В статье авторы рассматривают роль проектной деятельности в развитии информационной культуры старшеклассников.
Ключевые слова: образование, информационная культура, информационные умения, проектная деятельность.
Современный этап развития образования, высокие темпы роста информационных технологий обуславливают необходимость формирования информационной культуры старшеклассников, перед которыми открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Информационная культура — это одна из составляющих общей культуры человека, связанная с потреблением и созданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности.
Большой вклад в изучение понятия «информационная культура» внесли ряд ученых, таких как Н. И. Гендина, Н. Б. Зиновьева, В. Е. Леончиков, Э. П. Семенюк и другие. Под информационной культурой понимают совокупность знаний, умений и навыков работы с найденной информацией с применением современных информационных технологий, где главными компонентами информационной культуры служат информационная и компьютерная грамотность [1].
Информационная культура проявляется как компонент формирования личности школьника, способного и готового оперировать информационными потоками, обладающего сформированными способами обработки и переработки информации, готового рационально стимулировать и поддерживать работу с информацией, удовлетворяя потребности общества [1].
Информационная культура является продуктом разнообразных способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
– умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять её в понятном виде и уметь эффективно использовать;
– овладении основами аналитической обработки информации;
– умении работать с различной информацией;
– знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности;
– владении основами информационной безопасности.
Успех формирования информационной культуры у обучающихся во многом зависит от образовательных технологий, направленных на обеспечение субъектной позиции ученика, развитие его рефлексивности, коммуникативности, интерактивности, нацеленной на получение индивидуальных образовательных результатов.
Одной из таких технологий является проектная, основная ценность которой, по мнению А. В. Хуторского, состоит в том, что она ориентирует учеников не на простое изучение определенной темы, а на создание образовательного продукта. Проектная деятельность способствует более глубокому усвоению учебного материала, развитию самостоятельности, коммуникабельности, умений и навыков самообразования, работы в команде, ответственности за совместную работу [5].
При создании проекта учащиеся работают с информацией. Как известно, работа с информацией разного рода формирует у школьников целостное мировоззрение. В ходе работы над проектом учащиеся самостоятельно производят поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, электронных ресурсах и т. д.); приобщаются к научной, правовой, справочной, технической литературе; у школьников развиваются навыки самостоятельной работы с литературой, познавательные интересы и творческие способности. В связи с тем, что реализация проекта предполагает работу с информацией, проектная деятельность создаёт оптимальные условия для формирования информационной культуры школьников [3].
В процессе реализации каждого этапа проектной деятельности происходит развитие определенных информационных умений и навыков: организационно-подготовительный этап — умения и навыки поиска и отбора необходимой информации; анализа информации (определение главного и существенного, выделение смысловых частей, выявления причинно-следственных связей в информации); поисково-деятельностный — умения и навыки интерпретации информации (объяснение связей и зависимостей, выявленных в информации); обобщения информации (формулирование выводов на основе проведенного анализа информации); творческой переработки информации; создания информации (создание информационных продуктов на бумажных и электронных носителях); презентационный — умения и навыки представления информации (представление информационного продукта аудитории, создание электронных презентаций); передача информации (использование различных каналов и способов передачи информации); оценочно-рефлексивный — умения и навыки анализа информации и полученного продукта [2].
Проектная деятельность обучает взаимодействию в группе и групповой деятельности; развивает умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; формирует навык самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность. В процессе выполнения проекта происходит и творческая самореализация личности обучающегося, развитие его интеллектуальных возможностей, умственных и творческих способностей, волевых качеств [4].
В современных условиях образования должно быть не столько усвоение старшеклассниками новой информации, новых идей, сколько формирование у него предпосылок для изменений в собственном поведении, которые можно понимать как навыки социализации, как готовность к выполнению предстоящих задач. Система образования нового информационного общества призвана решать новую глобальную проблему, связанную с подготовкой человека к жизни и деятельности, совершенно новых для него условий информационного мира.
Литература:
- Ишханова М. Г. Современное образование в условиях становления информационного общества: Университетские чтения — 2015 Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. — 2015. — С. 162–166.
- Кулик Т. С. Виды учебно-информационных умений [Электронный ресурс] // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. 2014. № 3(30). URL:http//www.grani.vspu.ru/files/publics/ 1394792406.pdf (дата обращения: 15.04.20г.).
- Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников / К. Н. Поливанова. − М.: Просвещение, 2006. − 192 с.
- Рассказова Ж. В. Педагогический потенциал проектного метода обучения // Современные технологии в образовании: материалы XVIII Всероссийской заочной научной конференции 27 апреля 2018г, г.Владикавказ / под ред. канд. пед. наук, доц.. Л. В. Газаевой; Сев.-Осет. гос. пед. ин-т. — Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2018. — Выпуск XVIII. — С. 127–130.
- Хуторский А. В. Компетенции в образовании // Опыт проектирования: Сб. научн. тр. — М.: ИНЭК, 2007. — 327 с.