Самостоятельная деятельность обучающихся на урока физики и математики в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Покидова, Н. Н. Самостоятельная деятельность обучающихся на урока физики и математики в средней школе / Н. Н. Покидова, Л. Н. Вертиева, И. В. Малахова, О. В. Амитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 694-696. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70457/ (дата обращения: 18.12.2024).



Самостоятельность учащегося — залог его успешного обучения.

В настоящие время в современных школах, при обучении детей точным наукам – физике и математике, – возникли проблемы с самостоятельной деятельностью обучающихся. Самостоятельная работа ученика — главный путь обучения и воспитания самостоятельности. Задачей учителей физики и математики стало раскрытие сущности воспроизведения и творчества в познавательном труде школьника, выявление природы ученического поиска в процессе «движения» от незнания к знанию.

На основе теоретического анализа процесса, необходимо дать научные основы классификации самостоятельных работ по физике и математике учащихся и экспериментально выявить основные дидактические положения, которые позволят выбирать различные сочетания воспроизводящих и творческих заданий в процессе обучения.

Воспроизводящая деятельность ученика, всегда завершающаяся созданием продукта, характеризуется шаблонностью приемов и служит базой для накопления знаний о предметах и явлениях объективного мира. Она помогает осознать и усвоить способы действия и является необходимой предпосылкой для творчества. Поэтому развитие умений творчески работать и заниматься требует отработки прежде всего определенных, элементарных стандартных знаний, умений и навыков (например, по решению типовых задач каждой темы курса). Без этого, без запоминаний и многократных упражнений не возможно успешное продвижение вперед в плане интеллектуального развития. Однако одних лишь воспроизводящих самостоятельных работ, одного запоминания и приобретения чисто механического опыта явно не достаточно. Ибо жизнь, практика постоянно вносит изменения в известные ситуации, выдвигают новые неожиданные условия и ученика не должно это застигать врасплох; ему нужно отвечать продуманными целесообразными действиями, опирающимися на творческое мышление. Таким образом, воспроизводящая деятельность, основанная на запоминании, «является таким процессом», который, как правило, сам по себе не осуществляет никакого самостоятельного отношения к миру и не отвечает никакой особой потребности. И тем не менее она необходима.

Воспроизводящая деятельность может обогащать ученика знаниями, но только в том случае, когда она систематически побуждает школьника «к проявлению собственной познавательной активности». А для этого дословное повторение знаний и копирование способов решения задач постепенно должно уступать место преобразующему воспроизведению как более высокой ступени процесса познания. И это должны иметь в виду учителя точных наук.

Познавательная деятельность складывается из двух процессов- воспроизводящегося и творческого — и показывает, что если эти процессы находятся в диалектической взаимосвязи; они выступают в виде двух самостоятельных звеньев одной цепи (подготовительный этап и основной) и, вместе с тем, как единое целое, внутри которого отдельные элементы тесно переплетаются, взаимно дополняя друг друга.

Познавательная деятельность ученика и его изменения с возрастом и приобретением опыта. Необходима систематизация и классификация самостоятельных работ школьников. Последнее делится на следующие типы:

  1. Самостоятельные работы по физике и математике выполняемые по образцу. Выполняются на основе подробного алгоритма решения задач. Деятельность школьников в этом случае является только воспроизводящей. Этот вид занятий может быть рекомендован при решении типовых задач по каждому разделу или теме курса, выработке навыков измерений, формированию умений самостоятельно выполнить лабораторные работы. Он предназначается для накопления опыта и закрепления умений и навыков. И может способствовать успешному сдачи экзаменов ОГЭ и ЕГЭ по физике и математике.
  2. Реконструктивные самостоятельные работы. Они требуют от ученика преобразования усвоенных теоретических знаний из имеющегося опыта решения задач. Обучающимся необходимо на их основе самостоятельно осмыслить новый материал, в том числе практического характера, проанализировать его и предсказать возможные результаты. Таких задач в экзаменационном материале предостаточно. Эти задания могут применяться в различных звеньях учебного процесса.

В курсе физики к таким работам относятся составление рассказа по нескольким источникам; решение задач, для которых требуется объединение навыков нескольких тепловых задач (например, на тепловые и механические процессы; механические и электрические и др.); выполнение лабораторного опыта, в котором требуется изменить по сравнению с обычным начальное условие или оборудование, записать данные с погрешностью измерения. В курсе математике к таким работам относятся построение графиков на основе уравнения или тригонометрической функций.

  1. Вариативные самостоятельные работы. Они учат школьника варьировать и комбинировать свой опыт, отыскивать особый путь познания истины, «сотканный» из различных, уже усвоенных умений и навыков. Для того чтобы решить новые задачи, разобраться в незнакомых проблемных ситуациях, учащийся должен использовать определенную часть знаний из числа тех, которые были им ранее получены. От заданий предшествующего типа эти работы отличаются тем, что при их выполнении требуется проводить обобщения, отделять главное от второстепенного и применять знания в существенно новых условиях, т. е. в них явно присутствует элемент творчества, что создает необходимые условия для развития мыслительных способностей ребят в процессе обучения.
  2. Творческие самостоятельные работы. Их выполнение поднимает познавательную активность обучающихся на высокий уровень. Деятельность ученика в этом случае освобождается от шаблонов и носит поисковый характер. Она складывается из таких умственных и практических операций: как выявление и постановка новых проблем, выдвижение гипотез, высказывание своих оценочных суждений, собственных умозаключений, нахождение и разработка существенно отличных от прежних планов действий и их обоснование, анализ полученных результатов, формулировка вывода. Такие работы подводят к выполнению проектных работ.
  3. Проектно-исследовательская самостоятельная работа. Выполнение такой работы требует от обучающихся проводить исследовательские действия. При этом школьники должны владеть важнейшими приемами работы с книгой и при подготовке исследовательских заданий пользовать информацией, уметь обрабатывать и применять ее, проводить исследования, делать анализ работы. Среди них выделение существенного, составление плана, ответов на вопросы, самопроверка, подборка и сортировка материала. План должен содержать только основные идеи, которые нужно увязать между сбой по смыслу; пункты его формулироваться четко.

Обучая школьников ответам на предложенные по тексту вопросы, нужно учесть чаще всего допускаемые ошибки. Большинство ошибок вызвано тем, что обучающиеся не понимают смысла вопросов. Поэтому, прежде всего следует научить ребят анализировать то, что у них спрашивают. Школьник должен научиться определять: какая от него требуется работа, чтобы ответить на поставленный вопрос: воспроизвести фактический материал, проанализировать факты или явления, сравнить свойства, установить причинно-следственные связи, сделать обобщение и т. п. И только после этого можно приступать к выполнению самого задания. Учитель должен стать для ученика консультантом.

Немаловажным фактом при изучении физики самостоятельный эксперимент учеников является одним из основных источников знаний. Поэтому большое значение приобретает постановка экспериментальных работ, особенно в исследовательском плане, ибо в ходе их выполнения обучающиеся приобретают навыки разнообразных умственных и практических действий.

К умственным относится умение осознать смысл задания, решаемого в экспериментальной задаче, в общей системе знаний, сформулировать цель работы, спланировать ее всю или частично, осуществить самоконтроль за выполнением, проанализировать полученные результаты, сделать выводы и обосновать их.

К практическим принадлежат умения пользоваться приборами (в первую очередь измерительными), производить измерения с заданной точностью, выполнять расчет среднего значения измерительной величины, подготовить приборы для работы, собирать установку и демонстрировать ее, выполнять действия в рациональной последовательности, соблюдать технику безопасности, оформлять четко, грамотно делать выводы, согласно предъявленным требованиям.

Литература:

  1. Велетченко В. И. О применении метода научного исследования в преподавании физики, 1985.
  2. Малофеев Р. И. Как повысить самостоятельность учащихся при выполнении лабораторных работ, 1986.
  3. Мултановский В. В. Формирование мышления учащихся при изучении физических теорий, 1986.
  4. Фридман Л. М. Как научиться решать задачи. — М.: «Просвещение», 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): работа, выполнение, воспроизводящая деятельность, действие, задача, математик, процесс обучения, школьник.


Задать вопрос