именно о детстве и страхе становится взрослым. Сама Мариам Петросян говорит о своей главной теме так: “у моих героев тот же комплекс, который есть и у меня, — они не хотят расставаться со своим детством. Собственно, вся книга про это. Не совсем, конечно, но, по большей части, их страх перед “наружностью” — это страх вырасти” [1].

Этот страх знаком, наверное, каждому человеку. Страх не прожить в полную меру или не пережить эту пору совсем, ведь именно в подростковом возрасте все чувства обострены. Так происходит и с героями дома, но их отличие — это замкнутость в стенах интерната, которая в свою очередь, освобождает место для фантазий и проживания момента. Герои-инвалиды проживают полноценную жизнь, полную приключений и опасностей и это все ограниченно географией приюта.

Мы привычны к тому, что инвалид является объектом для жалости, а инвалид брошенный родителями — достоин этого вдвойне. «Сироты земного шара» — так, называл Платонов, своих героев, попавших в схожую ситуацию [2]. Но, «Дом, в котором…» это не история преодоления, жители дома воспринимают себя полностью здоровыми. Ведь о какой ущербности можно говорить, если при отсутствии рук, так легко открывать двери ударом ноги, а если ты слеп, то перед тобой откроется огромный мир внутреннего зрения.

Физическую ущербность, по нашему мнению, в данном произведении стоит воспринимать как вечный недостаток отрочества, как отличие от взрослого существа. Увечья и болезни тут представляются как подростковое самоощущение, которое говорит «я — ущербен!». Но при этом каждый из героев боится потерять эту свою ущербность, ведь она так близко рассоложена к нарциссизму и любовью к самому себе.

Но почему же, при всех неудобствах, ребята боятся потерять детство, проведенное в приюте? Нам кажется, что ответ кроется в словах Табаки — главного философа дома: «Я слишком много всего люблю, перечислять можно бесконечно» — это та эмоция, которая присуща детям. Детям и подросткам, которые могут любить свою особенность — обрубок ноги, когда взрослые мы разучились радоваться, чему бы то ни было. Действительно, страшно прощаться с детством, ведь прощаешься ты и с наивностью, непосредственностью, фантазиями и свободой.

Мариам Петросян очень хорошо вписалась в круг произведений о «госовских» детях и подростах, то есть принадлежащих государству. Про ребят в системе, при живых родителях, которые решили не беспокоить себя воспитание «особенных» детей. В тот же период этой темы коснулся Эдуард Кочергин в своих «Крещенных крестами» и Егор Молданов в «Трудном детстве». Все эти произведения объединены не только возрастом героев, но и попыткой системы сделать из «условно пригодных» членов общества «безусловно пригодных», посредством вырывания их из детства.

Но так почему же эти дети не хотят сбежать из «дома» и стать самостоятельными? Ответ прост и неприятен, перед нами мир детей, которые отказались от взрослых, отказавшихся от них. Предательство взрослых, умных, образованных людей невозможно преодолеть и это заставляет героев создать собственный мир, со своими правилами, больше никто из них не хочет в «наружность».

Многие дети могут выходить за пределы дома, но они всегда возвращаются по собственному желанию, никто из взрослых зачастую даже не замечает таких отлучек. Можно было бы бежать, попытаться найти другую жизнь, но бежать некуда, и никто не бежит. Рисуя перед нами дом, Мариам Петросян дает понять, что детство — это не только «золотая пора», как его изображают писатели предыдущей эпохи. Это еще и преодоление, страдание одинокого существа и поиск лучшей жизни, может быть только в своих фантазиях.

Интересно, что все детские персонажи в трилогии воспринимают себя как взрослых людей. Они не дают себе поправки на возраст, ребята, попали в жестокий мир «дома» не по собственной воле, но сумели к нему приспособиться. Они научились обманывать, скрываться, убивать, построили собственную иерархию. Нормальному человеку иногда бывает сложно понять мотивы обманщика, вора или убийцы, но мы скорее поймем и простим взрослого нарушителя закона, чем попытаемся понять, мы просто поставим клеймо.

Данный авторский подход наталкивает на мысль, о том, что и в реальной жизни детство понемногу исчезает. Молодое поколение все меньше играет в игры, все реже мы встречаем наивность и робость. Подростки, копируя поведение взрослых, все раньше, обрастают проблемами и тяжелым бременем социального взаимодействия. Став взрослыми, мы забыли, как воспитывать и делать счастливыми детей, мы сделали их подобными себе. Этот факт отмечает не только Мариам Петросян и другие авторы, но и многие психологи.

Исследуемый роман, в некотором смысле, имеет антиутопичные начала. Именно в этом жанре, как правило, роль семьи отходит на второй или третий план, а воспитанием граждан занимается государство. Вот и наши герои типичные «госсовцы», их будущее передано в руки системы. Их минимальные биологические и социальные нужды отданы в руки государственным органам. Семья, в этом произведении уже не место воспитания детей. Это приводит к еще одной мысли — роль семьи стирается, и это не только выражение субъективного опыта автора, но и реалии современной культуры.

Посредством своего романа, автор подчеркивает важность детства и его значение в формировании личности человека. Как бы не было сложно героям произведения в стенах интерната, они воспринимают весь остальной мир, как посягающий на их личность и благополучие. Все, что врывается в мир госсовцев чуждо им, ведь несмотря на трудности, выпавшие на долю этих детей, они не теряют своей невинности и душевной чистоты, ведь то, что они делают, наполнено глубинным смыслом.

Литература:

  1. Петросян М. Е. Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена. — М.: Первое сентября, 2010.
  2. Платонов А. П. Чевенгур. — М.: АСТ, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, герой, детство, отечественная литература, взрослый, произведение, роль семьи, стен интерната, страх, эта.


Похожие статьи

Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина

В статье автор анализирует рассказ В. М. Гаршина «Ночь» с точки зрения актуализации экзистенциального сознания.

Проблема одиночества в «Опытах» Марины Вишневецкой

В статье автор затрагивает тему одиночества, как одну из главных в творчестве современных писателей на примере цикла рассказов «Опыты» Марины Вишневецкой.

Образ рассказчика в романе С. Минаева «Духless»

Статья посвящена обзору категории «образ автора» и «образ рассказчика». Проанализирован образ автора и повествователя в романе С. Минаева «Духless».

Женское видение мира в прозе В.Токаревой. «Своя правда»

В данной работе рассматривается проблема женского видения мира через судьбу героини В. С. Токаревой «Своя правда». Анализируются проблемы, которые затрагивает автор: одиночества, любви, материнства, взаимоотношения родителей и детей, обмана и предате...

Идейно-художественное своеобразие романа Э. Страут «Оливия Киттеридж»

В статье автор пытается сделать анализ идейно-художественного аспекта романа Э. Страут «Оливия Киттеридж» на основе биографии писательницы и проведения аналогии содержания романа с другими произведения зарубежных писателей.

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Проблема пространственной структуры и постпамяти в творчестве Ани Улинич

В статье рассмотрена проблема пространственной структуры и постпамяти в творчестве русско-американской писательницы Ани Улинич. В своем романе «Петрополис» Улинич создала героиню со сложной культурной идентичностью, действующую на фоне географическог...

Мечта и реальность в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: П. Безухов и А. Болконский

В статье авторы пытаются понять работу механизма внутреннего самопознания героев Л. Н. Толстого в романе «Война и мир».

Проблема выбора между индивидуальным и коллективным благом на примере произведения «Семнадцать мгновений весны»

В данной статье рассматривается тема самопожертвования с двух сторон: как литературный приём, и как жизненное явление. Автор раскрывает эту тему путём анализа романа Юлиана Семёнова «17 мгновений весны». Главная задача — найти причины самопожертвован...

Роль метафор и сравнений в раскрытии темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов

В статье рассматриваются характерные для темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов метафоры и сравнения, определяется их природа и показывается их влияние на раскрытие темы детства. Материалом исследования послужили ранние сборники Юнны Мо...

Похожие статьи

Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина

В статье автор анализирует рассказ В. М. Гаршина «Ночь» с точки зрения актуализации экзистенциального сознания.

Проблема одиночества в «Опытах» Марины Вишневецкой

В статье автор затрагивает тему одиночества, как одну из главных в творчестве современных писателей на примере цикла рассказов «Опыты» Марины Вишневецкой.

Образ рассказчика в романе С. Минаева «Духless»

Статья посвящена обзору категории «образ автора» и «образ рассказчика». Проанализирован образ автора и повествователя в романе С. Минаева «Духless».

Женское видение мира в прозе В.Токаревой. «Своя правда»

В данной работе рассматривается проблема женского видения мира через судьбу героини В. С. Токаревой «Своя правда». Анализируются проблемы, которые затрагивает автор: одиночества, любви, материнства, взаимоотношения родителей и детей, обмана и предате...

Идейно-художественное своеобразие романа Э. Страут «Оливия Киттеридж»

В статье автор пытается сделать анализ идейно-художественного аспекта романа Э. Страут «Оливия Киттеридж» на основе биографии писательницы и проведения аналогии содержания романа с другими произведения зарубежных писателей.

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Проблема пространственной структуры и постпамяти в творчестве Ани Улинич

В статье рассмотрена проблема пространственной структуры и постпамяти в творчестве русско-американской писательницы Ани Улинич. В своем романе «Петрополис» Улинич создала героиню со сложной культурной идентичностью, действующую на фоне географическог...

Мечта и реальность в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: П. Безухов и А. Болконский

В статье авторы пытаются понять работу механизма внутреннего самопознания героев Л. Н. Толстого в романе «Война и мир».

Проблема выбора между индивидуальным и коллективным благом на примере произведения «Семнадцать мгновений весны»

В данной статье рассматривается тема самопожертвования с двух сторон: как литературный приём, и как жизненное явление. Автор раскрывает эту тему путём анализа романа Юлиана Семёнова «17 мгновений весны». Главная задача — найти причины самопожертвован...

Роль метафор и сравнений в раскрытии темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов

В статье рассматриваются характерные для темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов метафоры и сравнения, определяется их природа и показывается их влияние на раскрытие темы детства. Материалом исследования послужили ранние сборники Юнны Мо...

Задать вопрос