В данной статье проведен анализ обеспечения экономической устойчивости предприятий путем оптимизации системы управления качеством, рассмотрены принципы, которым должна соответствовать система менеджмента качества любой организации.
Ключевые слова: экономическая устойчивость, оптимизация, управление, управление качеством.
Управление качеством, наряду с управлением затратами и маркетинговой деятельностью — одна из трех важнейших составляющих успешного и устойчивого развития любого современного предприятия. Удержание клиентов, обеспечение стабильного уровня качества выпускаемой продукции, выход компании на новые рынки, невозможны без всестороннего контроля качества. [1]
Любую систему менеджмента качества (СМК) можно разделить на две ключевых составляющих:
– Управление качеством продукции (продукта);
– Управление качеством обслуживания (взаимодействия с клиентами). [2]
Оптимизация системы управления качеством — один из основных способов повышения конкурентоспособности предприятия, необходимый для того, чтобы продукция была привлекательной для клиента, отвечала запросам и требованиям рынка, на котором представлены аналогичные товары конкурента. Соответственно, решение этой задачи обеспечивает компании финансовую успешность и экономическую устойчивость.
Большинство существующих систем стандартов качества основаны на философии всеобщего управления качеством (Total Quality Management), которая зародилась в Японии и Америке в процессе проведения конкурсов и присуждения наград компаниям, выпускающим лучшую продукцию в той или иной отрасли. Наибольшее доверие потребителей вызывали те компании, которые сделали ставку на выработку четких форм и процедур контроля за производством продукции и обслуживанием покупателей. Поэтому философия всеобщего управления качеством получила мировое признание. [3]
Важнейший принцип этой идеологии — разделение двух механизмов:
- Обеспечения качества (Quality Assurance), т. е. комплекса мероприятий, направленных на поддержание необходимого качества, и заключается в предоставлении компанией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в данном товаре или услуге.
- Повышения качества (Quality Improvement), предполагающий, что уровень качества необходимо не только поддерживать, но и повышать, соответственно поднимая и уровень гарантий.
Такое разделение необходимо в связи с тем, что оно позволяет учитывать динамичность внешней среды, окружающей компанию. Совершенствование продуктов в результате конкуренции и технического прогресса приводит к тому, что простого поддержания качества для выживания на рынке недостаточно. Пример высокотехнологичных продуктов (программного обеспечения, персональных компьютеров и гаджетов и т. п.) показывает, что продукт, который сегодня считается идеальным с точки зрения потребительских качеств, уже завтра оказывается безнадежно устаревшим.
Вторая группа принципов, характерных для всеобщего управления качеством, заключается в акцентировании внимания не на формальных количественных показателях, а на вовлечении в процесс поддержания и повышения качества каждого сотрудника компании. Обучение персонала, создание комфортной обстановки в коллективе, оптимизация отчетности, повышение стандартов не только производства, но и обслуживания — все это становится такой же важной составляющей в борьбе за качество, как и производственный контроль. [4]
Сочетание статических (контроль качества) и динамических (повышение качества и непрерывный рост компетенций сотрудников) показателей диктует подход к рассмотрению производственной деятельности, с точки зрения менеджмента качества. Процессный подход — третья важнейшая составляющая системы всеобщего управления качеством.
Практическим инструментом внедрения на конкретное предприятие принципов всеобщего управления качеством в мире служат, прежде всего, международные стандарты семейства ISO 9000.
Важно отметить, что стандарты ISO — не готовый набор решений, по которым может работать любая организация, а набор принципов и регламентов, в соответствии с которыми, после внутреннего аудита текущей деятельности каждого предприятия, может быть разработан набор регламентирующей документации и методов контроля и повышения качества, пригодных для каждой конкретной организации.
Разработчики стандартов ISO подчеркивают, что внедрение их системы не гарантирует качества конкретного продукта. Однако сертификация на соответствие требованиям ISO во многом говорит о надежности компании и соответствии внутренней организации ее деятельности неким общепринятым нормам. В современном мире сертификация ISO для производителя — уже не конкурентное преимущество, а необходимое условие выхода на международный рынок.
Подводя итог можно сделать вывод, что реальное, а не формальное внедрение и соблюдение стандартов менеджмента качества — сложный процесс, требующий постоянных усилий со стороны руководства и работников организации, наличия у сотрудников общего видения целей и миссии своей компании. Однако только успешное внедрение единых принципов менеджмента качества — залог экономического успеха любой компании. Стандарты ISO формализуют этот процесс и упрощают проверку уровня менеджмента качества в организации, гарантирует, что система менеджмента качества, принимающая во внимание структуру и основные требования стандарта, будет действительно всесторонней и последовательной, охватит все стороны деятельности любого бизнеса.
Литература:
- Бойцов Б. В., Комаров Ю. Ю., Панкина Г. В. Вопросы управления качеством технологических процессов. М.: Дрофа, 2017.
- Евстропов Н. А., Корнеева В. М., Бабыкин С. В. Менеджмент качества предприятий и организаций. М.: Юнити, 2016.
- Зекунов А. Г., Иванов В. Н. Обеспечение функционирования системы менеджмента качества. М.: АСМС, 2018.
- Вдовин, С. М. Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / С. М. Вдовин, Т. А. Салимова, Л. И. Бирюкова. — М.: Инфра-М, 2018.
- Данилова-Волковская, Г. М. Менеджмент качества выполнения работ, услуг и сервиса (для бакалавров) / Г. М. Данилова-Волковская, Г. И. Молчанов. — М.: КноРус, 2019.