Ключевые слова: финансовое консультирование, кадровый консалтинг, маркетинговый консалтинг, управленческое консультирование.
Рынок консалтинговых услуг весьма обширен и расширяется до сих пор. На сегодняшний день, согласно европейскому справочнику — указателю консультанту по управлению, в мире насчитывается восемь групп консалтинговых услуг, которые в свою очередь подразделяются на виды. Всего в мире выделяют 84 вида консалтинговых услуг.
Данная отрасль является относительно молодой в России, но тем не менее она уже успела доказать свою значимость и необходимость на рынке услуг. Однако, как и в любой другой отрасли, в консалтинге существует ряд проблем, которые имеют как специфический, так и общий характер. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью выявления общих проблем консалтинговых компаний в России.
Привлекая специалистов со стороны, предприниматели могут получить наиболее объективный взгляд о положении фирмы. Стоит сразу отметить, что в данном случае под положением мы понимаем не только положение компании на рынке, но и положение в вопросах кадрового и финансового обеспечения, информационного и программного обеспечения и иных.
Консалтинг — это вид деятельности по предоставлению экспертных консультаций клиенту. [1] Он помогает решать множество проблем компаний, которые возникают у них при осуществлении деятельности.
В результате взаимодействия предпринимателя и фирмы по предоставлению консультационных услуг возникают некоторые проблемы, которые подразделяются на три уровня:
1) общее строение организации;
2) сфера организационных отношений;
3) уровень управленческих решений.
В консультационной деятельности существует ряд общих проблем и проблем, специфичных для отдельной отрасли консалтинга. Рассмотрим для примера несколько из них:
Управленческий консалтинг.
Управленческое консультирование представляет собой услугу сегмента В2В: услугу, которая оказывается одним бизнесом другому бизнесу. В частности, управленческий консультант привлекается компанией для коррекции бизнес-модели и модели развития компании, для повышения её конкурентоспособности на рынке консалтинговых услуг [4].
На сегодняшний день в практике управленческого консультирования выделяют такие проблемы, как:
– Спрос на рынке консалтинговых услуг опережает квалифицированное предложение;
– Непонимание клиентом полезности консалтинговых фирм;
– Возрастной барьер;
– Проблема конфиденциальности;
– Отсутствие опыта в решении управленческих проблем;
– Отсутствие комплексности;
– Этические проблемы;
– Проблема сопротивления изменениям [3]
Кадровый консалтинг.
Кадровый консалтинг является профессиональной деятельностью, которая связана с решением разных задач, возникающих в работе кадрового консультанта в области управления человеческими ресурсами. Целью в данном случае является увеличение прибыльности бизнеса и оптимизация кадров в организации.
Кадровый консалтинг — комплекс мероприятий по диагностике [2], корректированию и совершенствованию организационной структуры организации с целью повышения результативности её деятельности и усиления мотивации персонала.
Стоит отметить, что в кадровом консалтинге выделяют следующие проблемы:
рынок кадрового консалтинга реагирует первым и крайне негативно на «проседание» бюджетов компаний вследствие кризиса;
сравнительно низкие бюджеты на управление персоналом;
высокая конкуренция компаний и «индивидуалов», оказывающих услуги кадрового консалтинга;
в России на уровне менталитета закреплена традиция обращаться к сторонним консультантам только в крайне сложные времена (хотя этих времен можно было бы избежать, ведя планомерную работу с привлеченными специалистами);
квалификация консультантов в регионах Российской Федерации сильно различается: в отдаленных от столицы регионах консультантам не хватает знаний и опыта для адекватной оценки бизнес-ситуаций. [4]
Финансовое консультирование.
Финансовое консультирование — деятельность, направленная на консультирование физических лиц, юридических лиц в отношении финансовых инструментов, сделок с ними, а также налогов, страхования, кредитования путем предоставления инвестиционных или финансовых рекомендаций на возмездной основе. [5]
Выделяют следующие основные проблемы финансового консультирования:
Нехватка квалифицированных кадров. Отсутствие профильного образования у ряда финансовых консультантов. В Российской Федерации, в отличие от ряда европейских стран и США, не закреплены определенные требования к финансовым консультантам. Так статьей 6.1 федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ закреплено понятие и требования к лицам, осуществляющим инвестиционное консультирование, но понятие финансового консультирования на много шире и включает в себя больше областей консультирования, отсюда вытекает и следующая проблема.
Недостаточное нормативно-правовое регулирование сферы финансового консультирования;
Специфичность и нестабильность Российской экономики как фактор, влияющий на специфику финансового консультирования в России. [5]
Маркетинговое консультирование.
Маркетинговый консалтинг — это процесс, который направлен на решение задач маркетинга, в компании-клиенте. В спектр задач, решаемых маркетинговым консалтингом, входят: вывод и продвижение продуктов на рынок, разработка маркетинговой стратегии, маркетинговое планирование и другие. Маркетинговое консультирование, так же как и другие отрасли консультирования, имеет ряд проблем:
Слабый уровень эффективности рекламы, который напрямую связан с её большим количеством и назойливостью, а также завышенным уровнем цен;
Низкая квалификация специалистов по консультированию в области маркетинга, несмотря на их большое количество в настоящий момент времени.
Недостаточно хороши показатели эффективности интернет-продаж в связи с неосязаемостью покупок через Интернет;
Отсутствие опыта у руководителей в проектировании оптимизированной организационной структуры маркетинга и в применении необходимых функций стратегического планирования: бюджетирования и контроля;
Отсутствие опыта у специалистов в проведении маркетинговых исследований, обработке и анализе предоставленной информации от специалистов других предприятий;
Отсутствие всякой узнаваемости на рынке предоставляемых услуг [6].
Можно заметить, что в каждой консалтинговой группе, приведенной выше, существуют уникальные проблемы, появление которых обусловлено специфичностью отрасли, в которой они существуют. Данные проблемы требуют отдельного внимания и по тому не рассматриваются в рамках данной научной статьи.
Помимо специально-отраслевых, есть проблемы имеющие общее происхождение. На основании проделанного анализа к таким проблемам можно отнести: недостаточный опыт консультантов и слабую подготовленность специалистов по своей специализации. И если опыт консультантов — это вопрос времени, то подготовка специалистов — проблема, имеющая характер общероссийской направленности. Ведь подготовка специалистов берет свое начало ещё со студенческой скамьи, и если мы имеем пробел в подготовленности специалистов, это значит — мы имеем пробел в системе образования и воспитания этих специалистов.
Литература:
- Царева, В. А. Консалтинговые услуги, как инструмент развития бизнеса. / В. А. Царева. — Текст: непосредственный // Бизнес-образование в экономике знаний. — 2019. — № 3. — С. 14.
- Булько, А. А. Консалтинг в разработке кадровой политики / А. А. Булько. — Текст: непосредственный // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2017. — № 12.
- Беляева, С. С. Проблемы управленческого консалтинга в современных условиях / С. С. Беляева. — Текст: непосредственный // Вестник Омского университета. Серия «Экономика».. — 2009. — № 1. — С. 114–116.
- Кремер, М. И. Проблема кадрового консультирования в России / М. И. Кремер, А. Б. Алдакушева. — Текст: непосредственный // Интерактивная наука. — 2017. — № 15.
- Хмара, Е. В. Финансовое и инвестиционное консультирование на финансовом рынке российской федерации / Е. В. Хмара. — Текст: непосредственный // Проблемы науки. — 2019. — № 7. — С. 43.
- Жигарь, О. В. О тенденциях развития маркетингового консультирования в России / О. В. Жигарь. — Текст: непосредственный // Общество, экономика, управление. — 2018. — № 1.