Государственная политика в сфере защиты прав несовершеннолетних включает в себя обеспечение гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина, регламентированных в Конституции Российской Федерации и в других государственных законодательных актах. В настоящее время государственные меры по привлечению к правовой ответственности и назначения наказания за нарушение закона не удовлетворяют цели препятствования увеличения числа административных правонарушений и преступности среди несовершеннолетних.
Профилактические меры, направленные на снижение численности преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, являются одним из важнейших условий обеспечения защиты прав несовершеннолетних. Основной целью профилактики нарушений закона несовершеннолетними представляется защита прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактика безнадзорности и правонарушений, а также предупреждение преступности.
Правовое регулирование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних осуществляется на основании положений множества нормативных правовых актов, распространяющих своё действие на территории Российской Федерации. Для проведения исследования отдельных положений правовых норм, регулирующих проведение профилактики правонарушений в РФ, необходимо указать на то, что они не действуют как взаимосвязанная единая система, а содержат конкретные положения, которые относятся к тому или иному правоотношению в указанной сфере.
Основные правовые положения о системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и о полномочиях соответствующих органов в данной сфере содержит Федеральный закон № 120-ФЗ от 30.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Законом учреждается многоуровневая система профилактики неправомерного поведения среди несовершеннолетних.
К органам, осуществляющим проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение административных правонарушений и преступности, на основании вышеуказанного федерального закона, относятся следующие:
комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав;
органы управления социальной защитой населения;
федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи;
органы управления здравоохранением;
органы службы занятости;
органы внутренних дел;
учреждения уголовно-исполнительной системы.
Органы и учреждения упредительной деятельности, дифференцируясь по предметным задачам, границам, формам и методам административной деятельности, состоят в системной взаимосвязи друг с другом. Но они не должны выполнять одинаковую работу, а должны осуществлять конкретно определённые полномочия для каждого органа, объединённые общей целью для получения результата в виде положительной динамики административной деликтности несовершеннолетних.
Анализируя полномочия отдельных органов и учреждений в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних, установленных в вышеназванном законе, можно сделать вывод о том, что они имеют различные полномочия, которые не имеют общей направленности, а следовательно, достижение общих целей становится невозможным. Итогом является минимальный уровень взаимодействия органов власти и иных учреждений системы профилактики, что не может не сказаться на решении проблемы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Российской Федерации [5, с. 81].
Также следовало бы отметить, что в Федеральном законе хоть и урегулированы полномочия органов и учреждений в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних, не исключается возникновение практических проблем, связанных с исполнением указанных полномочий. Так, что касается осуществления мер по выявлению потенциальных несовершеннолетних правонарушителей, то закон обошел стороной регламентацию данных полномочий.
Кроме того, законом не урегулирован алгоритм действий по профилактике административных правонарушений, осуществляемых органами образовательной системы и образовательными учреждениями. Из этого следует, что таким учреждениям необходимо самостоятельно разрабатывать комплекс методов и стратегию профилактической деятельности. Зачастую образовательные учреждения не всегда могут самостоятельно разработать и даже выбрать одну из уже разработанных профилактических методик. В результате в большинстве образовательных учреждений нет четкого поэтапного плана профилактических действий. Данный факт затрудняет деятельность образовательных учреждений в сфере профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, соответственно, количество таких нарушений закона продолжает расти. По этому поводу Е. О. Винниченко высказывает мнение, согласно которому для более эффективной работы образовательных учреждений по профилактике правонарушений несовершеннолетних необходимо ввести единые нормативно регламентированные стандарты профилактической деятельности образовательных учреждений. Для начала это могут быть единые стандарты выявления и учета обучающихся групп «риска» [2, с. 163].
Одно из ведущих мест в деятельности по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних занимают органы внутренних дел. Следует рассмотреть подробнее место правоохранительных органов в системе органов и учреждений профилактики правонарушений несовершеннолетних.
В системе органов внутренних дел полномочия в сфере профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, осуществляют специальные подразделения по делам несовершеннолетних (далее — ПДН), которые имеют обширный круг полномочий по проведению профилактической работы с детьми, а также с их родителями или законными представителями, не выполняющих обязанности по воспитанию надлежащим образом. Специфика деятельности ПДН обусловлена тем, что к несовершеннолетним необходим особый подход, он требует более высокого уровня квалификации сотрудников, чтобы обеспечить действенную профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также защиту их прав и законных интересов от каких-либо посягательств.
В силу особенностей правового статуса подразделений по делам несовершеннолетних их деятельность носит уголовно-правовой характер. По мнению авторов юридической литературы, координирующая роль ПДН в этом аспекте не должна ограничиваться карательными мерами, но и выражаться в изучении семейных, экономических и иных условий жизни несовершеннолетнего [1, с. 246]. Кроме того, в совокупности с вышеуказанными полномочиями считаем целесообразным обеспечение психологической работы с несовершеннолетними. Тем самым следует сделать вывод о том, что недостаточно регламентированы полномочия ПДН по осуществлению профилактических мероприятий, а полномочия, закрепленные в действующем законодательстве, имеют слишком общий характер.
Особыми полномочиями в сфере осуществления профилактики преступности несовершеннолетних обладают учреждения уголовно-исполнительной системы. Деятельность указанных учреждений основывается на оказании целенаправленного воспитательного воздействия на несовершеннолетних и исправлении девиантных подростков. К уголовно-исправительным учреждениям, осуществляющих полномочия по профилактике преступлений несовершеннолетних, относятся воспитательные колонии (далее — ВК).
Федеральное законодательство устанавливает обязанности таких учреждений, направленные на оказание помощи в социальной адаптации, на исправление несовершеннолетних осужденных, возвращение их к полезной работе, а также на профилактику совершения указанными лицами новых преступлений. Однако, как отмечает Т. М. Зайко, практика борьбы с преступностью показывает, что исполнение наказания, даже хорошо организованное, само по себе далеко не всегда решает проблемы предупреждения рецидива со стороны определенной части несовершеннолетних, отбывших наказание [3, с. 52].
Профилактика правонарушений несовершеннолетних предполагает осуществление на федеральном и региональном уровне ряда мероприятий, эффективность которых во многом зависит от их комплексности, поддержки со стороны государства и общества. Для обеспечения единообразия правоприменительной практики на территории Российской Федерации, а также в целях повышения эффективности деятельности, рассматриваемых нами учреждений, по мнению И. Р. Хафизовой, необходимо закрепить на федеральном уровне обязанности проведения в отношении несовершеннолетних, которые освободились из ВК, профилактических мероприятий, направленных на социальную реабилитацию несовершеннолетних, трудоустройство, а также предоставление юридических консультаций и психологической помощи [4, с. 483].
Проведя анализ системы профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, следует сделать вывод о том, что в Российской Федерации действуют две обособленные системы профилактики. Одна из них применяет административно-правовой комплекс мер профилактики при борьбе с девиантным поведением несовершеннолетних, а другая основана на привлечении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или преступление, к правовой ответственности. Тем самым снова подтверждается отсутствие единообразной комплексной системы профилактики незаконного поведения подростков.
Литература:
- Верстов В. В. Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений несовершеннолетних / В. В. Верстов, И. К. Харитонов // Общество и право. 2014. № 4 (50). С. 244–248.
- Винниченко Е. О. Совершенствование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Е. О. Винниченко // Вестник ЗабГУ. 2013. № 10. С.157–165.
- Зайко Т. М. О системе профилактики правонарушений несовершеннолетних / Т. М. Зайко // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2017. № 1 (97). С. 51–53.
- Хафизова И. Р. Правоохранительные органы в системе органов и учреждений профилактики правонарушений несовершеннолетних / Хафизова И. Р. // Аллея науки. 2019. № 11(38). С. 483–485.
- Шаленова Е. Е. Нормативно — правовое регулирование системы профилактики правонарушений системы несовершеннолетних. / Шаленова Е. Е. //XXXIX международные научные чтения (памяти а. Е. Коварского). Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 80–82.