В статье рассматриваются причины низкой эффективности экологического воспитания, а также пути формирования экологического мышления и культуры у студентов среднего профессионального образования.
Ключевые слова: экологическое мышление, экологическое воспитание, экологическая культура.
На практике формирование экологического мышления личности, главным образом, формируется стихийно (окружающей средой, СМИ, семьёй, неформальными контактами, самообразованием студентов). Перед современной системой образования стоит задача подготовки экологически культурных студентов среднего профессионального образования (далее СПО), способных в полной мере осознать отрицательные последствия непродуманного вмешательства человека в природные процессы и учитывать их в своей деятельности.
Важнейшая проблема современности — это проблема сохранения жизни и здоровья всего живого на Земле на основе обеспечения экологической безопасности. В настоящее время общество, переживающее пандемию, должно признать особую уязвимость человека перед природой. Чтобы привести культуру человека и цивилизацию в соответствие с возможностями природы, необходимо преодолеть барьер в своем сознании.
Современная экологическая ситуация предъявляет определенные требования к социальным качествам личности. Гармония человека с природой есть процесс взаимного согласованного развития — коэволюция, идеал, к которому можно бесконечно приближаться (аналогично бесконечному пути познания) [2]. Дальнейшее развитие мегаполисов, рост урбанизации населения, усиление стремления общества к комфорту и социальной обеспеченности не могут осуществляться без учета последствий влияния человека на природу, без формирования у людей сознания их высокой ответственности перед всем человечеством за состояние биосферы Земли. Современная система экологического образования не позволяет полноценно изучить социальную среду, действие экологических законов в человеческом обществе, адаптирующемся к среде через культуру и цивилизацию.
Причина низкой эффективности экологического воспитания связана с методологией школьного обучения. Существующее сегодня экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о Природе, не способно переломить природоразрушительные мотивы в мировоззрении населения, поскольку сохраняет прагматический и потребительский характер формирующихся у обучающихся представлений. Знания о законах совместимости общества и природы, их взаимодействие как целостной системы в учебниках экологии фактически отсутствуют. Подобные знания, лежащие в основе экологического мировоззрения, представляют собой достижение всей человеческой культуры — науки, религии, философии, искусства. Усвоение же их учащимися не может быть достигнуто лишь дидактическими методами. Следовательно, в настоящее время неизбежно возрастает роль воспитания, а содержание образования переориентируется на метапредметы социокультурной направленности.
Следует отметить тот факт, что в условиях новой образовательной парадигмы меняется роль педагога: из транслятора готового знания он превращается в организатора условий, способствующих развитию экологической культуры учащихся, их социализации и самоопределения. В настоящее время во все средние профессиональные учебные заведения введен единый курс «Экологические основы природопользования». Его содержание определено Государственным образовательным стандартом среднего специального образования и минимумом экологических знаний учащихся средних учебных заведений, а также соответствующей программой.
Возникшие предпосылки процесса формирования экологической культуры молодежи и факторы, направленные на формирование личности нового типа мышления, призваны способствовать духовному становлению личности, ее культурному самоопределению в ясном сознании возможных альтернатив, с чувством ответственности за экологическую составляющую страны.
Е. А. Ларина в своей монографии указывает, что при формировании экологического мышления необходимо решить ряд задач [1, с.66]:
– повышение экологической грамотности, приобретение навыков научного анализа явлений природы, осмысление взаимодействий общества и природы, осознание значимости своей практической помощи природе;
– развитие познавательных интересов в процессе изучения современных экологических проблем, решения экологических задач;
– воспитание убежденности в возможности познания закономерностей природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении экологических исследований;
– использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью;
– формирование гармонически развитой личности с широким культурным кругозором, осознающей себя не в роли «повелителя природы», а в роли составной и неотъемлемой ее части.
По наблюдениям, до обучения у студентов групп преобладало эстетико-прагматическое отношение к природе, знания были мало системными, низкий уровень экологического сознания и, как следствие, низкая степень индивидуальной профессионально-экологической ответственности у студентов. В результате обучения курсу появилось этическое отношение к природе с выраженной экологической активностью. Такое значительное повышение готовности студентов к экологической деятельности объясняется пониманием кризисности экологической ситуации, осознанием индивидуальной ответственности за природоохранную деятельность, а также новыми экологическими знаниями, полученными в результате обучения.
Стихийно экологические знания достоянием человека стать не могут, поэтому огромное значение в решении данной проблемы придается целенаправленному воспитанию экологической культуры. Экологические знания являются содержательно-смысловой основой экологической культуры. Их усвоение предполагает не только информирование учащихся о проблемах экологии, но и осознание ими самих себя как носителей экологических норм и ценностей.
Формирование экологической культуры молодежи — сложный и длительный социально-педагогический процесс. В условиях образовательных учреждений он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, формирования активной жизненной позиции, совершенствование деятельности по защите и улучшению качества окружающей природной среды. Экологическое мышление складывается у учащихся из экологических знаний и чувства ответственности по отношению к окружающей среде. При этом, экологическая ответственность в большей степени проявляется в предупреждении негативных последствий влияния человека на окружающую среду.
По анализу формирования у учащихся экологических знаний и экологической ответственности было проведено исследование. А. В. Парачук и С. П. Сергеенко выявили в своей работе три уровня сформированности экологических знаний [3]. Для определения уровня экологической ответственности была использована та же шкала:
- Низкий уровень — характеризуется отсутствием у студентов колледжа экологических знаний и стремления оценивать последствия негативной для природы деятельности человека;
- Средний уровень — характеризуется наличием у студентов достаточного количества экологических знаний и стремление к экологической безопасности;
- Высокий уровень — характеризуется осознанным отношением к окружающей среде.
Результаты анализа приведены в табл. 1.
Таблица 1
Уровень экологических знаний иэкологической ответственности
Уровень |
Экологические знания |
Экологическая ответственность |
Высокий |
33,4 % |
66,7 % |
Средний |
41,6 % |
25 % |
Низкий |
25 % |
8,3 % |
Таким образом, большая часть опрошенных студентов бережно относится к окружающей среде, но не считают экологически знания обязательными, что актуализирует необходимость целенаправленной педагогической работы с молодежью. В то же время, прослеживается понимание важности экологических проблем, осознанием последствий деятельности человека в природе, изменением антропоцентрического отношения к природе на коэволюционное.
На рисунке 1 видно, что большинство опрошенных имеет социальное стремление к экологической безопасности, и обладают достаточным количеством (средний уровень) экологических знаний. Однако, есть основания для дополнительных исследований с целью выяснения зависимости этих параметров друг от друга.
Рис. 1. Уровень экологических знаний и экологической ответственности
В настоящее время возникла необходимость поиска различных социально-культурных технологий для воспитания молодежи в современном мире, а также изучение потенциала взаимодействия различных учреждений в работе с молодежью для формирования экологического мышления и культуры. Экологическое образование и воспитание должны помочь молодежи в прочном усвоении таких экологических и этических норм, ценностей и отношений, профессиональных навыков и образа жизни, которые требуются для обеспечения устойчивого развития мира.
Литература:
1. Ларина Е. А. Социальное партнерство образовательных и досуговых учреждений по формированию экологической культуры молодежи: монография / Е. А. Ларина; М-во обр. и науки РФ ФГБОУ ВПО «Тамб. Гос. Ун-т им. Г. Р. Державина». Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес — Наука — Общество, 2014, 193 с.
2. Осипова С. В. Формирование профессионально-экологической ответственности у студентов колледжа // [Электронный ресурс]// URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-professionalno-ekologicheskoi-otvetstvennosti-u-studentov-kolledzha (дата обращения 19.05.2020)
3. Парачук А. В., Сергеенко С. П. Формирование экологической культуры учащегося как составная часть современного образовательного процесса объединения по интересам. Методическая разработка // [Электронный ресурс]// URL: https://mega-talant.com/biblioteka/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-uchaschegosya-kak-sostavnaya-chast-sovre mennogo-obrazovatelnogo-processa-obedineniya-po-interesam-88340.html (дата обращения 11.05.2020)
4. Шушпанова Д. В. Формирование экологического мышления у студентов вузов во время внеаудиторных занятий // Молодой ученый. — 2017. — № 8. — С. 382–386. — URL https://moluch.ru/archive/142/40072/ (дата обращения 08.12.2019)
5. Экологическое воспитание детей и молодежи: инновационные формы и технологии: учеб.-метод. Пособие / В. В. Дружинин, Е. М. Клемяшова, А. Л. Кураков и др.; под ред. Н. И. Дроздова, Л. П. Куракова, А. В. Тимирясовой. — М.: ИАЭП; Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014.-296 с.