В данной статье отражены основные проблемы и трудности, которые испытывают младшие школьники с нарушением интеллекта при взаимоотношениях со сверстниками.
Ключевые слова: межличностные отношения, дети с ограниченными возможностями здоровья, младшие школьники с нарушением интеллекта.
В соответствии с современными тенденциями нашего общества стала интенсивно разрабатываться задача развития социализированной личности, готовой к конструктивным межличностным отношениям. Особую значимость и определенную специфику данная задача приобретает в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья в аспекте их социализации и интеграции в общество.
Ведущими факторами, вызывающими отклонения в развитии личности с общением, являются недостатки направленности позиции ребенка в коммуникации и недостаточное владение средствами коммуникативной деятельности, в особенности оперативными. Сочетание этих факторов представляет недифференцированное отношение ребенка к партнеру и к самому факту коммуникации. Общение выступает в качестве фактора внутренней дифференциации личности ребенка с нарушением интеллекта.
Владея достаточно большим запасом слов для построения высказывания с целью налаживания общения с окружающими, дети с нарушением интеллекта ограничены в возможностях словесной коммуникации, так как усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении.
Все дети с нарушением интеллекта к моменту поступления в школу обладают ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с социальной средой, соответственно у них могут страдать социально-бытовые умения и навыки.
Большинство детей с нарушением интеллектуального развития стремятся к общению, но в узком кругу с близкими людьми, общение со взрослыми. Наиболее важной средой в общении является семья и родственники. Наименьшая по значимости — школьная среда и среда класса.
В начале обучения в школе дети с нарушением интеллекта не проявляют должной активности, познавательного интереса, не владеют оценочными суждениями. Некоторые из них упрощенно используют коммуникативные способности для привлечения к себе внимания учителей, что при отсутствии содержательных отношений может свидетельствовать о неудовлетворении потребности в доброжелательном внимании со стороны близких людей.
Для всех детей вхождение в группу сверстников имеет важное социальное значение: расширяется радиус социальной активности, область ориентации, появляется возможность в общении с другими и через реакцию других познать самого себя, формировать собственную личность. Сам факт установления и развития отношений между детьми с нарушением интеллектуального развития и их сверстниками- необходимое звено в их социализации, для которого необходимы окружающая ребенка атмосфера социальной мысли, внешнее педагогическое сопровождение и поддержка.
Психологи выявляют особенности общения детей с нарушением интеллектуального развития. Для детей с нарушением интеллекта наиболее типичным является ситуативное обращение к другим людям. Даже при устойчивых межличностных отношениях преобладающее число контактов имеет прогнозируемый характер, что обусловлено ограниченностью знаний, недостаточной сформированостью вербальной коммуникации, навыков саморегуляции при выполнении умственных действий.
У младших школьников с нарушением интеллектуального развития отсутствуют способности к общению, необходимые для социального развития: знания и умения в сфере межличностных отношений, представления о индивидуальных особенностях людей, произвольная регуляция эмоциональной и поведенческой сфер. У детей с нарушением интеллекта выявлено запаздывание, в отличии от нормально развивающихся сверстников, формирования социальных отношений. Одним из частых явлений дезадаптации является нарушения или затруднения в общении со сверстниками. Они выражаются в том, что ребенок боится новых контактов, избегает их, не умеет налаживать межличностные отношения, не усваивает и не воспроизводит уже сформированные навыки общения. Коммуникативные качества личности задерживаются в развитии из-за сложностей, которые связаны с включением ребенка младшего школьного возраста в совместную деятельность: невыполнении учебных заданий.
Личностные и деловые отношения складываются между детьми с нарушением интеллекта трудно и медленно. Для младших школьников с нарушением интеллектуального развития характерны неадекватность реакций и способность глубоко осознавать характер своих отношений с окружающими. Школьникам сложно понимать интересы партнера по общению и соотносить свои личные интересы с интересами коллектива. Младшие школьники с нарушением интеллекта придерживаются однажды сложившегося мнения. если оно негативно по отношению к кому-либо из одноклассников, то дети не могут его без посторонней помощи изменить его и увидеть в своем товарище положительные качества. Особые трудности для учащихся специальной коррекционной школы VIII вида представляет дифференциация деловых и личных взаимоотношений. Стремление детей с нарушением интеллектуального развития к межличностному взаимодействию к 4 классу уменьшается. Любые попытки наладить межличностные отношения со сверстниками у детей с нарушением интеллекта сопровождаются частыми конфликтами, фрустрационными реакциями, стремлением к отгороженности. Недостатки коммуникативных средств общения ставят младших школьников с нарушением интеллектуального развития в зависимое положение от более нормально развивающихся сверстников. Нормально развивающиеся младшие школьники готовы периодически готовы оказывать помощь своим одноклассникам с нарушением развития, но в основном настроены не очень доброжелательно: проявляют склонность к вербальной агрессии, вынуждают других детей совершать плохие поступки в отношении к детям с нарушением интеллекта.
Учащиеся с нарушением интеллекта стремятся быть рядом с родителями. Они нуждаются в их постоянной помощи, к которой привыкли. Дети стремятся привлекать к себе внимание взрослых, провоцировать их на постоянный контакт. У большинства учеников младшего школьного возраста с нарушением интеллекта отмечаются негативные переживания по поводу возникающих межличностных отношений со сверстниками, которые имеют довольно поверхностный характер. Дети с нарушением интеллекта в межличностном общении ориентированы на внешние качества одноклассников, на их поведенческие реакции, а не на интеллектуальные или нравственные характеристики. Дети с нарушением интеллектуального развития, в отличии от детей с сохранным интеллектом, больше подражают поведению сверстников, находятся в большей зависимости от их общего настроения. Нормально развивающиеся школьники пессимистично относятся общению со сверстниками с нарушением интеллекта, ожидают от них различных проблем: когнитивных, коммуникативных, поведенческих. Таким образом возникают затруднения в социализации лиц с нарушением интеллектуального развития из-за нежелания здоровых сверстников вступать с ними в коммуникацию, так как они не видят в этом особого смысла. Причиной такого отношения является неправильное воспитание: ребенок с нарушением интеллекта изначально поставлен в иные условия, нежели его нормально развивающийся сверстник, поскольку культурная среда и нормально развивающийся сверстник, поскольку культурная среда и правила сферы межличностных отношений, принятые в обществе, рассчитаны на нормально развивающуюся личность.
Конфликты являются составной частью межличностных отношений детей с нарушением интеллекта. Они поверхностны и недостаточно осознаваемы самими учениками выраженные проявления вербальной и физической агрессии сопровождаются попытками обидеть сверстника своими неадекватным поведением. Непослушание, склонность асоциальным действиям провоцируют возникновение коммуникативного барьера в общении детей с нарушением интеллекта с нормально развивающимися сверстниками.
Проблемы общения детей с нарушением интеллекта обусловлены во многом нарушением не только интеллекта, но и речи. Становлению полноценного общения зачастую препятствует недоразвитие диалоговой речи. Затруднения при диалогической речи связаны с тем, что ученик должен постоянно следить за развертыванием мысли собеседника и соотносить свою речь с его вопросами и высказываниями. Для детей с нарушением интеллекта эта задача является сложной. Ученики с трудом концентрируют свое внимание на беседе, особенно при наличии побочных зрительных или слуховых раздражителей.
Литература:
- Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И. Дети с отклонением в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результату обучения.//Дефектология. — 2010. — № 5. — с. 14–20
- Трофимова. В. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде: монография/ В. И. Трофимова- Самара: Современные образовательные технологии, 2011–102с.
- Унковская Е. С. Особенности владения средствами коммуникативной деятельности учащимися младших классов школы VIII вида.//Дефектология.- 2009.- № 4.- с. 19–27