Проблемы консалтинговых компаний в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 22.05.2020

Статья просмотрена: 3810 раз

Библиографическое описание:

Шемякин, Н. Р. Проблемы консалтинговых компаний в России / Н. Р. Шемякин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70440/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: финансовое консультирование, кадровый консалтинг, маркетинговый консалтинг, управленческое консультирование.

Рынок консалтинговых услуг весьма обширен и расширяется до сих пор. На сегодняшний день, согласно европейскому справочнику — указателю консультанту по управлению, в мире насчитывается восемь групп консалтинговых услуг, которые в свою очередь подразделяются на виды. Всего в мире выделяют 84 вида консалтинговых услуг.

Данная отрасль является относительно молодой в России, но тем не менее она уже успела доказать свою значимость и необходимость на рынке услуг. Однако, как и в любой другой отрасли, в консалтинге существует ряд проблем, которые имеют как специфический, так и общий характер. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью выявления общих проблем консалтинговых компаний в России.

Привлекая специалистов со стороны, предприниматели могут получить наиболее объективный взгляд о положении фирмы. Стоит сразу отметить, что в данном случае под положением мы понимаем не только положение компании на рынке, но и положение в вопросах кадрового и финансового обеспечения, информационного и программного обеспечения и иных.

Консалтинг — это вид деятельности по предоставлению экспертных консультаций клиенту. [1] Он помогает решать множество проблем компаний, которые возникают у них при осуществлении деятельности.

В результате взаимодействия предпринимателя и фирмы по предоставлению консультационных услуг возникают некоторые проблемы, которые подразделяются на три уровня:

1) общее строение организации;

2) сфера организационных отношений;

3) уровень управленческих решений.

В консультационной деятельности существует ряд общих проблем и проблем, специфичных для отдельной отрасли консалтинга. Рассмотрим для примера несколько из них:

Управленческий консалтинг.

Управленческое консультирование представляет собой услугу сегмента В2В: услугу, которая оказывается одним бизнесом другому бизнесу. В частности, управленческий консультант привлекается компанией для коррекции бизнес-модели и модели развития компании, для повышения её конкурентоспособности на рынке консалтинговых услуг [4].

На сегодняшний день в практике управленческого консультирования выделяют такие проблемы, как:

Спрос на рынке консалтинговых услуг опережает квалифицированное предложение;

Непонимание клиентом полезности консалтинговых фирм;

Возрастной барьер;

Проблема конфиденциальности;

Отсутствие опыта в решении управленческих проблем;

Отсутствие комплексности;

Этические проблемы;

Проблема сопротивления изменениям [3]

Кадровый консалтинг.

Кадровый консалтинг является профессиональной деятельностью, которая связана с решением разных задач, возникающих в работе кадрового консультанта в области управления человеческими ресурсами. Целью в данном случае является увеличение прибыльности бизнеса и оптимизация кадров в организации.

Кадровый консалтинг — комплекс мероприятий по диагностике [2], корректированию и совершенствованию организационной структуры организации с целью повышения результативности её деятельности и усиления мотивации персонала.

Стоит отметить, что в кадровом консалтинге выделяют следующие проблемы:

 рынок кадрового консалтинга реагирует первым и крайне негативно на «проседание» бюджетов компаний вследствие кризиса;

 сравнительно низкие бюджеты на управление персоналом;

 высокая конкуренция компаний и «индивидуалов», оказывающих услуги кадрового консалтинга;

 в России на уровне менталитета закреплена традиция обращаться к сторонним консультантам только в крайне сложные времена (хотя этих времен можно было бы избежать, ведя планомерную работу с привлеченными специалистами);

 квалификация консультантов в регионах Российской Федерации сильно различается: в отдаленных от столицы регионах консультантам не хватает знаний и опыта для адекватной оценки бизнес-ситуаций. [4]

Финансовое консультирование.

Финансовое консультирование — деятельность, направленная на консультирование физических лиц, юридических лиц в отношении финансовых инструментов, сделок с ними, а также налогов, страхования, кредитования путем предоставления инвестиционных или финансовых рекомендаций на возмездной основе. [5]

Выделяют следующие основные проблемы финансового консультирования:

 Нехватка квалифицированных кадров. Отсутствие профильного образования у ряда финансовых консультантов. В Российской Федерации, в отличие от ряда европейских стран и США, не закреплены определенные требования к финансовым консультантам. Так статьей 6.1 федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ закреплено понятие и требования к лицам, осуществляющим инвестиционное консультирование, но понятие финансового консультирования на много шире и включает в себя больше областей консультирования, отсюда вытекает и следующая проблема.

 Недостаточное нормативно-правовое регулирование сферы финансового консультирования;

 Специфичность и нестабильность Российской экономики как фактор, влияющий на специфику финансового консультирования в России. [5]

Маркетинговое консультирование.

Маркетинговый консалтинг — это процесс, который направлен на решение задач маркетинга, в компании-клиенте. В спектр задач, решаемых маркетинговым консалтингом, входят: вывод и продвижение продуктов на рынок, разработка маркетинговой стратегии, маркетинговое планирование и другие. Маркетинговое консультирование, так же как и другие отрасли консультирования, имеет ряд проблем:

 Слабый уровень эффективности рекламы, который напрямую связан с её большим количеством и назойливостью, а также завышенным уровнем цен;

 Низкая квалификация специалистов по консультированию в области маркетинга, несмотря на их большое количество в настоящий момент времени.

 Недостаточно хороши показатели эффективности интернет-продаж в связи с неосязаемостью покупок через Интернет;

 Отсутствие опыта у руководителей в проектировании оптимизированной организационной структуры маркетинга и в применении необходимых функций стратегического планирования: бюджетирования и контроля;

 Отсутствие опыта у специалистов в проведении маркетинговых исследований, обработке и анализе предоставленной информации от специалистов других предприятий;

 Отсутствие всякой узнаваемости на рынке предоставляемых услуг [6].

Можно заметить, что в каждой консалтинговой группе, приведенной выше, существуют уникальные проблемы, появление которых обусловлено специфичностью отрасли, в которой они существуют. Данные проблемы требуют отдельного внимания и по тому не рассматриваются в рамках данной научной статьи.

Помимо специально-отраслевых, есть проблемы имеющие общее происхождение. На основании проделанного анализа к таким проблемам можно отнести: недостаточный опыт консультантов и слабую подготовленность специалистов по своей специализации. И если опыт консультантов — это вопрос времени, то подготовка специалистов — проблема, имеющая характер общероссийской направленности. Ведь подготовка специалистов берет свое начало ещё со студенческой скамьи, и если мы имеем пробел в подготовленности специалистов, это значит — мы имеем пробел в системе образования и воспитания этих специалистов.

Литература:

  1. Царева, В. А. Консалтинговые услуги, как инструмент развития бизнеса. / В. А. Царева. — Текст: непосредственный // Бизнес-образование в экономике знаний. — 2019. — № 3. — С. 14.
  2. Булько, А. А. Консалтинг в разработке кадровой политики / А. А. Булько. — Текст: непосредственный // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2017. — № 12.
  3. Беляева, С. С. Проблемы управленческого консалтинга в современных условиях / С. С. Беляева. — Текст: непосредственный // Вестник Омского университета. Серия «Экономика».. — 2009. — № 1. — С. 114–116.
  4. Кремер, М. И. Проблема кадрового консультирования в России / М. И. Кремер, А. Б. Алдакушева. — Текст: непосредственный // Интерактивная наука. — 2017. — № 15.
  5. Хмара, Е. В. Финансовое и инвестиционное консультирование на финансовом рынке российской федерации / Е. В. Хмара. — Текст: непосредственный // Проблемы науки. — 2019. — № 7. — С. 43.
  6. Жигарь, О. В. О тенденциях развития маркетингового консультирования в России / О. В. Жигарь. — Текст: непосредственный // Общество, экономика, управление. — 2018. — № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): кадровый консалтинг, финансовое консультирование, проблема, Россия, маркетинговый консалтинг, отсутствие опыта, рынок, управленческое консультирование, услуга, Российская Федерация.


Ключевые слова

управленческое консультирование, кадровый консалтинг, финансовое консультирование, маркетинговый консалтинг

Похожие статьи

Управленческий консалтинг: проблемы и перспективы развития на отечественном рынке

В данной статье раскрыто понятие «консалтинг», указаны основные проблемы развития рынка консалтинговых услуг на отечественном рынке услуг. Рассмотрены основные причины и факторы, оказывающие влияние на неразвитость данного вида услуг.

Возможности и перcпективы развития консалтинговых услуг в сфере управления персоналом

В статье рассмотрена хронология возникновения консалтинговых услуг в сфере рекрутмента, проанализированы возможности и перспективы развития таких видов консалтинговых услуг как кадровый аудит и диагностика организационной культуры.

Значение информационного и программного обеспечения в процессе финансовой диагностики и мониторинга российских корпораций

Роль налогового консалтинга в системе функционирования экономических субъектов

В данной статье рассмотрены понятие, виды и значения налогового консалтинга в России. Выявлена роль налогового консалтинга в концепции функционирования экономических субъектов. Проведен обзор функциональных обязанностей налоговых консультантов и пока...

Профессия налогового консультанта в России и за рубежом

В данной статье рассмотрено налоговое консультирование в России и странах мира. Выявлены достоинства и недостатки налогового консалтинга. Определены требования к профессии налогового консультанта.

Финансовое планирование в страховых компаниях

Особенности маркетинга в аудиторской и консалтинговой деятельности

В статье раскрываются отличительные черты маркетинговой деятельности в аудиторско-консалтинговой компаниях.

Анализ систем Business Intelligence в РФ

Анализ текущего состояния рынка систем Business Intelligence в Российской Федерации, основных тенденций и перспектив его развития.

Проблемы и перспективы внедрения системы контроллинга логистики в дистрибьюторских компаниях

Риск-менеджмент в сфере личного финансового планирования как инструмент минимизации последствий кризисных явлений

Похожие статьи

Управленческий консалтинг: проблемы и перспективы развития на отечественном рынке

В данной статье раскрыто понятие «консалтинг», указаны основные проблемы развития рынка консалтинговых услуг на отечественном рынке услуг. Рассмотрены основные причины и факторы, оказывающие влияние на неразвитость данного вида услуг.

Возможности и перcпективы развития консалтинговых услуг в сфере управления персоналом

В статье рассмотрена хронология возникновения консалтинговых услуг в сфере рекрутмента, проанализированы возможности и перспективы развития таких видов консалтинговых услуг как кадровый аудит и диагностика организационной культуры.

Значение информационного и программного обеспечения в процессе финансовой диагностики и мониторинга российских корпораций

Роль налогового консалтинга в системе функционирования экономических субъектов

В данной статье рассмотрены понятие, виды и значения налогового консалтинга в России. Выявлена роль налогового консалтинга в концепции функционирования экономических субъектов. Проведен обзор функциональных обязанностей налоговых консультантов и пока...

Профессия налогового консультанта в России и за рубежом

В данной статье рассмотрено налоговое консультирование в России и странах мира. Выявлены достоинства и недостатки налогового консалтинга. Определены требования к профессии налогового консультанта.

Финансовое планирование в страховых компаниях

Особенности маркетинга в аудиторской и консалтинговой деятельности

В статье раскрываются отличительные черты маркетинговой деятельности в аудиторско-консалтинговой компаниях.

Анализ систем Business Intelligence в РФ

Анализ текущего состояния рынка систем Business Intelligence в Российской Федерации, основных тенденций и перспектив его развития.

Проблемы и перспективы внедрения системы контроллинга логистики в дистрибьюторских компаниях

Риск-менеджмент в сфере личного финансового планирования как инструмент минимизации последствий кризисных явлений

Задать вопрос